Особенности работы логопеда с различными категориями детей, имеющими проблемы в развитии.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье представлен перечень составляющих  логопедической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17._statya._osobennosti_raboty_logopeda.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  работы логопеда с различными категориями детей,

имеющими проблемы в развитии.

Составила: Ушкалова Т. В.

Категория детей

Направление работы

Дети с нарушением слуха

1) Нормализация артикуляционной моторики;

2) развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
3) нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);

4) развитие зрительного гнозиса;

5) коррекцию звукопроизношения;
6) развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; 
7) увеличение пассивного и активного словарного запаса;
8) развитие способности словообразования и словоизменения;

9) коррекция процессов чтения и письма;
10)  развитие связной речи:  диалогической и монологической;

11)  развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития.

Дети с нарушением зрения

1) совершенствование фонетической стороны речи (механическая постановка звуков, ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук);

2) развитие фонематического анализа и синтеза;

3) совершенствование моторных навыков, координации мелких мышц кисти;

4) развитие ориентировки в пространстве, конструктивного праксиса (формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо);

5) формирование углублённых представлений и реальных знаний детей об окружающем мире;

6) расширение словарного запаса с учётом правильности соотнесенности слова с образом предмета;

7) развитие грамматического строя речи, практическое овладение им;

8) формирование обобщающих понятий;

9) развитие связной речи.

Умственно отсталые дети

1) Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка:

- развитие понимания речи;

- уточнение и расширение словарного запаса;

- формирование обогащающих понятий;

- формирование практических навыков словообразования и словоизменения;

- умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.

2) Формирование звуковой стороны речи:

- формирование правильного произношения звуков;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- формирование навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры;

- контроль за внятностью и выразительностью речи;

- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3) Развитие связной речи:

- обучение самостоятельному высказыванию.

Дети  с ДЦП

1) Развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук (учёт анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца).

2) Стимуляция двигательно-кинестетического анализатора (с целью формирования управления артикуляционным праксисом).

3) Развитие навыков самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребёнок.

4) Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания:

-  уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).

- развитие речевого дыхания и голоса. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.

-  нормализация просодической системы речи (её мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик).

-  формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

-  развитие фонематического восприятия, умений и навыков звукового анализа и синтеза.

-  развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

- формирование лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, связной речи.

Дети с ЗПР

1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

3. Формирование пространственных преставлений.

4. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.

5. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова.

6. Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами.

7. Формирование морфологической и синтаксической системы языка.

8. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

9. Формирование анализа структуры предложений.

10. Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Перспективный план работы логопеда в старшей группе детей с задержкой психического развития.

Представлено планирование работы логопеда с группой детей с задержкой психического развития по следующим разделам:- Общие речевые навыки- Развитие моторики речевого аппарата- Развитие общей мотор...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в  условиях ПНДДС...

Родительское собрание "Особенности работы логопеда в группе для детей с ЗПР"

Логопед–это педагог, который устраняет различные нарушения речи, как у детей, подростков, так и взрослых. Логопед кроме педагогических знаний обладает и основами медицинских знаний, т.к. речь ...

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

«Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы в развитие коммуникативных навыков посредствам мульттерапии"

Цель программы:Социально-коммуникативное, познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...