Консультация для родителей "Речевые игры для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
консультация по коррекционной педагогике
Полезные советы и игры для родителей и педагогов в работе с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 794.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 «Малинка» Старооскольского городского округа
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Подготовил: воспитатель
Воронкова Олеся Николаевна
г. Старый Оскол
2025г.
Для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи важно подбирать игровые формы занятий, направленные на улучшение всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, общей эмоциональной вовлеченности и социальной адаптации. Такие игры помогут детям развить устную речь, повысить внимание, память и мыслительные способности, необходимые для подготовки к школе.
Вот подборка эффективных речевых игр и упражнений, полезных для старших дошкольников с ТНР:
1. Речевые пальчиковые игры
Цель: Развитие мелкой моторики рук и стимуляция центров мозга, отвечающих за речь.
Игра «Волшебные пальцы»
Дети играют пальцами, подражают действиям взрослого и называют предметы или явления: мишка спит («качели-пружинки»), дождик капает («щёлканье пальцев»), солнышко светит («ладошки вверх») и др.
2. Логопедический театр
Цель: Формирование выразительности речи, расширение активного словарного запаса.
Игра «Сказочный герой»
Взрослый читает сказку (например, «Колобок»), предлагая ребенку выбрать персонажа и проиграть диалоги героя, меняя голос и мимику соответственно характеру персонажа.
3. Имитация голосов животных и природы
Цель: Автоматизация правильного произношения согласных звуков, развитие слухового восприятия.
Игра «Кто там шумит?»
Ребенок слушает звуки природы или животных (либо записанные звуки, либо воспроизводимые взрослым голосом). Затем пытается воспроизвести услышанный звук сам, одновременно определяя, кому принадлежит этот звук.
4. Графические диктанты и пазлы с элементами букв
Цель: Подготовительная работа к обучению грамоте, формирование зрительного образа буквы.
Игра «Собери букву»
Предложите ребенку собрать из палочек, пуговиц или кубиков заданную букву алфавита. Можно использовать тематическое задание: составить свое имя или название любимой игрушки.
5. Эмоциональные игры-диалоги
Цель: Улучшение коммуникативного взаимодействия, повышение уровня социализации.
Игра «Что бы сказал персонаж?»
Подберите игрушку или маску какого-нибудь известного героя мультфильмов. Предлагаете ребенку придумать ситуацию, в которой находится герой, и попросить рассказать, как герой поступил бы дальше, какую фразу сказал бы и почему?
6. Работа с артикуляционным аппаратом
Цель: Укрепление мышц лица и губ, выработка четкости и точности произносимых звуков.
Игра «Весёлая зарядка»
Например, упражнение «Хоботок» — ребёнок вытягивает губы вперед трубочкой и держит положение некоторое время, имитируя хобот слона.
7. Словообразование и грамматика
Цель: Обучение правильному употреблению предлогов, существительных, прилагательных и глаголов.
Игра «Какой он?»
Показываете ребёнку иллюстрацию предмета или живого существа и задаёте вопрос: «Какой это медведь? Большой или маленький? Что он любит кушать?».
8. Ролевые игры и сценарии
Цель: Практика социального поведения, обучение навыкам общения.
Игра «Магазин игрушек»
Один ребенок играет роль продавца, другой — покупателя. Дети общаются, запрашивая и продавая товары. Употребляют вежливые выражения («Здравствуйте», «Спасибо», «До свидания»).
9. Повторение скороговорок и чистоговорок
Цель: Развитие правильной артикуляции сложных сочетаний звуков.
Игра «Скороговорка-викторина»
Детям предлагается проговорить быстро и правильно специально подобранные скороговорки, соревнуясь друг с другом.
Таким образом, занимаясь с ребенком играми и упражнениями, подобными перечисленным, родители смогут эффективно подготовить его к успешному школьному обучению, развить важные компоненты речевой деятельности и способствовать гармоничному развитию дошкольника с ТНР.
Интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-s-tyazhelym-narusheniem-rechi-6265582.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/rech-i-dvizhenie-podvizhnye-igry-v-rabote-vospitatelja-korekcionoi-grupy-dlja-detei-s-tnr-master-klas.html
- https://www.defectologiya.pro/zhurnal/logopedicheskie_igryi_dlya_detej_s_narusheniem_tnr/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы
В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.
В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...





