Конспект интегрированного занятия "Радуга здоровья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья" для детей 6-7лет, имебщими ОНР, опосредованное отставанием в развитии двигательной сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._zanyatie_raduga_zdorovya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Добрянский детский сад № 21»

План - конспект  интегрированного занятия

физкультурно – речевого цикла  

«Радуга здоровья»

для детей с нарушениями речи, опосредованными

отставанием в развитии двигательной сферы.

Коррекционная студия «Радуга здоровья»

(подготовительная к школе группа).

  Руководители:

                                   Посягина Н.И. – учитель-логопед,

                                                                                                  I кв. категория,

                                                      Меркурьева О. Б. -инструктор  по физической                                        

                                                                                         культуре, I кв. категория.

г. Добрянка, 2011 г.

Занятие № 1  «Радуга здоровья».

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. 

Задачи:

  • Познавательные:

- познакомить детей с «Радугой здоровья»;  

- формировать у детей интерес и ценностное отношение к физкультурно-речевым занятиям.

  • Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения;  

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;

- развивать  выразительность речи и выразительность движений;

- активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

  • Воспитательные:

- развивать коммуникативные качества,  умение работать и играть  в коллективе;

- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, желание преодолеть недостатки речи;

- воспитывать чувство сопереживания к автору письма, присланного в детский сад.      

Оборудование:  мяч зелёного цвета, письмо от Незнайки, пособие «Радуга»;  цветные жетоны к игре «Радуга», мячи по количеству детей; аудиопособия: «Театральные шумы» (А.И. Буренина),  «Колыбельные»  (Е. Железнова), аудиокассета «Хорошо в деревне летом» (песня «Кто построил радугу?»).  

Ход занятия:        

Коммуникативная игра «Здравствуй!». 

Логопед: Здравствуйте, друзья! Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.  Дети встают в круг и поочерёдно пропевают фразу, называя имя ребёнка, которому передают мячик: «Здравствуй, Катя!» и т.д.  

1.  ВВОДНАЯ БЕСЕДА. РАЗМИНКА.

Логопед: Дети, как вы вовремя пришли. Представляете, к нам в детский сад для вас пришло письмо. От кого же оно?  (читает): от  Незнайки.  Что же Незнайка вам пишет? (читает):    

      Не умею я красиво говорить,

      Скоро в школу, как тут быть?

      Многое на свете мне не известно,

      Как стать быстрым, ловким знать интересно.

      Вы, друзья, мне помогите.

      Что же делать подскажите.

- Ну что же, друзья, нам надо ответить на письмо Незнайки. А вы, знаете, как стать сильными, ловкими и научиться правильно говорить? (Отвечают.) Давайте проверим, что мы знаем и умеем. Для этого  сейчас отправимся в путешествие. (Дети встают в колонну, друг за другом и шагают).

- Слышите? Что это за шум? (Включена фонограмма дождика из аудиопособия «Театральные шумы», А.И. Буренина).  Дождик звонко закапал по дорожкам. Скажите, а какой бывает осенний дождик? (Отвечают).  Вот и дождик прекратился. Что появляется в небе после дождика? Да, в небе засияла радуга. (Выставляется пособие «Радуга здоровья»).                                

         Что за чудо - чудеса!

         В гости радуга пришла,

         Семь дорожек принесла.

         Все дорожки непростые,

         А волшебные такие:

         По дорожкам кто пойдёт,

         Тот играет и поёт,

         Всегда красиво говорит,

         Своё  здоровье сохранит.

 - Дети, перед вами непростая радуга. Это радуга здоровья. По дорожкам этой радуги мы будем с вами идти на каждом занятии.  На этих занятиях мы научимся правильно говорить, узнаем много нового, интересного.

Инструктор по физической культуре (далее инструктор по ФК): А также будем выполнять разные физические упражнения, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье. Мы продолжаем наше  путешествие, но теперь уже по семи дорожкам радуги. Какие дорожки нас ждут, сейчас узнаете.

- Первая  на пути дорожка – красная. На этой дорожке мы будем с вами делать разминку. Сегодня у нас разминка – танцевальная.  Повторяйте  все движения за мной.

