Совмесный план воспитателя и учителя- логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Левкович Елена Николаевна

Представлен подробный совмесный план работы  учителя - логопеда и воспитателя на весь учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmesnyy_plan_logopeda_i_vospitatelya.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материал учителя-логопеда Бачуриной О.Вю.. и ст. воспитателя Левкович Е.Н.., ГОУ  д/с №59

г. Москвы "Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя"

      В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на совместной работе воспитателя и учителя – логопеда.

      Работая в группе  где есть дети с отклонениями в речевом развитии очень важно знать, что речевое развитие происходит в процессе познания ребенком окружающего мира. Чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, и, значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации.

      Многие годы мы тесно сотрудничаем с логопедом нашего детского сада, в нашем саду функционирует логопункт. Строим нашу совместную работу так, чтобы был достигнут наиболее высокий результат по формированию речевой деятельности детей.

      С самого начала нашего сотрудничества мы выбрали конкретную тему по формированию сенсорного развития у детей с нарушением речи. В совместной работе были определены следующие задачи:

  1. Овладение лексико-грамматическими формами языка с использованием сенсорных эталонов.
  2. Формирование знаний об окружающем мире, опираясь на знание сенсорных  процессов.
  3. Развитие восприятия, мышления, памяти, воображения.
  4. Развитие эмоционально-чувствительной среды.

Для решения этих задач были составлены:

  1. Перспективный план по ознакомлению детей с окружающим миром, включая сенсорные процессы.
  2. Разработаны схемы-модели описания предмета при помощи сенсорных эталонов.
  3. Расширен перечень лексических тем.
  4. Увеличен объем лексико-грамматического материала внутри каждой темы, опираясь на сенсорные процессы.

(Данное программирование прилагается)

       В процессе совместной работы  тему расширили. Получили совместное планирование по формированию лексики в старше-подготовительной группе, где:

- перспективный годовой план разработан помесячно и понедельно;

- каждой неделе отводится определенная тема;

-перед каждой темой проводится подготовительная работа:

   1. пополнение предметного словаря,

   2. пополнение глагольного словаря,

   3. пополнение словаря признаков,

   4. чтение художественной литературы,

   5. беседы и общение с детьми по изучаемой теме.

    В течение недели полученные знания совместно с логопедом пополняются и закрепляются во всех видах детской деятельности: на играх-занятиях по математике, ознакомлении с природой, на играх-занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании, на играх-занятиях ручного труда), на игровых занятиях закрепляются через дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, словесные игры, а также игры со строительными материалами. Могу сказать, что данное сообщество (воспитатель-логопед-ребенок) плодотворно отражается на интеллекте ребенка.

      Структура планирования такова: Указывается месяц, неделя, лексико-семантическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда. Затем представлены формы, виды и приемы работы воспитателя. Это

*экскурсии, наблюдения, художественная литература (можно включить беседы, общение с детьми по заданной теме);

*обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий;

*разнообразные игры, которые помогают закрепить заданную лексическую тему: сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, пальчиковые;

*художественно-творческая деятельность, раскрывающая заданную тему.

      Такой обширный и разнообразный материал дает возможность полно и всесторонне раскрыть ту лексическую тему, над которой предстоит работать.

      Особенно важно включать в работу театрализованные игры, игры – драматизации, инсценирование, которые развивают координацию движения, чувство ритма, такта, творческие способности.

      Если появился интерес по данному совместному планированию, всегда можно обратиться в наш детский сад за консультацией. Мы будем рады.


СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ  В старше-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Месяц

Неделя

Лексико-семантическая тема на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда

Формы, виды и приемы работы воспитателя

Экскурсии, наблюдения, беседы. Художественная литература, сказки

Обогащение словаря и закрепление лексико-грамматических категорий

Дидактические, сюжетно-ролевые игры

Изобразительная деятельность и художественное развитие

сентябрь

1-я

Обследование

ДИАГНОСТИКА

2-я

Откуда хлеб пришел?

Экскурсия в хлебный магазин

Знакомство с картиной

И.А. Шишкина «Рожь», Т.Яблонской «Хлеб»

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Кон «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях»)

Сказка «Колосок», «Гуси-лебеди»

Пословицы и поговорки о хлебе.

Глагольный словарь:     - Что делают с зерном? (Сеют, выращивают, убирают, мелят)

Словарь признаков: Хлеб (какой?) – ржаной, пшеничный, мягкий, черствый, вкусный…

Словарь предметный: хлебобулочные изделия, урожай, бутерброд, каравай, зерно, колосья, комбайнер, пекарь.

