Конспект занятия "Кто ходит в гости по утрам..."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия с детьми с ФФНР возраст 6-7 лет. Занятие было представлено на краевой конференции в качестве мастер класса. Имеет множество положительных отзывов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_zanyatiya_dlya_detey_s_FFNR_poslednee_2.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи при легкой степени псевдобульбарной дизартрии в подготовительной к школе группе

 Тема:  Звуки [В], [Вь] и буква В. « Кто ходит в гости по утрам…»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- Закреплять: знания о букве В и звуках, которые она обозначает; понятия  «гласный- согласный звуки», «твердый - мягкий  согласные звуки», соотнесение звуков с цветовым обозначением; навыки  звукового анализа на материале слов со звуком «В» , умения различать звуки и буквы, закрепить образ  буквы В; умение правильно употреблять пространственные предлоги.
- Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения;
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать: общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, развивать фонематические процессы.
- Тренировать мимическую мускулатуру лица.
- Стимулировать речевую активность.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Развивать коммуникативные качества.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам.
- Воспитывать любовь к отечественным мультфильмам.

        Оборудование: мультимедийное оборудование, воздушные шары синего и зелёного цвета, открытки с заданиями для слого-звукового анализа, цветные и простые карандаши, пластилиновые карточки, семена (фасоль, арбузные, фисташки), картинки с изображением предметов со звуками [В], [Вь], мяч, мольберт, магнитная доска с магнитами, стол для подарков..
        Предварительная работа: просмотр мультфильма «Винни-Пух и все, все, все…», беседа о праздновании Дня рождения детей.










Ход занятияПримечания1.Введение детей в игровую ситуацию. Развитие общей моторики.
Дети с логопедом заходят в зал.
- В мире много разных сказок
 Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Звучит  фонограмма  песни « Кто ходит в гости по утрам…» (из мультфильма «Вини – пух и все, все, все …»
- Ребята, голос какого сказочного героя вы услышали? ( Винни-Пуха).
- А вот он и сам идет.
- Здравствуй, Винни-Пух.
В-П: Здравствуйте, ребята.
-  А теперь поздоровайтесь с нашими гостями.
- Винни-Пух, мы сегодня идем в  гости к твоей подруге Сове. Она пригласила нас всех  на свой День рождения. Ну что, в путь? Вставайте все за мной.Музыкальный фон.















Слайд - на экране появляется Винни-Пух



2.Работа над голосом. Массаж лица.
- Ребята, Винни-Пух очень любит разные вопилки, кричалки, шумелки, дразнилки. И  мы с вами покричим  их вместе с Винни-Пухом.
- Ви-вя-ве ( тонким голосом, как Пятачок);
- Вы-ва-во ( громко, низким голосом, как Винни-Пух);
- Ва-ву-вы ( тихим голосом).
Винни-Пух: Что-то я устал. Давайте немного отдохнем.
Массаж мимических мышц лица.
-Оттяну вперед я ушки,
 А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Мишка, мишка, рот открой
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка рот открой
И направо двинь щекой.
- Отдохнули? Тогда вперед, мне так не терпится попасть  к Сове на день рождения.

Индивидуальное и хоровое проговаривание кричалок в кругу.



Дети садятся на пол, выполняют массаж.
Музыкальный фон.




















Небольшой круг под фонограмму.
3.Создание проблемной ситуации. Характеристика звука. Артикуляционная гимнастика.
- Вот и большой дуб, в котором живет Сова. Давайте постучим.
Сова: Здравствуй, Вини - Пух. Что нового?
- Мы, Сова,  пришли к тебе в гости. Ребята, давайте поздравим ее с Днем рождения.
Сова:  Я очень рада,  что вы пришли ко мне на День рождения. Проходите, присаживайтесь за столы.
- Сова, что это у тебя здесь написано? Со-а.
- Ребята, как вы думаете, правильно написано это слово?
- Почему? (пропущена буква В).
- Какой звук не выговаривает Сова?
- Поэтому она пропустила букву «В»  в слове СОВА. Давайте научим ее произносить  звук «В». Но сначала Сова предлагает нам попить чаю.
- Чай мы пьем из красивой «Чашечки»;
- Голову назад глотаем чай мелкими глоточками;
- Чай мы пьем с вкусным вишневым вареньем;
- Ах, какое вкусное варенье. Облизываем верхнюю  губу нижней, нижнюю – верхней.
- Наши губы довольны угощением  («Улыбка»).
- А сейчас объясним Сове, как правильно произносить звук «В».
- С помощью чего мы произносим звук «В»? ( Что помогает нам произносить этот звук?)
- Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, голосовые связки вибрируют.
- Что вы знаете о звуке  [В]? (Он согласный, звонкий, может быть твердым и мягким).

Слайд – дупло Совы с надписью « Со-а».
Появляется Сова.
Дети хором поздравляют Сову.









Артикуляционная гимнастика по показу, под музыку.



На экране слайд с правильной артикуляцией звука.

