"Путешествие в Играй -городок"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Царенко Елена Николаевна

Трудно удержать внимание и работоспособность ребенка на протяжении всего занятия по развитию фонетики, формированию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Упражнения артикуляционной гимнастики отличаются монотонностью, цикличностью и не вызывают большого интереса у детей.

Для того чтобы данные занятия приносили радость и как можно дольше удерживали внимание детей, были придуманы сюжеты, которые погрузили ребят в мир путешествий, в котором они оказались непосредственными участниками и выполняли различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_igray-gorodok.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в Играй-городок»

Цель занятия: Дифференциация звуков [С] - [Ш].  

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • Закрепить правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  • Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] по характеристике и по звучанию.
  • Упражнять в подборе слов на заданный звук.
  • Совершенствовать умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать фонематический слух, чувство ритма.
  • Развивать сенсомоторную координацию, внимание, мышление.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, желание оказать помощь.
  • Вызвать радость общения в процессе занятия. 

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Материалы и оборудование:  телеграмма, ковер, трубочка, лопатка, чашка, зубная щетка, банка с вареньем, корзинка, мяч, платок, куклы – рукавички – Буквята «С» и «Ш», шапочки с буквами «С» и «Ш», ширма - домик, рисунок кошки без усов и ушей, карточки со словами «усы», «уши», наборы для выкладывания схемы слова, разрезанные картинки «Кошка», ноутбук.

Ход занятия:

Логопед. Ребята, я сегодня получила телеграмму с приглашением в Играй-городок. А кто прислал нам приглашения, нужно отгадать. Слушайте внимательно, отвечайте на все вопросы, выполняйте задания.

Я хочу произнести какой-то звук. Звук «веселый», губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, посередине языка – желобок. Струя воздуха сильная и холодная, это можно проверить, если поднести тыльную сторону ладони ко рту. Звук глухой.

Какой звук я хочу произнести, догадались?

Дети. С-С-С (контроль: одна рука на горле, другая у рта).

Логопед. Теперь я хочу произнести другой звук, он «сердитый». Губы округлены и немного вытянуты вперед. Язык в форме чашечки поднят вверх к потолочку-небу, но не касается его. Какой звук я хочу произнести? Произнесите его вы.

Дети. Ш-Ш-Ш (контроль: одна рука на горле, другая у рта).

Логопед. Правильно отгадали. Что вы знаете про эти звуки? Какие они?

Дети. Звук [С] – согласный, глухой, твердый.

            Звук [Ш] – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Это буквята «С» и «Ш» прислали нам приглашение. Присаживайтесь на волшебный ковер-самолет. Он перенесет нас в Играй-городок. Все закрыли глаза, расслабились. (Звучит музыка) Вот мы и прилетели на окраину Играй-городка, в котором живут веселые буквята. Они должны нас встретить. А пока мы их ждем, давайте поупражняем наши губы и язычки.

(Появляется Шишига-чумазая)

Шишига. Приветик! А кто это возле моего карандашного леса-дебрей расположился, спать – лениться мне не дает?

Логопед. Здравствуйте, а вы кто?

Шишига. Я, Шишига-чумазая, вредная-превредная.

Логопед. Мы в Играй-городок прилетели. Нас буквята «С» и «Ш» пригласили в гости. Их нет пока. А мы хотим сделать гимнастику для губ и языка.

Шишига. Ну что же, делайте. И я с вами разомнусь немного.

(Дети выполняют упражнения артикуляционной гимнастики «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Почистим зубы». Шишига в это время достает из сумки предметы: трубочку, лопатку, чашку, банку с вареньем, зубную щетку, имитируя действия с ними).

Шишига. Ох и уморили вы меня! А буквят вы своих не найдете! Я, вредная-превредная, противная, ужасная, спрятала их.

Логопед. Шишига, зачем ты их спрятала? Отпусти буквят, пожалуйста!

Шишига. Хорошо, отпущу, если вы со мной поиграете и все мои желания выполните (достает корзинку)

Прошла по городу молва,

Что будто новые слова

В корзинке этой есть.

Кто их найдет – тому и честь!

Что это в корзинке?

Дети.  Мяч.

Шишига. Кому мячик в руки попадет, тот и слово назовет (бросает детям мяч, произнося при этом звуки [С] или [Ш], дети придумывают слова, начинающиеся с этих звуков).

Логопед. А теперь покружитесь, в попугаев превратитесь.

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй!

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Ша – ша – ша – шуба очень хороша.

Соне солнце светит в оконце.

Луша у душа моет шею и уши.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.

( Дети повторяют чистоговорки громко, тихо, с разными интонациями. Шишига проговаривает чистоговорки невпопад)

Логопед. Шишига, ты бы лучше детей послушала. Они все слова четко произносят. Молодцы.

