Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

 

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни, на развитие артикуляционной моторики, на совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных с суффиксами –ат,-ят), развитие фонематических представлений, речевого дыхания,  тактильных ощущений, мимики, мышления, памяти, тонкой и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_vesnoy_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дикие животные весной

Коррекционно-образовательные цели:

  • расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • закрепление знания пройденных букв, навыка чтения слогов;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький);
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
  • совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят);

Коррекционно-развивающие цели:

  • развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, тонкой и общей, артикуляционной  моторики, тактильных ощущений, мимики;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • воспитание любви и бережного отношения к природе

Оборудование:

  • «пальчиковый бассейн» с резиновыми или пластиковыми фигурками  диких животных;
  • контейнеры с морскими камушками по числу детей;
  • тетрадь с рисунком зайца по числу детей
  • цветные карандаши
  • две корзинки разных цветов
  • предметные картинки со звуками Т и П в названиях
  • сумочки с предметными картинками по числу детей

Предварительная работа:

  • разучивание подвижной игры;
  • рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные»

Ход занятия:

1. Организационный момент (развитие фонематических представлений.)

                     Логопед приветствует детей в дверях кабинета, приглашает за стол, показывает им «звучащий мячик».

          -Садитесь. У меня в руках «звучащий мячик». Он нужен нам для того, чтобы начать наше занятие.

         Тот, к кому прикатится мячик, должен вспомнить слово со звуком Т и вернуть мячик мне. (тапки, торт, кот, молоток…)

         - Молодцы. Вы выполнили моё первое задание.

         - Теперь мы можем начать занятие, на котором будем говорить о природе весной, о том, что происходит в это время года в жизни диких животных.

2. Упражнение «Найди и назови» (развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».)

                     Логопед предлагает детям по очереди опустить руку в «пальчиковый бассейн».

         - Сейчас каждый из вас опустит  руку в бассейн, найдете то, что я там спрятала.

         - Расскажите, что вы достали.

         - Я достал медведя. А у меня заяц. Я нашла ежа. У меня белка.

         -Поставьте фигурки в ряд на стол.

         -Как можно назвать тех, кого вы нашли? (Это дикие животные).

         -Где они живут? (Они живут в лесу.)

         - Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубку  на летнюю легкую.

         - Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубку он меняет ее летом? (Зимой у зайца белая шубка, а весной он её меняет на серую).

3. Работа в тетради (развитие тонкой моторики)

         - Сейчас вы обведете и раскрасите фигурку зайца.

         -Какой карандаш нужен вам для того, чтобы раскрасить зайца? (серый)

                      Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если в этом есть необходимость.

                      Логопед оценивает работу детей, убирает тетради и карандаши.

4. Упражнение «Будь внимательным»  (Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи)        

         - А сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно слушать.

         Я перечислю названия диких животных, а вы должны будете решить, кто из них лишний и почему.

         - Медведь, кот, заяц, волк.

         -Как вы думаете, кто среди них лишний и почему? (кот- он живет дома, а остальные в лесу).

         Волк, заяц, лиса, ёж. Вспомните о цвете этих животных.  Кто лишний? (лиса рыжая, а остальные серые)

         -Верно, Похлопайте себе!

5. Физминутка  (воспитание  правильного речевого дыхания, чувства ритма, развитие интонационной выразительности, мимики).

                      Логопед приглашает детей на ковер.

         -Пойдем на полянку, отдохнем.

1,2 повернись, в мишек превратись! (Дети имитируют движения медведя)

Мишка по лесу ходил,

И на шишку наступил.

Ой, как больно!

1, 2, повернись и в грустного медведя превратись.

Мишка пятку почесал,

И бочонок увидал.

Ух ты!

 1,2, наклонись и в удивленного мишку превратись!

Он бочонок тот достал

Мед с лапы облизал.

Вкусно!

1,2, покружись и веселого медведя превратись!

У медведя дом большой,

А у зайки маленький!

Наш медведь домой пошел,

А за ним и заинька!

6. Упражнение «Разноцветные корзинки»  (развитие фонематических представлений).

                      Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер, ставит перед ними 2 корзинки разных цветов, раскладывает предметные картинки (кот, кит, помидор, палка, торт, попугай, трамвай, погремушка)

         - Рассмотрите картинки и разложите их так: в розовую корзинку со звуком Т в названиях, а в желтую- со звуком .П

         -Молодцы! Вы очень хорошо выполнили условие нашей игры.

7. Игра «У кого кто?» (совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с суффиксами –ат, -ят).

                      Логопед достает «звучащий мячик»

         - Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне.

         -Медведь (медвежата)

         -Лиса (лисята)

         -Волк (волчата)

         -Ёж (ежата)

         - Вы хорошо справились с заданием, похлопайте себе.

8. Игра с морскими камушками (выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики)

                      Логопед раздает детям контейнеры с морскими камушками.

         -А сейчас я предлагаю вам стать волшебниками. Будем выкладывать из камушков буквы и превращать их.    

           -Выложите букву А. Молодцы! Превратите её в букву Т. Отлично! Теперь выложите букву У. Прочитайте слог. (ТУ)

          -Выложите букву Т. Превратите её в букву У. Теперь выложите букву П. Прочитайте слог (УП)

         -Выложите букву О . Превратите её в букву  А. Теперь выложите букву Т. Прочитайте слог. (АТ)

9. Игра «Что в сумке?» (Автоматизация произношения свистящих и шипящих звуков в предложении)

                      Логопед просит детей пройти за стол, раздает сумочки с предметными картинками.

        -Достаньте картинки из сумочек и расскажите о том, что лежало в вашей сумке. Вот так: в сумке арбузы, сок и зонт. ( В сумке носок, салфетка, совок. В сумке ваза, сом, бусы. В сумке шарф, шапка, шуба. В сумке шарик, шорты)

10. Игра «Эхо» (Развитие силы голоса)

                      Логопед предлагает детям встать и разделиться на 2 команды по 2 человека. Команды встают у противоположных стен кабинета лицом друг к другу.

        - Давайте представим, что мы с вами гуляли в лесу, встретили там ежа и понаблюдали за ним, потом видели, как белочка скачет с ветки на ветку, а потом обнаружили, что заблудились.

        - Что мы будем кричать? (АУ!)

        - Одна команда будет кричать, а другая будет тихонько ей отвечать, как эхо.

                      Команды в ходе игры обязательно меняются ролями. 

12. Итог занятия (Оценка работы детей)

         Вы сегодня много и очень дружно работали. Один из лесных зверей вам приготовил сюрприз. Вы его  получите,отгадав  загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост- краса.

Кто это? (Лиса)

       Для поощрения деятельности детей дарит им игрушки из киндер-сюрпризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Развлечение "Как хорошо уметь читать" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Развлечение явилось итоговым мероприятием по проекту «Мы играем и читаем». Игры по обучению грамоте помогают в раскрытии потенциальных возможностей ребенка с ТНР, повышении самооценки и уверенности в ...

Проект "Скоро в школу" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.. Важно знать как подать информацию со стороны детского сада и родителей. В дошкольном возрасте ребенку необходимо знать, что у него ...

"Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...

Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи ха...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».

В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет   педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...