Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков из состава слова, из ряда гласных, слогов, развития навыка чтения слияний гласных, обучения звуко-буквенному анализу слов, совершенствования грамматического строя речи (согласование  прилагательных с существительными в роде и числе). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_a_u_bukvy_a_u.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки А,У. Буквы А,У.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепление  звуков А и У
  • Учить выделять эти звуки из состава слова, из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)
  • Обучать звуко-буквенному анализу слов АУ, УА
  • Развитие навыка чтения слияний гласных
  • Совершенствование грамматического строя речи ( согласование прилагательных с существительными в роде и числе)
  • Уточнение словаря по теме « Фрукты»

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие навыка фонематического слуха
  • Развитие общей и тонкой моторики
  • Развитие зрительного внимания
  • Развитие речевого слуха

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, ответственности

Оборудование:

  • Зеркала
  • Индивидуальные схемы
  • Кассы букв
  • пластилин
  • фишки с рисунком губ
  • медведь с фруктами( ананас, банан, огурец, апельсин..)
  • картинки: аист, лягушка, «дети в лесу», 2 грузовых машины со схемами слов с буквами А,У, маленький ребенок,
  • магнитные буквы

Ход занятия:

1. Организационный момент: (Развитие мышления, речевого слуха)

- Повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде:

                                         На занятиях, в игре

                                         Верно, четко говорим,

                                         Никуда мы не спешим.

- Послушайте внимательно загадку, попытайтесь отгадать, кто же у нас сегодня в гостях?

Это старый наш знакомый-

                                        Он живет на крыше дома-

  Длинноногий, длинноносый,

                                        Длинношеий, безголосый.

                                        Он летает на охоту

                                        За лягушками в болото. (Аист)

- Аист прилетел к нам не один, кто же с ним?

                                             Летом в болоте

                                             Вы ее найдете.

                                             Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

(Убрать листочек)

- Почему аист не съел лягушонка ?

–  У лягушонка что-то в ротике. Посмотрим, что  там?

- Это записка от детей -Ули и Алика. Они просят у вас помощи. Поможем детям?

- Но перед тем как отправиться в путь-

                                               Все ребята по порядку

                                               Утром делают зарядку.

                                          Язычок наш хочет тоже

                                          На детишек быть похожим.

Для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», чередуем «улыбка»- «Трубочка», «Улыбка- поцелуйчик»

Для языка:

«Качели», «Наказать непослушный язык», «Лошадка»

Для челюсти:

«Окошко», движения челюстью вправо-влево

Развитие мимических мышц и  дыхания:

Подражание животным

- «собачка дышит» -часто (носом), с высунутым языком (ртом)

-«собачка сердится» -(оскал)

- произнести длинно «уууу» и коротко «у-у».

2.Введение в тему занятия (Закрепление знаний изученных букв; закрепление умения выделять гласный звук из слов)

- Нам сегодня понадобятся помощники в дороге. Чтобы узнать кто нам будет помогать, мы должны выполнить несколько заданий.

- Назовите гласный звук в каждом слове.

    Мак               рак              жук            лук        сад         суп

-Какие гласные звуки были в словах?

-Что вы знаете о гласных?  

3. Упражнение «Хлопни в ладоши». (Развитие навыка фонематического слуха, умение выделять А,У из ряда гласных, слогов ( начальной ударной позиции)

- Хлопни в ладоши, если услышишь звук А,У.

- о а у и о а и о ы у ум ин ап ут он

-Сегодня нашими помощниками будут буквы А и У.  

4. Закрепление звуков А, У. (Развитие звукового анализа и синтеза слов)

-Мы отправляемся  за Аликом  и Улей.

    (Открываю картинки с 2  грузовыми машинами. На кузове схемы слов со звуками А и У.)

- Посмотрите, по дороге едут 2 машины.

-Рассмотрите их.

-Что это у них на кузове? (схемы названия груза, который везет машина)

-Сколько звуков в названии груза?

- Какая буква написана в середине слова?

- Что может везти машина ? (рак, мак, лак; лук, жук).  

- Молодцы! Справились с заданием.

-Идем дальше

5. Упражнение на развитие дыхания.

- Чтобы было нескучно идти давайте песенку споем из звуков А и У.

-Споем ее сначала шепотом; затем- громко, точно соблюдая рисунок губ.

( аууаууауау)

                                               Уля с Аликом гуляли

                                               В саду фрукты собирали

                                               Алику – со звуком А.

                                               Уле –со звуком У.

                                               Вдруг выходит к ним медведь

                                               Ну давай  реветь!

- Испугались дети и убежали. А Медведь-то оказался незлой, добрый. Он принес нам все, что нашли дети  и хочет, чтобы вы достали и проверили, правильно выбрали Уля и Алик предметы?

(Каждый ребенок выходит к доске достает предметы, поясняет какой звук в названии, правильно выбрали дети или нет)

- Как назвать все эти предметы одним словом  - что нашли дети? (фрукты)

- Огурец (овощ)

6. Игра «Какой, какая, какое, какие?» (Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

-Расскажите каждый про свой фрукт. (банан -желтый, сладкий, продолговатый, полезный; апельсин- оранжевый, сочный, сладкий;…)

-Молодцы, ребята и с этим заданием справились. А сейчас отдохнем.

7.Физминутка: (Развитие координации речи с движением)

                                                  Носом вдох,

                                                 А выдох ртом,

                                                 Дышим глубже,

                                                 А потом-

                                                 Марш на месте!

                                                 Не спеша!

                                                 Как погода хороша!

8.Звуко-буквенный анализ слова  АУ! (Развитие навыка порядкового анализа слияний, звуко-буквенного анализа слов)

- Посмотрите – вот и лес. А ребяток наших нет….

-Вспомните, одно короткое и нужное слово. Крикнешь его и тебе придут на помощь.

-Какое это слово? ( Ау!)

( Дети протяжно произносят слово ау хором и по рядам)

- А вот и Алик с Улей. Какое слово помогло нам найти ребят?

- Какой первый звук в слове? Обозначим его фишкой с рисунком губ.

-Какой второй звук в слове? Обозначьте его фишкой самостоятельно.

-Кто пойдет к доске и поставит фишку?

(Ребенок у доски выставляет фишку)

-Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове.

- Выйти к доске и обозначить звуки буквами.

-Прочитаем слово хором.

9.Вылепливание из пластилина слова АУ. ( или выкладывание букв из счетных палочек). Печатание на досочках. (Развитие мелкой моторики рук)

10. Звуко-буквенный анализ УА!

(Логопед меняет местами звуки А и У.)

- Прочитайте, какое слово получилось?

-Какой первый звук? Второй?

-Кто произносит это слово? ( малыш)

- Выйти к доске и обозначить звуки буквами.

- Прочитаем слово хором.

11. Итог занятия:

                                                Мы учили букву…(у)

                                                Мы учили букву….(а).

                                                Малыши кричат: «Уа!».

                                                Мы в лесу кричим: «Ау!»

                                                С буквы А арбуз и аист.

                                                (Мы запомнить постарались.)

                                                С буквы У у нас, ребята

                                                 Ухо, удочка, утята.

- Какие же буквы нам помогали сегодня на занятии?

-В каких они домиках живут?

-Почему буквы живут в красных домиках?

-Какие звуки обозначают буквы?

- Вы сегодня умницы. Я очень рада за вас. Похлопайте себе за работу.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет с нарушениями речиТема: "День рождения буквы Б"...

Итоговое занятие ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ(ЗПР)

Конспект НОДПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности длядетей с ОВЗ(ЗПР) "Игры со звуками"...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...