Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья по коррекционной педагогике

Молоканова Любовь Викторовна

МБДОУ детский сад№4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовской области.

Молоканова Любовь Викторовна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

 

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать логоритмика (речевая ритмика). Содержание логоритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия логоритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_logoritmike.docx27.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов и от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя.

Одним из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей может выступать логоритмика (речевая ритмика). Содержание логоритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, головы, всего корпуса, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. Занятия логоритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь и более успешно овладеть произносительными умениями.

На занятиях по логопедической ритмике для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы используем музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и  дыхательно-артикуляционные упражнения, массаж и пальчиковую гимнастику в игровой форме сопровождаем художественным словом, речевые игры и ролевые стихи, танцевально-ритмические игры и упражнения.

При построении занятий  мы опираемся на связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения и развития личности в целом. Содержание занятий напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения для укрепления артикуляционного аппарата.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Ожидаемый результат:

- В итоге проделанной работы у детей активизируется психическая деятельность.

- Развивается слуховое восприятие и зрительное внимание, память, двигательный и артикуляционный аппараты, зрительно – моторные координации.

- Формируются двигательные навыки.

- Улучшаются функции дыхания, сердечно - сосудистой системы.

- Укрепляется мышечный корсет.

- Совершенствуются техники выполнения упражнений для опорно-двигательного аппарата, в том числе и индивидуальных.

Таким образом, учитель-логопед осуществляет: 

  • постановку диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактике  дисграфии и дислексии;
  • совершенствование мелкой моторики и т. д.

Музыкальный руководитель развивает:

  • слуховое внимание и память,
  • пространственные представления,
  • координацию движений,
  • умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок,
  • воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

Проанализировав результаты диагностики на начало учебного года старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что высокий уровень  развития речи выявлен у  10% детей, средний уровень составляет – 40%, низкий уровень выявлен у 50% детей.

В результате полученных данных в процессе проведения промежуточной диагностики  можно сделать следующие выводы: 40% составляют дети с высоким уровнем развития, что на 30% выше в сравнении с началом года. Трое детей со среднего уровня перешли на высокий уровень.

И уже к концу уч. года у всех детей отметилась положительная динамика:

В результате сочетания слова, музыки и движения дети стали более раскрепощенными, эмоциональными, значительно улучшили свои ритмические способности. Отмечены положительные результаты в формировании слоговой структуры слова: дети имеют средний и высокий уровень. У детей повысилась координация движений, они стали собраннее и внимательнее. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки.

Важно отметить, что залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению речевых дефектов является совместная работа всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и их взаимосвязь с семьями воспитанников.

Так, нами были разработаны и проведены консультации для родителей: «Коррекционная помощь детям с ОВЗ», «Развитие голоса у дошкольников», «Роль речи взрослого в развитии голоса детей», «Хорошая речь слаще меда», «Развиваем пальчики», «Научите ребенка общаться», «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», тем самым, заинтересовав к работе и родителей воспитанников.

Благодаря системной и целенаправленной работе по использованию логоритмики во всех сферах жизни детей, наши воспитанники систематически являются призёрами проводимых ежегодно внутри детского сада, в районе и области конкурсов выразительного чтения. Несколько детей поступили в музыкальную школу, продолжают заниматься танцами и музыкой.

Список использованной литературы:

1. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под редакцией Г. А. Волковой, — СПб.: КАРО, 2005.

2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная Пресса, 2004.

5. Лопухина А. Н. Логопедия – речи, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

6. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. «Фонетическая ритмика».

7. Источники интернетресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

Данный проект направлен  на создание условий успешного взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения эффективности коррекции  речевых нарушений....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками.

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками играет важную роль в комплексной реабилитации детей с речевыми нарушениями.Логопед...

ДОКЛАД Логоритмика, как средство воспитания патриотических чувств, развития темпа и ритма у детей. Взаимодействие учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

ДОКЛАДЛогоритмика, как средство воспитания патриотических чувств, развития темпа и ритма у детей. Взаимодействие учителя - логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, им...