Главные вкладки

    Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

     

    Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни, на развитие артикуляционной моторики, на совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных с суффиксами –ат,-ят), развитие фонематических представлений, речевого дыхания,  тактильных ощущений, мимики, мышления, памяти, тонкой и мелкой моторики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_vesnoy_2.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Дикие животные весной

    Коррекционно-образовательные цели:

    • расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
    • закрепление знания пройденных букв, навыка чтения слогов;
    • уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький);
    • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
    • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят);

    Коррекционно-развивающие цели:

    • развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, тонкой и общей, артикуляционной  моторики, тактильных ощущений, мимики;

    Коррекционно-воспитательные цели:

    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
    • воспитание любви и бережного отношения к природе

    Оборудование:

    • «пальчиковый бассейн» с резиновыми или пластиковыми фигурками  диких животных;
    • контейнеры с морскими камушками по числу детей;
    • тетрадь с рисунком зайца по числу детей
    • цветные карандаши
    • две корзинки разных цветов
    • предметные картинки со звуками Т и П в названиях
    • сумочки с предметными картинками по числу детей

    Предварительная работа:

    • разучивание подвижной игры;
    • рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные»

    Ход занятия:

    1. Организационный момент (развитие фонематических представлений.)

                         Логопед приветствует детей в дверях кабинета, приглашает за стол, показывает им «звучащий мячик».

              -Садитесь. У меня в руках «звучащий мячик». Он нужен нам для того, чтобы начать наше занятие.

             Тот, к кому прикатится мячик, должен вспомнить слово со звуком Т и вернуть мячик мне. (тапки, торт, кот, молоток…)

             - Молодцы. Вы выполнили моё первое задание.

             - Теперь мы можем начать занятие, на котором будем говорить о природе весной, о том, что происходит в это время года в жизни диких животных.

    2. Упражнение «Найди и назови» (развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».)

                         Логопед предлагает детям по очереди опустить руку в «пальчиковый бассейн».

             - Сейчас каждый из вас опустит  руку в бассейн, найдете то, что я там спрятала.

             - Расскажите, что вы достали.

             - Я достал медведя. А у меня заяц. Я нашла ежа. У меня белка.

             -Поставьте фигурки в ряд на стол.

             -Как можно назвать тех, кого вы нашли? (Это дикие животные).

             -Где они живут? (Они живут в лесу.)

             - Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубку  на летнюю легкую.

             - Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубку он меняет ее летом? (Зимой у зайца белая шубка, а весной он её меняет на серую).

    3. Работа в тетради (развитие тонкой моторики)

             - Сейчас вы обведете и раскрасите фигурку зайца.

             -Какой карандаш нужен вам для того, чтобы раскрасить зайца? (серый)

                          Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если в этом есть необходимость.

                          Логопед оценивает работу детей, убирает тетради и карандаши.

    4. Упражнение «Будь внимательным»  (Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи)        

             - А сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно слушать.

             Я перечислю названия диких животных, а вы должны будете решить, кто из них лишний и почему.

             - Медведь, кот, заяц, волк.

             -Как вы думаете, кто среди них лишний и почему? (кот- он живет дома, а остальные в лесу).

             Волк, заяц, лиса, ёж. Вспомните о цвете этих животных.  Кто лишний? (лиса рыжая, а остальные серые)

             -Верно, Похлопайте себе!

    5. Физминутка  (воспитание  правильного речевого дыхания, чувства ритма, развитие интонационной выразительности, мимики).

                          Логопед приглашает детей на ковер.

             -Пойдем на полянку, отдохнем.

    1,2 повернись, в мишек превратись! (Дети имитируют движения медведя)

    Мишка по лесу ходил,

    И на шишку наступил.

    Ой, как больно!

    1, 2, повернись и в грустного медведя превратись.

    Мишка пятку почесал,

    И бочонок увидал.

    Ух ты!

     1,2, наклонись и в удивленного мишку превратись!

    Он бочонок тот достал

    Мед с лапы облизал.

    Вкусно!

    1,2, покружись и веселого медведя превратись!

    У медведя дом большой,

    А у зайки маленький!

    Наш медведь домой пошел,

    А за ним и заинька!

    6. Упражнение «Разноцветные корзинки»  (развитие фонематических представлений).

                          Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер, ставит перед ними 2 корзинки разных цветов, раскладывает предметные картинки (кот, кит, помидор, палка, торт, попугай, трамвай, погремушка)

             - Рассмотрите картинки и разложите их так: в розовую корзинку со звуком Т в названиях, а в желтую- со звуком .П

             -Молодцы! Вы очень хорошо выполнили условие нашей игры.

    7. Игра «У кого кто?» (совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с суффиксами –ат, -ят).

                          Логопед достает «звучащий мячик»

             - Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне.

             -Медведь (медвежата)

             -Лиса (лисята)

             -Волк (волчата)

             -Ёж (ежата)

             - Вы хорошо справились с заданием, похлопайте себе.

    8. Игра с морскими камушками (выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики)

                          Логопед раздает детям контейнеры с морскими камушками.

             -А сейчас я предлагаю вам стать волшебниками. Будем выкладывать из камушков буквы и превращать их.    

               -Выложите букву А. Молодцы! Превратите её в букву Т. Отлично! Теперь выложите букву У. Прочитайте слог. (ТУ)

              -Выложите букву Т. Превратите её в букву У. Теперь выложите букву П. Прочитайте слог (УП)

             -Выложите букву О . Превратите её в букву  А. Теперь выложите букву Т. Прочитайте слог. (АТ)

    9. Игра «Что в сумке?» (Автоматизация произношения свистящих и шипящих звуков в предложении)

                          Логопед просит детей пройти за стол, раздает сумочки с предметными картинками.

            -Достаньте картинки из сумочек и расскажите о том, что лежало в вашей сумке. Вот так: в сумке арбузы, сок и зонт. ( В сумке носок, салфетка, совок. В сумке ваза, сом, бусы. В сумке шарф, шапка, шуба. В сумке шарик, шорты)

    10. Игра «Эхо» (Развитие силы голоса)

                          Логопед предлагает детям встать и разделиться на 2 команды по 2 человека. Команды встают у противоположных стен кабинета лицом друг к другу.

            - Давайте представим, что мы с вами гуляли в лесу, встретили там ежа и понаблюдали за ним, потом видели, как белочка скачет с ветки на ветку, а потом обнаружили, что заблудились.

            - Что мы будем кричать? (АУ!)

            - Одна команда будет кричать, а другая будет тихонько ей отвечать, как эхо.

                          Команды в ходе игры обязательно меняются ролями. 

    12. Итог занятия (Оценка работы детей)

             Вы сегодня много и очень дружно работали. Один из лесных зверей вам приготовил сюрприз. Вы его  получите,отгадав  загадку:

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка.

    Пышный хвост- краса.

    Кто это? (Лиса)

           Для поощрения деятельности детей дарит им игрушки из киндер-сюрпризов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

    Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

    Развлечение "Как хорошо уметь читать" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

    Развлечение явилось итоговым мероприятием по проекту «Мы играем и читаем». Игры по обучению грамоте помогают в раскрытии потенциальных возможностей ребенка с ТНР, повышении самооценки и уверенности в ...

    Проект "Скоро в школу" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

    Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.. Важно знать как подать информацию со стороны детского сада и родителей. В дошкольном возрасте ребенку необходимо знать, что у него ...

    "Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

    Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...

    Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

    Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи ха...

    Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

    В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...