«Отгадай (определи) на вкус»

«Чудесный мешочек»

«Что изменилось»

«Накроем стол к чаю»

«Найди лишний предмет»

Рисование красками: «Хлебное поле»

Лепка: «Бублики, пирожки, булочки»

Аппликация: «Колосок»

Ручной труд: колоски из бумаги, хлебобулочные изделия из ваты

3-я

Осень

Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

А.С.Пушкин «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…»

П.Н.Плещеев «Осень наступила…»

Г.Скребицкий «Осень»

Загадки, пословицы и поговорки об осени

Предметный словарь: названия осенних месяцев, листопад, тучи, дождь, туман, сырость, ненастье, озимь, погода, заморозки, слякоть.

Глагольный словарь: падают, осыпаются, летят, шуршат, желтеют, шелестят, прощаются, хмурится, убирают.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, унылая, прощальная, туманный, ненастная, пасмурная.

«Чей лист? Ветка?»

«4-й лишний»

«Узнай дерево по листу, плоду»

«Один - много»

Р: «Осенний лист»

«Ветка осеннего клена»

«Ветка калины (рябины)»

«Золотая осень» (рисование тампоном)

А: «Букет из осенних листьев»

«Осенний ковер» (растительный орнамент)

Р.т: «Поделки из природного материала»

4-я

Лес. Деревья: лиственные и хвойные

Экскурсия в парк.

Л.Н.Толстой «Дуб и орешник»

А.К.Толстой «Осень! Осыпается весь наш бедный сад…»

«Как коза избушку строила»

Предметный словарь: названия деревьев, ствол, крона, лист, ветви, кора, корни, хвоя, тайга, бор, дубрава, роща.

Глагольный словарь: сажать, растить, поливать, пилить, рубить, строить.

Словарь признаков: хвойный, лиственный, смешанный, относительные прилагательные  (лист клена – кленовый)

«4-й лишний»

«Куст - дерево»

«1-2-5-9»

«Запомни, повтори»

«Какой лист, какая ветка»

«Узнай дерево по листку»

«Что где растет»

А: «Букет» (из осенних листьев)

Декоративное рисование: «Орнамент из осенних листьев»

октябрь

1-2-я

Осенняя ярмарка. Сад-огород: овощи, фрукты, ягоды

Экскурсия в овощной магазин.

Л.Н.Толстой «Косточка»

Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Ю.Тувим «Овощи»

Р.н.с. «Репка»

Я.Тайц «Про ягоды»

«Вершки и корешки», «Крошечка-Хаврошечка»

Загадки об овощах и фруктах.

Предметный словарь: урожай, овощи, фрукты, ягоды, огород, грядки, сад, экзотические фрукты, садовод.

Словарь признаков: цвета (оттенки), формы, вкус.

«Кто быстрее соберет овощи (фрукты) в корзину»

«4-й лишний»

«В саду или в огороде»

«Определи на вкус»

«Отгадай по описанию»

«Что где растет»

«Чудесный мешочек»

«Овощной магазин»

«1-2-5» (тыква, банан, лимон, дыня)

Л: «Фрукты на блюде»

А: «Корзина с овощами», «Ваза с фруктами»

А: «Ягоды на лесной поляне»

Рисование с натуры «Арбуз», «Спелое яблоко»

3-я

Насекомые

Наблюдение за насекомыми.

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Л.Квитко «Жучок»

В.А.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

В.Бианки «Приключение муравьишки»

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

Эстонская сказка «Три бабочки»

М.Михайлов «Лесные хоромы»

Предметный словарь: бабочка, стрекоза, муравей, жук, муха, оса, пчела, комар, гусеница, божья коровка, крылышки, голова, брюшко, хоботок, лапки, спинка, подкрылья, личинка, яйцо, куколка, полет, жужжание.

Глагольный словарь: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать.

Словарь признаков: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные.

«Телефон»

«Кто где живет»

«Кто как передвигается»

«Запомни, повтори»

«4-й лишний»

«Подбери признак»

«Подбери действие»

«Узнай по описанию»

Р: иллюстрация к сказке В.Бианки «Приключение муравьишки»

«Стрекоза» (кляксография)

А: «Бабочка»

Л: «Насекомые» (из пластилина, природ и бросового материала)

Р.т.: изготовление книжки иллюстраций к сказке «Приключение муравьишки»

4-я

Перелетные птицы

Беседа о перелетных птицах.

