Консультация - практикум для педагогов ДОО «Игры и упражнения на балансировочной доске для детей, имеющих проблемы в развитии»
консультация по коррекционной педагогике

Чувакова Наталья Юрьевна

Распространение педагогического опыта по использованию инновационного пособия (балансир), как инструмента для синхронизации работы центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции у дошкольников, имеющих проблемы в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация - практикум

для педагогов МАДОУ детский сад «Голубок»

«Игры и упражнения на балансировочной доске для детей,

имеющих проблемы в развитии»

Разработчик консультации-практикума: Н.Ю. Чувакова, учитель-логопед, 1КК

Дата проведения: 28.01.2025 года

Цель консультации-практикума: распространение педагогического опыта по использованию инновационного пособия, как инструмента для синхронизации работы центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции у дошкольников, имеющих проблемы в развитии.

Задачи консультации-практикума:

  1. Организовать и провести практикум с балансировочной доской, направленный на развитие профессиональной компетенции педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми.
  2. Способствовать формированию положительной мотивации у педагогов к применению полученных знаний в своей педагогической деятельности.

Планируемые результаты:

  • участники приобретут практические навыки работы с балансировочной доской;
  • увеличится уверенность педагогов в использовании новых методов в работе с детьми, имеющих проблемы в развитии.

Регламент проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютер, SMART-доска, проектор, балансировочная доска «Бильгоу» – 1 штука, балансировочная доска – лабиринт – 4 штуки, балансировочная подушка – 1 штука, мешочки – 6 штук, маленький мяч – 4 штуки, средний мяч – 3 штуки, цветные корзины – 2 штуки, сборник игровых упражнений на балансировочной доске «Бильгоу».

Ход консультации - практикума

1-й слайд. 

На сегодняшний день в соответствии с данными мировой статистики, число детей с проблемами в развитии неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы в коррекции этих нарушений принимает глобальный характер. Согласно ФОП и ФГОС ДО педагогам предоставляется возможность в выборе тех или иных технологий, методов и форм обучения, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям детей с проблемами в развитии.

2-й слайд.  

Сегодня я хочу поделиться с вами своим небольшим опытом по использованию одной из инновационных методик в коррекционно - развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Методика мозжечковой стимуляции – одна из инновационных методик у нас в России, которую специалисты называют «ключом к обучению мозга».

3-й слайд.

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию движений, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз и другие функции. Он находится в нижней задней части черепной коробки.

Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, четкими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задает скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела.

В настоящее время нейропсихология утверждает, что мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы.

Помимо двигательной выявлены следующие функции мозжечка:

  • регулирование скорости, последовательности, согласованности психических функций;
  • формирование поведения, эмоций, внимательности;
  • участие в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также от других областей мозга;
  • координация артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ), жестов во время речи;
  • формирование телосложения;
  • планирование движений.

Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую. Активность мозжечка увеличивается при чтении вслух или про себя, во время мысленных процессов или воображения.

4-й слайд.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЛАБОСТЬ РАЗВИТИЯ МОЗЖЕЧКА?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости: снижение внимания; синдром гиперактивности; изменения в поведении; нарушения осанки; патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение); плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий; нарушение речевой функции (устная речь и письмо); неловкость в движениях, изменение походки; нарушения аутического спектра; задержка развития (психомоторного, речевого). Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Причиной повреждения мозжечка могут стать стремительные роды, тонус матки во время беременности, внутриутробные инфекции. К нарушению мозжечковой функции приводит гипоксия, которую провоцируют болезни плаценты (отслойка, фетоплацентарная недостаточность). Изменения работы мозжечка отмечаются у малышей с детским церебральным параличом.

5-й слайд.

На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу «Прорыв в обучении».

Доктор Фрэнк Бильгоу в 1960-ых годах прошлого столетия будучи школьным учителем, заметил, что дети, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, координацией движений, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями. Бильгоу предположил, что имеется тесная связь между физической активностью во время балансировки и развитием ребенка. 

Стимуляция мозжечка - это комплекс упражнений на координацию движений. Методика похожа на лечебную физкультуру.  Программа предусматривает использование специального оборудования – балансировочной доски, которое требуют от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия, выполнения несложных задач. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

6-й слайд.

Поверхность доски имеет специальную разметку в виде цветной сетки-матрицы с одинаковыми квадратами для фиксации положения стоп, в центре нанесено крестообразное обозначение. Такая разметка необходима для:

  • равномерного распределения веса тела при постановке на доску;
  • расположение стоп равноудаленно, параллельно друг другу от центральной оси доски; 
  • развития пространственных схем и зрительно-моторной координации,

 Основание конструкции (полозья) очень похоже на основание детских игрушек-качалок. Угол наклона платформы можно отрегулировать полозьями, которые определяют уровень сложности удержания баланса. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию, речевых, двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

7-й слайд.

ВИДЫ БАЛАНСИРОВ

На сегодняшний день разновидность балансиров очень велика.  

8-й слайд.

Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь: балансировочная доска (аналоги), поверхность для отбивания мяча, мячи (средний и маленький), мешочки с песком (крупами), палочки с разметкой, кольцебросы, боулинг и другие приспособления.

9-й слайд.

Принцип методики:

Суть занятий заключается в том, что стоя на балансире, поверхность которой укреплена на округлой основе, ребенок выполняет задания педагога, при этом балансируя он одновременно пытается удержать равновесие.                                                                                                      

Доктор отмечал, что после 15 минут занятий у ребёнка можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроля.

Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске (подушке) рекомендуется отработать упражнения на ровной (ребристой) поверхности. Детям с проблемами в развитии рекомендуется начинать занятия с простейших, базовых упражнений, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём, по принципу: «От простого к сложному».

Абсолютных противопоказаний у этой методики нет, однако надо проявлять осторожность, используя этот метод у детей:

- с судорожными проявлениями;

- с серьезными нарушениями мозгового кровообращения.

10 –й слайд.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ПРОВОДИТЬ СТИМУЛЯЦИЮ МОЗЖЕЧКА?

Занятия по мозжечковой стимуляции начинают проводить с 3 лет. Можно начинать выполнять упражнения и с 2-летнего возраста. Но в этот период малышу сложно объяснить, что от него требуется. Для облегчения тренировочного процесса ребенку показывают движения и одновременно объясняют словами. Упражнения малыш делает совместно со взрослым. Не забываем про технику безопасности. Взрослый всегда рядом.

А вот с 3–4-летнего возраста малыши уже хорошо понимают задачи, которые перед ними ставят. 

                                                                                               

11-й слайд.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДОСКЕ

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении. Частота проведения занятий на доске – 3–4 раза за неделю. Длительность 20-30 минут (по возрасту). Дольше заниматься не рекомендуется, так как ребёнок устает, внимание притупляется.

Для малышей с 2–3-летнего возраста используют самые простые упражнения на покачивание, балансирование. Ребенок может не только стоять, но и сидеть на доске.

 Виды упражнений: 

  • Залезть, слезть (сидя).
  • Сидя «по-турецки», раскачивать доску, после чего удерживать равновесие.
  • Сидя на доске, осуществлять плавательные движения руками.
  • Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой. Покачиваться на доске под музыку.
  • В положении сидя осуществлять круговые движения руками.

Спустя некоторое время можно предложить ребёнку встать на доску и постоять некоторое время (в зависимости от индивидуальных особенностей детей), удерживать равновесие.

Простые упражнения, которые можно выполнить стоя на доске:

  • Залезть и слезть с доски.
  • Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по кругу. Покачаемся с закрытыми глазами.
  • Стоя на доске, двигать руками, следить глазами за руками.

Далее следует усложнение упражнений (использование вспомогательных предметов), например:

  • Мешочки разного веса, которые мы бросаем ребёнку, а он их должен поймать.  
  • Также может принимать мешочки от взрослого одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
  • Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
  • Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
  • Кидать мешочки в мишень на полу или на стене.  

Затем эти же упражнения выполняются с мячом:

  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

12-13 –й слайды.

Упражнения на стимуляцию мозжечка можно активно применять на физкультурных занятиях, фронтально и индивидуально, на логопедических и психологических занятиях. Воспитатели проводят упражнения в индивидуальной и подгрупповой формах с детьми имеющих проблемы в развитии и не только, потому что занятия на балансирах очень увлекательные и веселые.

 

14-й слайд.

Результат:

На фоне систематических занятий у ребёнка улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе. Эффект виден уже через 1–2 месяца при регулярном проведении занятий.

Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.

С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата

Всем участникам желаем вдохновения и творческих успехов в своей профессиональной деятельности!

Литература

  1. Измайлова А.Х. Возможности применения комплекса "Learning breakthrough kit" (balametrics) в коррекционно-развивающей работе с детьми: Методическое пособие /А.Х. Измайлова, Н.В. Давыденко, Д.И. Скрипко; Ассоц. детских нейропсихологов г. Москвы (ООО "Детские нейропсихологи г. Москвы"). — Москва: УНИСЕРВ, 2016. — 111 с.
  2. Методика Balametrics - программа мозжечковой стимуляции. Режим доступа - https://psy-med.ru/articles/metodika-balametrics.html 
  3. Рекомендации для специалистов – педагогов широкого профиля «Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса» г. Новоуральск – 2019. Методическое пособие от 10.11.2019.
  4. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация -практикум для педагогов "Музыкальная игра, как средство преодоления застенчивости"

Музыкальная игра как средство преодоления застенчивости Среди психологических проблем 21 века особое место занимает проблема живого общения, развитию которого препятствует, в том числе и застенчи...

Особенности работы логопеда с различными категориями детей, имеющими проблемы в развитии.

В статье представлен перечень составляющих  логопедической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ И БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

В соответствии с ФГОС основными задачами физической культуры в дошкольном учреждении является укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение детей жизненно необходимым двиг...

Консультация-практикум для педагогов ДОУ "Игры по кинезиологии детей раннего возраста"

Цель:Повышение педагогической компитентности воспитателей в вопросах использовании кинезиологии детей раннего возраста.Задачи:Синхронизовать работы полушарий.Развитие общей и мелкой моторики.Развитие ...

Практикум для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как средство коррекции и развития высших психических функций у старших дошкольников, в том числе и дошкольников с ОВЗ»

Практикум для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как средство коррекции и развития высших психических функций у старших дошкольников, в том числе и дошкольников с ОВЗ»...

Игры и упражнения по запуску речи у детей с задержкой речевого развития ЗРР и задержкой психического развития ЗПР в возрасте 2-4 года.

Данный материал рекомендован для родителей, у которых дети в возрасте 2-4 года "неговоряшки". игры и упражнения расчитаны  на запуск речи у деток с ЗРР и ЗПР. простые игры и упражнения,...