Показ у экрана.4.Развитие фонематических процессов. Составление сложноподчинённых предложений.
- Винни-Пух и Пятачок  выбирают  Сове подарки, в названии которых есть звуки [В], [Вь]. пойдем, поможем им.
- Объясним Сове, для чего нужны эти предметы. Я начну первая.
- Здесь, ребята, мы будем оставлять наши подарки для Совы. Ей очень приятно, что мы дарим  такие полезные вещи.На доске картинки со звуками «В», «Вь» и без этих звуков: кукла, мяч, варенье, телевизор,  цветы, аквариум.  Дети выбирают картинки  со звуками «В», «Вь» на мольберт.5.






Дифференциация звуков соотнесение с цветовым обозначением.
- На Дне рождения играют в разные игры.  Вот и Винни-Пух предлагает  нам поиграть с воздушными шарами и научить  Сову различать звуки [В], [Вь].
-  Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки?
- У нас и шарик есть синий.
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- И такой у нас шар есть.
- Научим Сову различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Я буду называть слова, если  услышите слово со звуком «В», поднимаете синий шар, если со звуком «Вь»- зеленый: валенки, варежки, веник, цветы,  варенье, аквариум, телевизор.

Воздушные шары расставлены по залу.
На экране Винни-Пух с шарами.
Игра проводится в кругу, затем шары убираются в сторону.
6.Слого-звуковой анализ слова «Ваза.
- Ребята, на День рождения поздравления пишут на открытках. Мы тоже  подпишем Сове поздравительные  открытки. Но открытки эти не простые, а с секретиком. Разверните их. Мы покажем  Сове, как  мы умеем определять место звуков  [В], [Вь] в словах, делить слова на слоги и определять количество звуков в словах.
- Мы подарим Сове вазу.
-  В первой строке обозначьте место звука [В], в слове «ваза».
- Во второй строке нарисуйте столько коротких линий, сколько слогов в слове «ваза».
- В третьей строке нарисуйте столько кружочков, сколько в слове звуков.
- У кого сколько звуков?
- Раскрасьте гласные и согласные звуки.
- Проверьте свои работы.
- Кто сделал все правильно?
- Кто ошибся, на расстраивайтесь, мы с вами еще будем подписывать такие открытки.
- Давайте подарим Сове – имениннице наши открытки.

Работа с открытками.

Анализ каждой строки. Характеристика каждого звука с последующим цветовым обозначением.




Слайд с правильно оформленной открыткой.
7.Употребление пространственных предлогов.
- Винни-Пух, ты куда? По-моему, он что-то ищет. Я, кажется, догадалась- он ищет  потерянную букву В из слова  «сова». Давайте и мы с вами поищем эту букву.
- Расскажите, где вы нашли буквы.
Буквы спрятаны в зале.
8.  Закрепление образа буквы. Развитие мелкой моторики (техника «Ниткопись»).
- Ребята, я предлагаю вам  подарить  Сове букву «В», чтобы она запомнила эту букву и правильно написала слово «СОВА» на своем домике.
-  У  вас на столах  лежит материал для изготовления этой буквы. Я думаю, что Сова очень обрадуется, если в подарок получит красивую букву «В».
- Покажите гостям, какие красивые буквы вы сделали. А теперь подарите их Сове.
Сова: Спасибо вам, ребята. Научили меня правильно произносить звук «В» и букву В мне подарили. Теперь у меня слово «СОВА» правильно написано и все гости без труда найдут мой дом.



Показать листы бархатной бумаги и цветные нитки.
Слайд: над дуплом появляется надпись «СОВА».
9. Итог занятия.
- Вам понравилось в гостях у Совы? Какой замечательный и весёлый был День рождения у Совы. Мы дарили ей подарки, в названии которых есть звуки «В», «Вь». А еще что делали?
- Магнитом красного цвета отметьте, где нам было интересно, легко. А синим магнитом отметьте то занятие, которое для вас было трудным.
- Сова очень довольна нашими подарками и дарит нам воздушные шары с хорошим настроением. Один шар возьмите себе, а другой подарите нашим гостям.
- А нам пора возвращаться в детский сад.
(под музыку дети уходят в группу)
На доске план выполнения заданий


Слайд со всеми героями мультфильма, звучит фонограмма

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как дети ходили в гости к Белоснежки

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста,  цель которого помочь понять детям, что некоторые знакомые предметы домашнего быта являются источником потенциальной опасности; учить пользова...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Волшебное утро".

Занятие по изобразительной деятельности с элементами сенсорного развития....

КАК МЕДВЕДЬ ХОДИЛ В ГОСТИ В ДЕТСКИЙ САД

Как  медведь  ходил в гости в детский сад...

буклет кто ходит в гости

советы для тех, кто ходит в гости...

"Кто ходит в гости по утрам"

quot;Кто ходит в гости по утрам"...

Консультация для родителей: «Как ходить в гости с маленьким ребенком».

Многие родители уверенны, что с появлением малыша закончится их молодая светкая жизнь. Теперь только пеленки, распашонки и полчаса телевизора перед сном. Сидеть с малышом в четырех стенах не только ск...

Проект "Мишка Федя ходит в гости к детям"

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской, трудовой и бытовой деятельности....