Рассматривание иллюстрации перелетных птиц.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

И.Соколов-Микитов «Улетают журавли»

Е.Чарушин «Журавль»

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Г.Снегирев «Ласточка»

В.Бианки «Лесные домишки»

А.Майков «Ласточка»

Г.-Х.Андерсен «Серая шейка»

Р.н.с. «Гуси-лебеди»

Загадки о птицах.

Предметный словарь: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки, жаворонок, гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке.

Глагольный словарь: летать, улетать, прилетать, ходить, курлыкать, гоготать, кружить, махать.

Словарь признаков: быстрые, проворные, перелетные, утиная, голосистые, гусиная, быстрокрылые, дикие, дружные, заботливые, журавлиная, лебединая

«Улетают-не улетают»

«Что за птица»

«Кто как кричит»

«Узнай по описанию»

«Подбери признак»

«Подбери действие»

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Лягушка и цапля».

Настольно-печатная игра «Парочки»

Р: «Лебеди на голубом фоне», иллюстрации к сказкам.

Л: «Утка с утятами»

А: «Лягушка-путешественница» (на фоне озера)

Р.т: «Птицы» (из бумаги, семян, листьев)

Оригами: «Лебедь»

Опыт: «Как летает перышко»

ноябрь

1-я

Грибы

В.Катаев «Грибы»

С.Аксаков «Грибы»

В.Сутеев «Под грибом»

Р.н.с. «Война грибов»

Загадки о грибах

Предметный словарь: белый гриб, поганка, подберезовик, лисички, подосиновик, рыжики, шампиньоны, опята, маслята, грузди, мухомор

Словарь признаков: грибной, лесные, соленые, сушеные, жареные, маринованные.

Глагольный словарь: что делаем с грибами (ищем, срезаем, чистим, варим, жарим, солим, маринуем)

«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

«Соберем грибы в корзину»

«4-й лишний»

«Съедобный - несъедобный»

«Запомни, положи»

Р: «Дары осени»

Л: «Грибы в лукошке»

Р.т: «Грибная полянка» (из природного материала)

2-я

Домашние животные

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных.

Л.Н.Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»

Р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза»

Загадки о животных.

Предметный словарь: названия животных и их детенышей; стадо, пастух, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, сено, трава, луг, овес, пойло, конюх, телега, груз, корм, туловище, рога, грива, копыта, вымя, молоко.

Глагольный словарь: пасутся, щиплют, жуют, ржет, хрюкает, мычит, блеет, мяукает, лает, скачет, перевозит, сторожит, охотится, кусается, бодает, лягает, царапается.

Словарь признаков: сторожевая, охотничья, пожарная, злая, санитарная, рогатая, лохматая, бодливая, домашняя, породистая…

«Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто» (детеныши)

«Много-нет»

«Кто в домике живет»

Р: «Домашние животные»

А+Р: «Кошка»

Л: «Барашек» (пластилиновый рельеф)

3-я

Дикие животные наших лесов. Животные холодных стран

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах о животных.

М.Пришвин «Ёж».

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Листопадничек».

 Е.Чарушин «Медвежонок», «Волчишко».

Басни И.А.Крылова

Р.н.с. «Три медведя», «Маша и медведь», «Два жадных медвежонка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Старик и медведь»

Предметный словарь: звери, медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, барсук, енот, лось, олень, зубр, рысь, соболь, куница, норка, выдра, бобр. Тюлень, морж, котик, нерпа, песец, кит, дельфин, белый медведь, пингвин.

Берлога, нора, дупло.

Глагольный словарь: добывать, прыгать, рыскать, прятаться, охотится, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться.

Словарь признаков: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.

«Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто» (детеныши)

«Много-нет»

«Кто в домике живет»

«Кто в лесу живет»

«Чья шуба теплее»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно (кто чем питается)»

«Большой - маленький»

Р: иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка»

Р: «Белочка»

А: из природного материала «Медведица с медвежатами»

Л: на сюжет сказки Д.Н.Мамина- Сибиряка «Про храброго зайца»

Р.т. «Цирк зверей» из природного материала

4-я

Одежда, обувь, головные уборы

Экскурсия в ателье, магазин одежды.

Знакомство с разнообразными видами тканей и материалов, с профессиями людей.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Г.-Х.Андерсен «Новый наряд короля»

Ш.Перро «Золушка»

Экскурсия в обувной магазин.

