Полезные упражнения и весёлые игры для межполушарного взаимодействия детям 5–7 лет
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
"Как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. Дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария.
Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними."
Практическая консультация для родителей включает в себя игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 570.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Полезные упражнения
и весёлые игры для
межполушарного взаимодействия
детям 5–7 лет
Подготовила
учитель-логопед
М.Ю. Сушкова
Пальчиковые кинезиологические упражнения
«Ударный ансамбль»
Поочерёдно стучать по столу кулаком, ребром ладони, распрямлённой ладошкой. Стучать сначала правой, потом левой рукой, потом двумя руками сразу, потом поочерёдно меняя руки в режиме:
- кулак — левой;
- ребро — правой;
- ладонь — левой;
- кулак — правой;
- ребро — левой и т. д.
«Фонари зажглись»
Расслабленные руки положить на стол ладонью вниз.
- «фонари горят»: развести прямые пальцы в стороны;
- «фонари погасли»: сложить кулачки;
- «фонарик включился»: пальцы на одной руке выпрямить;
- «фонарик включился»: пальцы второй руки выпрямить.
Когда ребёнок поймёт правила, отдавайте команды:
- оба фонарика горят;
- левый фонарик погас;
- оба фонарика погасли;
- оба фонарика зажглись;
- правый фонарик погас.
«Цепочка»
- Соединить указательный палец левой руки с большим пальцем правой.
- Над первым «звеном» образовать второе — соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой.
- Разорвать нижнее «звено» и снова соединить его над верхним.
- Продолжить составлять «цепочку», постепенно увеличивая темп.
«Колечко»
- Образуйте «колечко», поочерёдно соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Постепенно увеличивайте темп.
- Выполните упражнение в прямом порядке сначала одной рукой, потом другой.
- Выполните упражнение в обратном порядке (от мизинца к указательному) сначала одной рукой, потом другой.
- Выполните упражнение двумя руками сначала в прямом порядке, потом в обратном.
- Выполните упражнение правой рукой в прямом порядке, левой — в обратном, а затем наоборот: левой — в прямом, правой — в обратном.
«Карусели»
- Соедините попарно подушечки пальцев противоположных рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
- Разведите большие пальцы и совершайте ими круговые движения сначала в одном направлении, потом в другом. Вновь соедините подушечки больших пальцев.
- Проделайте аналогичные действия с каждой парой пальцев.
Игры для развития межполушарных связей
«Что ты видишь»
Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине — в общем, где угодно.
В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).
«Назови букву»
Подготовьте карточки такого вида:
Буквы верхней строчки ребёнок должен произносить вслух. Желательно громко и чётко.
В нижней строчке за буквами скрываются команды, которые надо выполнять (ИП: стоя, руки вытянуты вдоль тела):
- «Л» — левую руку поднять влево;
- «П» — правую руку поднять вправо;
- «В» — обе руки поднять вверх.
Чтобы справиться с заданием, ребёнку придётся одновременно считывать информацию с двух строк, произносить букву и при этом совершать движение руками. Сначала будет непросто. Хотя… Готовы проверить?
«Назови цвет»
Сразу предупреждаем! Эта игра подходит только для хорошо читающих детей. Малыши, которые знают цвета, но только учатся собирать буквы в слоги и слова, справятся с ней великолепно. А вот книгочею, который при виде последовательности букв сразу воспринимает скрывающийся за ней образ, будет непросто.
Итак, вам надо подготовить карточки такого вида:
Обратите внимание: цвет текста не должен соответствовать тому, что написано. Задача игрока — называть цвет букв, а не читать слово.
Т. е. для первой карточки правильным ответом будет последовательность слов:
- красный;
- зелёный;
- синий.
Подготовьте как можно больше таких разрезных карточек и быстро выкладывайте их перед ребёнком одну за другой.
«Марш».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, функции контроля, чувства ритма.
Возраст: от 5 лет.
Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука повернута ладонью вверх, другая – ладонью вниз.
1-й уровень сложности. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней.
2-й уровень сложности. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два.
3-й уровень сложности. После освоения добавляются глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях. Например, глаза перемещаются в сторону той руки, которая повернута ладонью вверх.
«Перекрестные шаги».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, чувства ритма) преодоление синкинезий.
Возраст: от 5 лет.
Исходное положение: стоя. Задача ребенка – координировать движения так, чтобы в такт движению руки одновременно двигалась противоположная ей нога.
1-й уровень сложности. Ребенок шагает, двигая руками так, чтобы ладонь правой руки касалась левого колена, а ладонь левой руки – правого.
2-й уровень сложности.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Движение не только вперед, но и назад.
3-й уровень сложности. При шаге правой ногой левая рука касается правого плеча, при шаге левой ногой – правая рука касается левого плеча. При каждом шаге кончик языка показывает на свободное плечо (которого не касается рука). Движение как вперед, так и назад.
Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование межполушарных взаимодействий
«Молоток – утюг».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 6 лет.
Правой рукой ребенок совершает горизонтальное движение («помогая маме гладить утюгом»), а левой рукой – одновременно – вертикальное движение («помогая папе забивать молотком гвозди»). Затем руки меняются: левая «гладит», правая «забивает».
«Жонглер».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, баланса.
Возраст: от 6 лет.
В каждой руке у ребенка по мячику.
1-й уровень сложности. Ребенок одновременно бросает мячик правой рукой вверх, левой – вниз) затем наоборот.
2-й уровень сложности.
Ребенок одновременно перебрасывает мячи из руки в руку.
«Ухо - нос».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, осознание схемы тела, баланса.
Возраст: от 5 лет.
Исходное положение: Левой рукой ребенок держится за кончик носа, правой – за мочку левого уха.
По хлопку ребенок меняет положение рук: правой рукой он должен взяться за кончик носа, левой – за мочку правого уха.
2-й уровень сложности.
То же, но в быстром темпе.
Регулярное выполнение упражнений способствует интеграции работы двух полушарий и развитию психических функций ребенка. Рекомендуемая частота занятий – 2-3 раза в неделю
в течение 7-8 недель.
Уважаемые родители! Составляя план развивающих занятий с дошкольником, не забывайте, что внимания требуют не только интеллектуальные, но и творческие способности. Мозгу нужны интенсивные тренировки, заставляющие работать и левое, и правое полушарие. Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, станут вашим верным помощником в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности.
Счастливого вам родительства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет."
Консультация...

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей.
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...

Игры, способствующие взаимодействию детей и развитию навыков общения (1мл.гр.)
Игры, способствующие взаимодействию детей и развитию навыков общения (1мл.гр.)...

Консультация для родителей. Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет.
Человек — это разумное существо. Он по-другому, чем, например, животные, воспринимает окружающий мир и обладает особым мышлением и логикой. Чтобы понять, как развить свой мозг, необходимо знать ...
Консультация кмц. Массаж пальчиков для развития речи у детей: полезные упражнения и весёлые игры
Консультация для родителей детей раннего возраста. Пальчиковые игры, массаж....

Игры на взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками
Игры на взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками...










