Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Баталова Ольга Владимировна

"Сказочное путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Otkrytoe_zanyatie_Skazochnoe_puteshestvie.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Дети должны жить в мире

                                                                                          красоты, игры, сказки, музыки,

                                                                                       рисунка, фантазии, творчества.

                                                          Василий Сухомлинский

Я хочу предложить открытое занятие, которое проводилось с детьми подготовительной логопедической группы. Это дети с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

  1. нарушены внимание и память;
  2. нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
  3. недостаточно сформировано наглядно-образное мышление.
    Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:

они трудно восстанавливают порядок расположения предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.

Еще труднее им сосредоточиться и удержать внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Установлено, что если движения пальцев соответствует возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно,  мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Так в процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), иные, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивностью либо ранимостью, обидчивостью. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание. Поэтому психологу, работающему с такими детьми, необходимо развивать эмоциональную сферу дошкольников - учить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей: научить детей способам выражения собственных эмоций (через мимику, жесты, позу, слово), а также совершенствовать способность управления своими чувствами и эмоциями.

     

Открытое занятие

«СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Основные задачи открытого занятия:

1. Воспитательные: 

воспитание культуры поведения, умения вести себя в коллективе.

2. Образовательные:

обучение    элементам    техники    выразительных    движений:    умению правильно    выражать    эмоции    удивления,    страха,    грусти,    радости посредством мимики.

3. Развивающие:

развитие   познавательных   способностей   и  эмоционально-личностной

сферы детей:

  1. способности  эмоционально  откликаться  на  «нелепость»  рисунка и умения объяснить смысловые ошибки изображения;
  2. ориентировки в пространстве;
  3. быстроты реакции;

  1. координации слова с движением;
  2. обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции,     чувства, настроения. 
  3. развитие у детей внимания;
  4. развитие наглядно-образного мышления;
  5. развитие пальцевой моторики.

4. Коррекционные:

  1. коррекция длительного плавного выдоха;

Основные принципы в работе:

  1. Отношение      к      детям,      к      их      потребностям      уважительное, доброжелательное.   Не   допускается   малейшее   пренебрежение   их настроением, самочувствием.
  2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его

ценность, значимость, уникальность.  

  1. Занятия проходят в игровой  форме,  что  вызывает у детей живой интерес.
  2.  Положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
  3. Большое    внимание    на    занятиях    уделяется    развитию    у    детей  способности   к   самостоятельной   оценке   своей   работы,   так   как  самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых.
  4. Создание на занятиях чувства безопасности, благодаря чему они могут

свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои

чувства и эмоции.

Основные методы обучения

  1. Беседа;
  2. Импровизация;
  3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
  4. Мимические этюды;
  5. Коммуникативные упражнения;
  6. Психомышечная тренировка;
  7. Физкультминутка для развития пальцевой моторики;
  8. Развивающие упражнения;
  9. Использование наглядных пособий.

Материал:

  1. Разноцветные бумажные кораблики;
  2. Емкости с водой;
  3. Пиктограммы с изображением эмоций удивления, страха, грусти;
  4. Костюмы медведя, зайца;
  5. Картина «Нелепицы»;
  6. Конверты;
  7. Тетради на каждого ребенка;
  8. Разрезная картинка «Солнышко»;
  9. Аудиозаписи «Звуки моря», М. Пляцковский « Улыбка»;
  10. Волшебная палочка;
  11. Угощения.

Для проведения занятия необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами

отправимся  в  путешествие  и  побываем  на островах,  где  встретимся  с разными героями. Нас ждут невероятные приключения и множество загадок.

Если мы их разгадаем, то в конце путешествия сможем открыть секрет

хорошего настроения. Вы готовы отправиться в путь?

Дети: да!

Психолог: Для этого нужно выбрать себе кораблик, на котором вы хотели бы

плыть.

Дети выбирают кораблик понравившегося цвета и запускают его в воду.

Дуют на него, чтобы он поплыл.