Знакомство с материалами для обуви и головных уборов, с профессиями людей.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка»

Предметный словарь: названия верхней одежды, нижнего белья, летней, зимней, демисезонной одежды, детской, взрослой; названия обуви, головных уборов. Профессии: ткачиха, портной, закройщик, швея, модельер, обувщик, сапожник. Ткани и материалы для одежды, обуви, г/уборов: шелк, ситец, драп, лен, фетр, кожа, мех, замша…

Детали одежды: капюшон, рукав, манжет, воротник, карман,  молния, петля.

Глагольный словарь: надевать (что?), одевать (кого?), шить, стирать, кроить, чинить, зашивать, гладить, мыть, шить, ремонтировать, чистить, обувать, зашнуровывать.

Классификация одежды.

Признаки: ситцевый, льняной, полотняный, шелковый, шерстяной, кожаные, фетровая, шерстяная, меховая, шелковый, спортивная, сменная, зимняя, демисезонная..

«Что из чего – какое?»

«Эхо»

«Подбери предмет к признаку»

«Кто что делает?»

«Кто это?»

«Ателье»

«4-й лишний»

«Отгадай на ощупь»

«4-й лишний»

Р: Роспись варежки, фартука, сарафана.

А: «Коврик» (из кусочков ткани)

декабрь

1-2-я

Зима. Зимующие птицы

Экскурсия в парк.  Рассматривание картины А.Пластова «Первый снег», П.Кузнецова «Иней».

Наблюдение за птицами.

Подкормка птиц.

В.Бианки «Синичкин календарь»

М.Пришвин «Птицы под снегом»

Г.Скребицкий «На лесной полянке»

Пересказ рассказа Г.Скребицкого, В.Чаплиной «Появились синички»

Повторение стихов о зиме.

Названия зимующих птиц (ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, филин, рябчик, глухарь, куропатка, синица, снегирь, дятел, зимородок, клест)

Действия: летать, зимовать, кормить, клевать, чирикать.

«Телефон» (зимующие птицы)

«Улетают – не улетают»

«4-й лишний»

«Узнай по описанию»

«Назови признаки»

 «Назови действия»

«Украсим елку к празднику»

Р: иллюстрация к одному из рассказов о зимующих птицах

А: «Снегири (синицы) на ветках»

Л: «Птицы на кормушке»

Оригами: «Голуби»

Р.т. «Мастерская Деда Мороза» (изготовление совместно с родителями елочных украшений)

3-я

Мебель

Экскурсия в мебельный магазин.

Беседа о профессиях: лесоруб, столяр, пильщик, краснодеревщик, сборщик.

Беседа о видах мебели, назначении.

Р.н.с. «Три медведя»

Предметный словарь: классификация мебели (детская, спальная, школьная, кухонная). Профессии (лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик). Ножка, крышка, подлокотник, спинка, дверца, сиденье, кресло, диван, кровать, шкаф, комод, шифоньер, тумбочка, стол, стул, табуретка, стеллаж.

Глагольный словарь: пилить, строгать, полировать, собирать, мастерить, чинить, вытирать, расставлять

Словарь признаков: мягкий, удобный, красивый, кожаный, вместительный, полированный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, жесткий, комфортный, обеденный, письменный,двуспальная, односпальная,раскладной

«Обставим спальню, гостиную, кухню»

«Узнай по контуру»

«1-2-5-9»

«Чей, чья, чье»

Игры со строительным материалом.

Пальчиковые игры

Р: «Моя красивая комната»

А: «Мой стул»

Л: «Сделай сам»

Р.т. «Мебель для кукол» (из бумаги и бросового материала)

4-я

Посуда

Экскурсия в посудо-хозяйственный магазин, на кухню. Рассматривание посуды, определение назначения и классификация (столовая, чайная, кухонная). Знакомство с материалом, из которого изготовлена посуда.

А.Гайдар «Голубая чашка»

К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокатуха»

Братья Гримм «Горшок каши»

Р.н.с. «Лиса и журавль»

Словарь предметный:

кухонной посуды (кастрюля, сковорода, чайник…), столовой (тарелка, миска), чайной (блюдце, чашка)

столовых приборов, ведро, бак, дуршлаг, ковш, поварёшка, сито, таз, самовар, фляга, противень, сахарница, хлебница, сухарница, кофейник, молочник, масленка, солонка, перечница, соусник, бокал, фужер, рюмка, поднос, сервиз.

Глагольный словарь: мыть, чистить, расставлять, наливать, сервировать…

Словарь признаков: по классификации, по материалу, по объему.