Шишига. Обиделась я на вас, все-то вы знаете, все умеете!  Вот уйду от вас и буквят не отдам. (Отворачивается, дует губы).

 Логопед. (Собирает детей в кружок и потихоньку говорит) Ребята, Шишига такая вредная, потому что грязная, да лохматая. Давайте поиграем с ней в игру, которая называется «Сонное царство», а как она уснет, я платочек ей надену, может она и подобреет. (Дальше громко) Погоди, Шишига, не уходи. Давай поиграем еще в одну игру.

Все гуляют. Вдруг во двор к нам входит сон.

На дворе встречает он

Тьму людей и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот стоит, раскрывши рот,

Тот, не двигаясь, идет.

(Шишига засыпает, логопед надевает на нее платок)

Ой, ребята, та-ра-ра, просыпаться вам пора!

Шишига. Ой, что это такое? Какой платочек красивый! (Хватается за сердце)Что-то здесь кольнуло, потеплело. Доброй стать захотелось.

Логопед. Ребята, Шишига и правда доброй стала и превратилась в бабушку-Аушку.

Шишига. Кто это у меня в кармане плачет? (Достает из кармана кукол-рукавичек) Да это буквята. Как их зовут?

Дети. Буквята «С» и «Ш».

Логопед. А мы знаем стихи про эти буквы. (Дети читают стихи)

1-й ребенок.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

2-й ребенок.

У кошки – пушистая шуба,

У мишки – в лесу избушка,

У мышки – засохшие сушки,

А у Маши – смешные веснушки.

3-й ребенок.

Кинул палку в шишку Мишка:

– Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка – хлоп по голове!

Стало шишек целых две.

4-й ребенок.

– Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

Кот усатый мне приснится!

– Я боюсь уснуть, сестрица!

Буквята. Спасибо, ребята, без вас Шишига нас не отпустила бы.

Шишига. Детишки, пойду-ка я умоюсь да причешусь. А вы с буквятами поиграйте.

Логопед. А кто это в домике прячется?

(Из-за домика выходят буквята-дети, на голове с гласными буквами, поют)

Мы гласные буквята – а-а-а.

Мы веселые ребята – а-а-а.

Мы парами гуляем и лучше всех поем.

Согласных примиряем и слоги создаем.

Логопед (надевает оставшимся детям шапочки с буквами «С» и «Ш»)

А ну, буквы, подружитесь,

В слоги превратитесь,

В вальсе закружитесь.

(Звучит музыка, дети танцуют).

Логопед. Дети, посмотрите, в домике еще кто-то есть.  (На мольберт выставляется рисунок кошки без усов и ушей). Это кошка. А что с ней случилось? Кошка что-то потеряла. Прочитайте, что потеряла кошка.  (Дети читают по карточкам на доске УСЫ – УШИ) Чем похожи эти слова? А чем отличаются?  (Ответы детей) Давайте поможем кошке, нарисуем ей уши и усы. Но сначала споем песню о том, как мы будем рисовать.

Кошка сядь ко мне спиной,

Посиди передо мной,

Шерстку лапкою пригладь –

Буду котю рисовать.

Вот готов кружок большой,

Сверху маленький второй.

Это будет голова –

На макушке ушка два.

Нарисую для красы

Подлиней тебе усы.

Вот пушистый хвост готов –

Ты прекрасней всех котов!

(Дети поют и имитируют движения, по окончанию песни двое детей дорисовывают кошке уши и усы.)

Логопед. Ребята, вы все дружите, буквята в Играй-городке тоже дружат, а кошке так скучно одной. Давайте соберем ей дружочков. (Игра «Собери фигуру»)

Логопед. Сегодня мы в Играй-городке много добрых дел сделали: буквят нашли, кошке помогли, Шишигу-чумазую в бабушку-Аушку превратили. А сейчас нам пора домой. Садитесь на ковер-самолет. (Звучит музыка) Наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе "Путешествие в Играй-городок"

Дети отправляются в путешествие в "Играй-городок" в замок Королевы знаний на паровозике. Во время путешествия дети совместно с родителями выполняют задания на станциях " Звукознай-ка", "Слогознай-ка",...

Путешествие в «Играй - городок»

Создание обстановки непринуждённого общения: воспитатель - дети, дети-дети. Используя игру, закрепление знаний детей о транспорте, о животных.  Формирование навыков классификации. Развитие  ...

Занятие по развитию речи "Путешествие в Играй-городок"

Программные задачи. 1.     Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.2.     Вырабатывать четкое произношение ...

Открытое занятие "Путешествие в Играй - городок"

Инновационные технологии в работе с детьми логопатами. Песочная терапия....