Психолог: Молодцы! Вот мы с вами приплыли на первый остров. Как вы

думаете, ребята, как он называется? (Дети смотрят на пиктограмму).

Дети: Удивление.

Психолог: Правильно. А вы умеете удивляться?

Дети изображают эмоцию удивления с помощью мимики (рот раскрыт,

брови и верхние веки приподняты).

Психолог:  На этом острове живет необычное, удивительное животное.

Посмотрите на него и познакомьтесь с ним.

Дети: Как тебя зовут?

Ребенок, исполняющий роль необычного животного: Я сам не знаю.

Помогите мне разобраться, кто я такой.(Ребенок одет в костюм: голова от медвежонка, туловище от зайца).

Психолог: Ребята, чтобы помочь нашему герою, надо решить небылицы.

Дети подходят к доске, где вывешены небылицы. Дети по-очереди говорят,

что неправильно изображено на картинке. В это время ребенок, исполняющий роль необычного животного, незаметно переодевается в костюм медвежонка.

Молодцы, ребята. Вы все правильно определили. Ой, посмотрите, что же

произошло с нашим героем?

Дети: Он стал медвежонком!

Ребенок, исполняющий роль необычного животного: Спасибо вам, ребята.

Вот вам за это волшебный конверт.

Психолог: Ребята, возьмем конверт с собой и отправимся на второй остров.

Медвежонок, поплыли с нами. (Дети выполняют физкультминутку «Море»).

МОРЕ

По морю гуляют волны, одна маленькая волна, другая маленькая волна:

Волнообразные движения правой и левой рукой по-очереди.

Вот большая  волна,  цунами:  

Сцепив руки в  замок выполнять волнообразные движения двумя руками сразу.

По   волнам   плывут   дельфины   -   мама   и   папа:

Синхронные волнообразные движения руками вперед.

Один нырнул,  другой вынырнул:

Попеременные  волнообразные движения руками вперед.

За ними плывут их дельфинятки - сыночек и дочка:

Синхронные волнообразные движения кистями рук.

Один нырнул, другой вынырнул:

Попеременные волнообразные движения кистями рук.

Вот плывут их хвостики:

Руки в кулаки, большие пальцы делают круговые движения вместе.

Вот  один   плавничок,   а  вот  другой:  

Руки в кулаки,  указательные   и   средние пальчики делают круговые движения вместе.

Навстречу им плывут змейки, одна и другая:

Руки в кулачки, мизинчики и безымянные пальцы делают круговые движения вместе.

А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так:

Кулаки сжать - разжать несколько раз.

Показали ножки осьминожки:

Пошевелить пальчиками.

Все они смеются, радуются, и танцуют:

Потрясти руками.

Приплыли!  Посмотрите на эмблему этого острова.  Как вы думаете, как он называется?

Дети: Остров Страха.

Психолог: Давайте попробуем изобразить эмоцию страха на своем лице.

Дети  изображают  чувство  страха с помощью мимики  (глаза широко открыты, брови приподняты, рот открыт).

Психолог: Ребята, а кто это там?

Дети: Мальчик.

Психолог: Давайте спросим, что с ним случилось?

Ребенок,   исполняющий   роль   испуганного   мальчика:   Ребята,   я   не слушался маму, убежал от нее и потерялся. Я не могу найти дорогу. Кругом темно. Мне страшно, я боюсь.

Психолог: Ребята, а как вы думаете, чтобы не потеряться, что нужно знать?

Дети: Домашний адрес.

Психолог: А кто знает свой домашний адрес? (Дети отвечают). А знаете ли

вы адрес нашего детского садика? (Дети отвечают).

Психолог: Молодцы! А теперь давайте поможем мальчику найти дорогу

домой.

Дети в тетрадях выполняют графический диктант.

Графический диктант.

