Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

     

    Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков из состава слова, из ряда гласных, слогов, развития навыка чтения слияний гласных, обучения звуко-буквенному анализу слов, совершенствования грамматического строя речи (согласование  прилагательных с существительными в роде и числе). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuki_a_u_bukvy_a_u.docx18.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки А,У. Буквы А,У.

    Коррекционно-образовательные цели:

    • Закрепление  звуков А и У
    • Учить выделять эти звуки из состава слова, из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)
    • Обучать звуко-буквенному анализу слов АУ, УА
    • Развитие навыка чтения слияний гласных
    • Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
    • Уточнение словаря по теме « Фрукты»

    Коррекционно-развивающие цели:

    • Развитие артикуляционной моторики
    • Развитие навыка фонематического слуха
    • Развитие общей и тонкой моторики
    • Развитие зрительного внимания
    • Развитие речевого слуха

    Коррекционно-воспитательные цели:

    • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности

    Оборудование:

    • Зеркала
    • Индивидуальные схемы
    • Кассы букв
    • пластилин
    • фишки с рисунком губ
    • медведь с фруктами( ананас, банан, огурец, апельсин..)
    • картинки: аист, лягушка, «дети в лесу», 2 грузовых машины со схемами слов с буквами А,У, маленький ребенок,
    • магнитные буквы

    Ход занятия:

    1. Организационный момент: (Развитие мышления, речевого слуха)

    - Повторим правило речи:

    Каждый день всегда, везде:

                                             На занятиях, в игре

                                             Верно, четко говорим,

                                             Никуда мы не спешим.

    - Послушайте внимательно загадку, попытайтесь отгадать, кто же у нас сегодня в гостях?

    Это старый наш знакомый-

                                            Он живет на крыше дома-

      Длинноногий, длинноносый,

                                            Длинношеий, безголосый.

                                            Он летает на охоту

                                            За лягушками в болото. (Аист)

    - Аист прилетел к нам не один, кто же с ним?

                                                 Летом в болоте

                                                 Вы ее найдете.

                                                 Зеленая квакушка

    Улыбается от ушка до ушка.

    (Убрать листочек)

    - Почему аист не съел лягушонка ?

    –  У лягушонка что-то в ротике. Посмотрим, что  там?

    - Это записка от детей -Ули и Алика. Они просят у вас помощи. Поможем детям?

    - Но перед тем как отправиться в путь-

                                                   Все ребята по порядку

                                                   Утром делают зарядку.

                                              Язычок наш хочет тоже

                                              На детишек быть похожим.

    Для губ:

    «Улыбочка», «Трубочка», чередуем «улыбка»- «Трубочка», «Улыбка- поцелуйчик»

    Для языка:

    «Качели», «Наказать непослушный язык», «Лошадка»

    Для челюсти:

    «Окошко», движения челюстью вправо-влево

    Развитие мимических мышц и  дыхания:

    Подражание животным

    - «собачка дышит» -часто (носом), с высунутым языком (ртом)

    -«собачка сердится» -(оскал)

    - произнести длинно «уууу» и коротко «у-у».

    2.Введение в тему занятия (Закрепление знаний изученных букв; закрепление умения выделять гласный звук из слов)

    - Нам сегодня понадобятся помощники в дороге. Чтобы узнать кто нам будет помогать, мы должны выполнить несколько заданий.

    - Назовите гласный звук в каждом слове.

        Мак               рак              жук            лук        сад         суп

    -Какие гласные звуки были в словах?

    -Что вы знаете о гласных?  

    3. Упражнение «Хлопни в ладоши». (Развитие навыка фонематического слуха, умение выделять А,У из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)

    - Хлопни в ладоши, если услышишь звук А,У.

    - о а у и о а и о ы у ум ин ап ут он

    -Сегодня нашими помощниками будут буквы А и У.  

    4. Закрепление звуков А, У. (Развитие звукового анализа и синтеза слов)

    -Мы отправляемся  за Аликом  и Улей.

