Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
план-конспект занятия (логопедия, младшая группа) по теме

Лазебная Наталья Васильевна

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект занятия в младшей группе

Тема: «Домашние животные»

Подготовила: Лазебная Наталья Васильевна

Учитель-логопед

Хабаровск 2011

ТЕМА: «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели. Учить составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формировать номинативную лексику по теме: «Домашние животные». Расширять представления об образе жизни домашних животных. Учить употреблять в речи  существительные в форме родительного падежа единственного числа

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической  речи, артикуляционной, тонкой и обшей моторики. Формировать целостное восприятие предметов (изображений животных). Формировать зрительно-пространственное восприятие.  

Коррекционно-воспитательные цели. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображения животных. Воспитывать у детей чувство любви к домашним животным, желание им помочь.

Оборудование. Плоскостные изображения домашних животных, сарай, будка для собаки, изображения животных без частей тела, игрушка котенка.

Ход занятия

  1.  Организационный момент.

 (Сообщение цели.)

-Дети, какое время года? (зима)

-Что падает с неба зимой? (снег)

- Посмотрите, сколько снега намело! Какой большой сугроб! (мяу-мяу)

- Кто это там кричит? Иди сюда, маленький.

-Кто это дети? (котёнок)

- Как ты оказался, озорник, в сугробе?  

Ответ котёнка:

- Я выбежал из дома, увидел большие сугробы, испугался и побежал. А теперь не могу найти свою маму.

-Ребята, поможем котенку найти его маму?  (да)

Мы сегодня с котенком будем искать его маму.

II.  Рассматривание котенка.

- Как тебя зовут? (Пушок)

-Ребята, котенок замерз, дрожит. Давайте его успокоим. Погладьте его.

-Какая шерстка у котенка? (мягкая, пушистая, теплая)

-Что у него есть на мордочке? (маленькие ушки, глазки и усы)

-А это что? (хвост)

-А это лапки. На них мягкие подушечки. А на лаках что? (когти)

- Да, когда котенок сердится, он выпускает когти и царапается.

- А что еще может делать котенок? (бегать, прыгать, лазать, мяукать, лакать)

- Какой котенок? (забавный, маленький, озорной, пушистый, беленький (рыженький))

- Пойдемте искать его маму.

-Пушок пробежал по снегу и оставил следы. Пойдемте по следам. Это кошачьи следы.

Звучат голоса животных.

- Куда же они нас привели? (к животным)

Животные со своими детенышами вышли погулять.

  1.  Закрепление знаний о детенышах домашних животных.

 Учить употреблять в речи образование существительных в родительном падеже и единственном числе. Закрепление понятие «Домашние животные».

 Корова  (рассматривание коровы).  

Послушайте. Что ты услышал? (му-му)

- Пушок, это твоя мама? (Нет, это не моя мама.)

- Почему это не твоя мама? (Это корова. У коровы есть теленок.)

- Ребята, посмотрите, художник нарисовал на картине корову. Что он забыл нарисовать? Какой части тела нет у коровы? (нет рогов)

-Зачем корове рога? (она бодается, защищается от врагов.)

- Какую пользу приносит корова человеку? (даёт молоко.)

- И котенок любит молоко! Где же его мама?

-Может это его мама?

Лошадь (рассматривание  лошади).

Дети: «Нет, это не его мама».

- А чья это мама? (жеребенка)

- Кто у жеребенка мама? (лошадь)

-А зачем лошадь нужна человеку? (Чтобы перевозить грузы.)

- И здесь на картине художник забыл что-то нарисовать. Чего нет у лошади? (хвоста)

- А хвост нужен лошади? (Да, нужен. Она им отгоняет мух, комаров.)

Собака (рассматривание собаки).

- Пушок, это твоя мама? (Нет, не моя. Это собака. Это мама щенка.)

- Где живет  собака? (в будке)

-Какую она пользу приносит человеку? (охраняет дом)

- Посмотрите, чего у собаки нет на картине? (уха)

-Зачем уши собаке? (чтобы слушать)

Кошка.

-Ребята, а это чья мама? (Это мама котёнка.)

- Чего нет на картине у кошки? (глаза)

- Зачем кошке глаза? (Чтобы она хорошо видела не только днем, но и ночью.)

- А кошка зачем нужна человеку? (чтоб ловить мышей)

- Ребята как одним словом назвать корову, лошадь, собаку, кошку? (домашние животные)

-А почему их называют домашние животные.

-Потому что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу.

- Котенок обрадовался, что нашлась его мама. Кошка бросилась к котенку и начала его облизывать и ласково мурлыкать. Как? (мур-мур)

-Что делает кошка, когда кричит «мур»? (мурлычет - закрепить)

-Молодцы, ребята, помогли котенку найти его маму. Давайте покажем, какие мы ребята молодцы.

IV.  Физминутка.

[Развитие координации движений, общей моторики и тонкой моторики.]

Мы, ребята-молодцы,                  (шагают на месте)

Вот какие удальцы!                      (поднимают руки вверх, встают на носочки)

Дружные и смелые,                     (загибают поочередно  пальцы обеих рук Ловкие, умелые,                           начиная  с большого пальца)

Мы тебя, Пушок, спасли,

И к маме отнесли.

Давайте расскажем маме кошке, что случилось с ее Пушком.

V.  Составление рассказа по картинкам.

- Послушайте, что случилось с Пушком.

Образец рассказа:

Котёнок проснулся, полакал из блюдечка молока, поиграл фантиком, залез под кровать, отдохнул, дверь открылась, и котенок вышел на улицу.

Дети составляют предложения по картинкам (по вопросам).

VI.  Итог.

До свидания, Пушок. Больше не убегай из дома.

Список использованной литературы

  1. Т.А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» ГНОМ и Д; 2011г.
  2. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: Союз, 1999
  3. О.Н. Земцова «Что нас окружает. Познаем мир»
  4. Филичева Т.Б, Т.Туманова. Совершенствование связной речи М.1994-311с
  5. Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Детство-пресс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (старшая//подготовительная группы) ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Занятие по развитию лексико-грамматических представлений в старшем дошкольном возрасте по лексической теме "Домашние животные"...

Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

Лексико - грамматические задания для дошкольников по теме "Домашние животные".

Лексико - грамматические задания для дошкольников по теме "Домашние животные"....

Методическая разработка по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи в старшей группе.

методическая разработка по развитию речи и лексико-граматического строя речи в старшей группе....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (общее недоразвитие речи)

Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений и связной речи. Этапы логопедической работы по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи. Ст...

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников по теме "Домашние животные", средняя группа.

Предложенный вариант конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе поможет начинающим учителям-логопедам спланировать занятие по теме "Домашние животные"...