  1. 3 клетки вправо
  2. 6 клеток вверх
  3. 1 клетка вправо
  4. 1 клетка вверх
  5. 1 клетка вправо
  6. 1 клетка вверх
  7. 1 клетка вправо
  8. 1 клетка вверх
  9. 1 клетка вправо
  1. 2 клетки вверх
  2. 2 клетки вправо
  3. 2 клетки вниз
  4. 1 клетка вправо
  5. 1 клетка вниз
  6. 1 клетка вправо
  7. 1 клетка вниз
  8. 1 клетка вправо

18)        1 клетка вниз

  1. 1 клетка вправо
  2. 6 клеток вниз
  3. 10 клеток влево

Ребенок, исполняющий роль испуганного мальчика: Спасибо вам, ребята.

Я нашел дорогу домой. Теперь мне не страшно. Вот возьмите волшебный

конверт. Он вам пригодится.

Психолог: Поплыли дальше. Дети выполняют плавательные движения.

Смотрите, на горизонте появился последний третий остров. Это необычный

остров - заколдованный. Все его жители все время плачут. Посмотрите на

эмблему этого острова. Какое чувство на ней изображено?

Дети: Грусть.

Психолог: Правильно, ребята. А вот одна из жительниц этого острова.

Ребенок, исполняющий роль Грустинки: Я, маленькая Грустинка. Я знаю

зачем вы приехали — давайте поревем вместе.

Дети вместе с Грустинкой изображают эмоцию грусти (брови

приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены).

Психолог: Стоп, стоп, стоп. Ребята, это же волшебный остров Плакс. Вот

видите, вы уже поддаетесь волшебству. Мы же с вами добрые волшебники.

Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке. Но, как же тебе помочь, Грустинка?

Ребенок,   исполняющий   роль   Грустинки:   Меня   может   расколдовать волшебная картинка. Но у меня есть только два кусочка. Злая колдунья, заколдовавшая   наш   остров,   раскидала   остальные   кусочки   на   других островах.

Психолог: Ребята, а давайте посмотрим, что лежит в волшебных конвертах.

Дети открывают конверты, находят остальные кусочки.

Психолог:   Нам   нужно   сложить   эти   кусочки   правильно   и   тогда   мы  расколдуем остров Плакс.

Дети   складывают   картинку,    на   которой   изображено   улыбающееся солнышко.

Психолог: Ребята, как же перестать грустить?

Дети:   Нужно   улыбнуться   друг  другу.   Звучит  музыка  М.Пляцковского «Улыбка».

Психолог: Правильно. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее

настроение.

Психолог: Ребята, нам пора возвращаться. Давайте немного отдохнем перед

дорогой домой. Дети садятся на ковер на достаточно большом расстоянии друг от друга. Сейчас я дотронусь до каждого из вас   волшебной палочкой и вы заснете. А когда проснетесь, очутитесь опять в своей группе.

Дети ложатся  и закрывают глаза. Звучит спокойная музыка.

Психолог:   Открыли  потихоньку  глаза,  потянулись  и  медленно  встали.

Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо.

Ребенок, исполняющий роль Грустинки: Спасибо вам, ребята. Вот вам угощение. Грустинка раздает детям угощение.

Психолог: На этом наше путешествие подошло к концу. Подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в подготовительной логопедической группе для родителей

Занятие в форме игры-соревнования с участием родителей.Было очень интересно!...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с применением средств ИКТ. Тема: Путешествие в страну знаний

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по развитию речи

Цель: Совершенствование лексико-грамматических средств языка на основе произведения Р.Киплинга «Слоненок».Задачи:Образовательные:·        Совершен...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе " Осеннее путешествие в страну математики"

В конспекте использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, проблемно- игровые,технологии исследовательской деятельности.Цель: Формировать понимание поставленной математической задачи и выполн...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе Составление рассказа по картине по схемам «В парикмахерской»

Тема: «Рассказывание по картине «В парикмахерской». Цель: способствовать умению составлять связный рассказ по предложенной картине, используя опорные схемы. Задачи: совершенствовать умение составлят...


 

Комментарии

Миронова Наталья Васильевна

Великолепно!!!

Спасибо! Конспект вашего занятия я использовала в своей работе.

Очень интересный конспект занятия. Ваш опыт работы я буду использовать на коррекционных занятиях.