        (Открываю картинки с 2  грузовыми машинами. На кузове схемы слов со звуками А и У.)

    - Посмотрите, по дороге едут 2 машины.

    -Рассмотрите их.

    -Что это у них на кузове? (схемы названия груза, который везет машина)

    -Сколько звуков в названии груза?

    - Какая буква написана в середине слова?

    - Что может везти машина ? (рак, мак, лак; лук, жук).  

    - Молодцы! Справились с заданием.

    -Идем дальше

    5. Упражнение на развитие дыхания.

    - Чтобы было нескучно идти давайте песенку споем из звуков А и У.

    -Споем ее сначала шепотом; затем- громко, точно соблюдая рисунок губ.

    ( аууаууауау)

                                                   Уля с Аликом гуляли

                                                   В саду фрукты собирали

                                                   Алику – со звуком А.

                                                   Уле –со звуком У.

                                                   Вдруг выходит к ним медведь

                                                   Ну давай  реветь!

    - Испугались дети и убежали. А Медведь-то оказался незлой, добрый. Он принес нам все, что нашли дети  и хочет, чтобы вы достали и проверили, правильно выбрали Уля и Алик предметы?

    (Каждый ребенок выходит к доске достает предметы, поясняет какой звук в названии, правильно выбрали дети или нет)

    - Как назвать все эти предметы одним словом  - что нашли дети? (фрукты)

    - Огурец (овощ)

    6. Игра «Какой, какая, какое, какие?» (Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

    -Расскажите каждый про свой фрукт. (банан -желтый, сладкий, продолговатый, полезный; апельсин- оранжевый, сочный, сладкий;…)

    -Молодцы, ребята и с этим заданием справились. А сейчас отдохнем.

    7.Физминутка: (Развитие координации речи с движением)

                                                      Носом вдох,

                                                     А выдох ртом,

                                                     Дышим глубже,

                                                     А потом-

                                                     Марш на месте!

                                                     Не спеша!

                                                     Как погода хороша!

    8.Звуко-буквенный анализ слова  АУ! (Развитие навыка порядкового анализа слияний, звуко-буквенного анализа слов)

    - Посмотрите – вот и лес. А ребяток наших нет….

    -Вспомните, одно короткое и нужное слово. Крикнешь его и тебе придут на помощь.

    -Какое это слово? ( Ау!)

    ( Дети протяжно произносят слово ау хором и по рядам)

    - А вот и Алик с Улей. Какое слово помогло нам найти ребят?

    - Какой первый звук в слове? Обозначим его фишкой с рисунком губ.

    -Какой второй звук в слове? Обозначьте его фишкой самостоятельно.

    -Кто пойдет к доске и поставит фишку?

    (Ребенок у доски выставляет фишку)

    -Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове.

    - Выйти к доске и обозначить звуки буквами.

    -Прочитаем слово хором.

    9.Вылепливание из пластилина слова АУ. ( или выкладывание букв из счетных палочек). Печатание на досочках. (Развитие мелкой моторики рук)

    10. Звуко-буквенный анализ УА!

    (Логопед меняет местами звуки А и У.)

    - Прочитайте, какое слово получилось?

    -Какой первый звук? Второй?

    -Кто произносит это слово? ( малыш)

    - Выйти к доске и обозначить звуки буквами.

    - Прочитаем слово хором.

    11. Итог занятия:

                                                    Мы учили букву…(у)

                                                    Мы учили букву….(а).

                                                    Малыши кричат: «Уа!».

                                                    Мы в лесу кричим: «Ау!»

                                                    С буквы А арбуз и аист.

                                                    (Мы запомнить постарались.)

                                                    С буквы У у нас, ребята

                                                     Ухо, удочка, утята.

    - Какие же буквы нам помогали сегодня на занятии?

    -В каких они домиках живут?

    -Почему буквы живут в красных домиках?

    -Какие звуки обозначают буквы?

    - Вы сегодня умницы. Я очень рада за вас. Похлопайте себе за работу.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

    Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

    Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

    Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)

    Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...

    Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...