Ритмический танец под песню «Кто построил радугу?»  (Музыка: М. Парцхаладзе. Слова: Н Соловьева. Исполнитель: Аня Зелик.)

Вступление: дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе, выполняют «Пружинку». 1, 2, 3  куплеты: ходьба друг за другом с пятки на носок.

Припев: поднять правую руку вверх, левую руку вверх, поднятые вверх руки опустить через стороны; выставить на пятку правую ногу, протянув вперёд правую руку, выставить на пятку левую ногу, протянув вперёд левую руку; шаг с высоким подниманием колена, руки на поясе. 

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ, ДЫХАТЕЛЬНАЯ, ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКИ. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Логопед:  Перед  нами вторая дорожка – оранжевая. Она научит нас выполнять гимнастику для пальчиков, для язычка, дыхательные упражнения, поможет научиться слышать и различать звуки.

Массаж для пальчиков рук.

Раз, два, три, четыре, пять,  (Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом  

                              безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счёт.)

Вышли пальцы погулять. (Затем хлопают в ладоши.)

Этот пальчик самый сильный.  (Массаж правого большого пальца -  от    

                                                         основания к ногтю по внешней стороне.)

Самый толстый и большой. (Левого большого пальца.)

Этот пальчик для того… (Правого указательного пальца).

Чтоб показывать его. (Левого указательного пальца).

Этот пальчик самый длинный… (Правого среднего пальца).

И стоит он в середине. (Левого среднего пальца).

Этот пальчик безымянный… (Правого безымянного пальца).

Он избалованный самый. (Левого безымянного пальца).

А мизинчик хоть и мал…(Правого мизинца).

Очень ловок и удал! (Левого мизинца).

(После этого дети растирают кисти рук и встряхивают их).

Артикуляционная гимнастика. Игра  «Водители».

 - Дети, сейчас мы продолжим путешествие по дорожке на машине. Давайте подготовим машину к поездке: почистим моторы.  ( Упражнения  «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье»). Проверим подготовку водителей. (Упражнения «Язык-силач», «Качели», «Ступеньки»). К поездке готовы! Теперь в путь!

            Машина  по дороге мчит, во все стороны рычит.

            За рулем лихой шофер, «Дын-дын-дын» - гудит мотор.  

(Упражнение «Мотор»).

- Ехали, ехали, поиграть приехали.

Игра «Разомнём-ка Язычок».

У нас во рту живёт язык, к словам знакомым он привык.

Легко сказать ему: « Вода, утенок, небо, нет и да».

Но пусть он скажет: «Черепаха».

Не задрожит ли он от страха?    Дети говорят: «Че-ре-па-ха!».

Пусть повторит за мной язык

Такое слово: «боровик».           Повторяют: «Бо-ро-вик!».

Боровик растёт в бору.             Повторяют всю фразу.

Боровик в бору беру.               Повторяют.

А теперь наш язычок

Скачет: чики-чики-чок!            Дети повторяют.

Сел на дудочку сверчок.         Повторяют.

Начал дырочки считать:

Раз, два, три, четыре, пять!     Повторяют.

Скажем вместе: «Ща-ща-ща,  Повторяют.

Рыбы нет вкусней леща!».      Повторяют.

Повторите: «Жа-жа-жа,

Вы не видели ежа?».               Повторяют.

Если ж видели ежа, то скажите…         Отвечают: «Жа-жа-жа!».

Если ж видели леща – то скажите…    Отвечают: «Ща-ща-ща!».

Если ж видели грача, отвечайте: …    Отвечают: «Ча-ча-ча!».

Если ж видели сороку, отвечайте - … Отвечают: «Оку-оку!».

Чики-чики-чики-чок,

Стал послушней … язычок! 

3. УПРАЖНЕНИЯ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ.    

Инструктор по Ф.К.: Как ярко после дождика засверкало солнышко и осветило нам третью дорожку– жёлтую. На ней мы будем выполнять специальные физические упражнения с речью.

Упражнение на координацию речи с движением «Жёлтая песенка».

Жёлтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх.)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево - вправо.)

Жёлтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Жёлтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны - вверх - вниз.)

Жёлтая бабочка, жёлтая букашка.

Жёлтые лютики, жёлтая ромашка. (Приседания.)

Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек,

Жёлтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).  

4. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.      

 Логопед: Следующая  дорожка – четвёртая. Она зелёная. На ней мы будем играть в разные речевые игры, чтобы вы – будущие первоклассники научились говорить правильно, без ошибок.

 Лексико-грамматическая игра  «Зелёный цвет».

     Дети встают в шеренгу. Логопед бросает мяч (зелёного цвета) ребёнку и произносит  существительное с вопросом, ребёнок должен сказать прилагательное, которое с ним согласуется в роде, числе.

     Лес (какой?) - зелёный, трава (какая?) - …, поле (какое?) - …, мячик                                (какой?) - …, глаза (какие?) - …, дорожка (какая?) - …, ткань (какая?) - …, пальто (какое?) - …, стены (какие?) - …, бумага (какая?) - …, обручи (какие?) - …, брюки (какие?) - …, платье (какое?) - …,  шорты (какие?) - …, картон (какой?) - …, стекло (какое?) - …, цветок (какой?) - …, дерево (какое?) - … .     5. РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ.

Инструктор по Ф.К.:  А вот и пятая  дорожка - голубая.    Она поможет нам выполнить разные упражнения для всех групп мышц. Здесь мы будем развивать силу, ловкость.

Упражнение «Волейболисты». Дети встают парами лицом  друг другу (расстояние 2 метра), берут один мяч и перекидывают его через шнур друг другу от груди.

6. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Инструктор по Ф.К.:  А сейчас  перед нами   шестая  дорожка – синяя. Именно здесь мы с вами будем играть в различные подвижные игры.

Подвижная игра «Радуга».

   Дети выбирают жетон – цвет радуги. Когда играет песня «Кто построил радугу»,  дети бегают врассыпную. Во время музыкальной паузы дети должны встать в том порядке, в котором расположены цвета радуги. Кто быстрее? Дети обмениваются жетонами, игра повторяется.

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

Логопед: Подошли мы с вами к самой последней седьмой дорожке- фиолетовой. Она приглашает нас отдохнуть.

Релаксация «Радуга».  Дети ложатся на спину, закрывают  глаза, расслабляются (под звучание «Колыбельной»), представляя летний пейзаж.                                       

                Радуга-дуга-дуга, унеси меня в луга,

                На травушку шёлковую, на речку бирюзовую,

                На теплый желтенький песок!

  Логопед называет поочередно цвета радуги, дети  стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет.

- Дождик уже давно закончился. Радуга исчезла. Проснулось  солнышко. 

Дети потянулись, затем встали.

Итог. Оценка работы детей.

Логопед: Вот и наше первое путешествие закончилось. Чему вы сегодня научились?  Что понравилось? Как вы считаете, сможете сейчас ответить на письмо Незнайки? Дети  отвечают. Нарисуйте дома такое письмо.

- Мне понравилось, что вы  были добрыми, внимательными, и теперь сможете помочь Незнайке, отправив ему письмо.

              По дорожкам радуги шагали, пели мы и танцевали.

              В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

Список литературы и методических пособий

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Буренина А.И. Аудиопособие «Театральные шумы».
  3. Воробьёва Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб.: КАРО, 2003.
  4. Железнова Е.С. Аудиопособие «Колыбельные».
  5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2004.
  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика - Синтез», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)

   Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия по здоровье сбережению для детей среднего дошкольного возраста "Где найти найти здоровье?"

Данная работа поможет воспитателю оганизовать  учебную деятельность,  закрепить знания  об  укреплении своего  здоровья....

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы «Здоровые дети в здоровой семье»

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы  Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де...

Конспект интегрированного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе на тему: «Чистые ручки – здоровые детки ».

Ход  занятия.Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы сегодня  не одни. К нам пришли гости. Давайте со всеми гостями поздороваемся.(Дети встают в круг)-Здравствуй, небо голубое,-Здравствуй, солнц...