«Эхо»

«Что из чего - какое»

«Подбери предмет к признаку»

«Что изменилось»

«1-2-5-9»

«Много-нет»

«Сервируем стол к обеду»

«4-й лишний»

«Посудо-хозяйственный магазин»

Р: «Горшок каши» (иллюстрация к сказке)

Л: «Кувшин», «Чайный сервиз»

А: «Чайный сервиз» (на голубом фоне росписью в стиле «Гжель»)

К: изготовление из бумаги и бросового материала посуда для сюжетно-ролевых игр.

январь

1-2-я

Новогодний праздник. Зимние забавы

Наблюдение примет зимы в природе.

И.С.Никитин «Встреча зимы»

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..»

Г.Скребицкий «Зима»

В.Сутеев «Новогодняя елка»

С.Я.Маршак «12 месяцев»

Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»

Р.н.с. «Снегурочка», «В гостях у дедушки Мороза»

Названия зимних месяцев. Снег, мороз, иней, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, лыжи, коньки, снежки, метель, снегопад, заносы, буря, вьюга, буран, стужа, лед, холод.

Действия: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, засыпает, воет, лепят, катаются, скользят, скатываются, чистят, сгребают, скрипит, сверкает, ложится, трещит.

Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, мокрый, сверкающий, чистый…

 «Подбери предмет к признаку» (зимний, зимняя, зимнее)

«Подбери слова-родственники» (снег, снежок, снежки, снеговик, снегопад, снежный, снегурочка, подснежник)

«Магазин елочных игрушек»

А: «Снегурочка», «Елочка-красавица»

Р: «Здравствуй, гостья зима!»

«Снег идет» (на голубом фоне)

«Снежинка» (свечой)

Р.т. «Снежинки из бумаги»

3-я

Животные жарких стран

Посещение зоопарка (с родителями)

Рассматривание картин, иллюстраций.

Д.Р.Киплинг, рассказы из «Книги джунглей»

Б.Житков «Про слона»

К.Чуковский «Айболит»

Басни И.А.Крылова

Д.Нейер «Жизнь в джунглях»

Загадки о животных

Предметный словарь: лев, тигр, антилопа, жираф, шакал, леопард, гепард, кенгуру, слон, пантера, обезьяна, буйвол, ягуар, верблюд, крокодил, зебра,  детеныши животных. Пустыня, джунгли, степь.

Глагольный словарь: подкрадываться, охотится, рычать, скакать, добывать.

Словарь признаков: красивый, быстроногий, огромный, полосатый, длинношеее, гибкий.

«Отгадай по описанию»

«4-й лишний»

«У кого кто» (детеныши)

«Много-нет»

«Поезд для зверей»

«Кому что нужно (кто чем питается)»

«Большой - маленький»

«Зоологическое лото»

«Кто, где живет»

«Птицы и звери»

«Веселые зверята»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

«Узнай, какой ты зверь»

А: «Павлин», «Попугай на пальме»

Р.т. из природного материала «Ослик», «Страус»,«Жираф»

Л: «Черепаха»

Р: «Жизнь в джунглях» (нетрадиционная техника)

4-я

Моя семья

Рассматривание серии сюжетных картин «Семья»

Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Аленушка»

В.Осеева «Просто старушка»

П.Воронько «Мальчик Помогай»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

Р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»

Предметный словарь: мама, папа, муж, жена, отец, мать, женщина, мужчина, мальчик, девочка, юноша, девушка, старик, старуха, дедушка, бабушка, внучка, внук, сын, дочь, тетя, дядя, племянник, племянница, двоюрная (-ый) сестра (брат), подросток.

Глагольный словарь: дружить, ухаживать, растить, расти, любить, уважать, помогать, играть убираться, кормить, стирать,  гулять, дарить, взрослеть, стареть, праздновать.

Словарь признаков: добрая, нежная, милая, заботливая, ласковая, сильный, мужественный, строгий, старший, старый, младший, маленький, молодой, пожилой.

«4-й лишний»

«Чья, чей, чье» (образование притяжательных прилагательных)

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Пальчиковые игры

Р: портрет «Я с папой»

Л: «Я и моя семья»

А: «Казанское полотенце»

февраль

1-я

Инструменты, орудия труда

Рассматривание картинок с изображение инструментов.

Беседа о видах инструментов и орудий труда. Разговор о технике безопасности при работе с разными инструментами.

А.Шибаев «Лучше дела не найти»

Б.Заходер «Слесарь»

Г.А.Ладонщиков «Самокат»

Словарь:

Ножницы, грабли, лопата, вилы, молоток, топор, колун, тяпка, дрель, шило метла, пила, кисть, клещи отвертка, пассатижи, рубанок, указка, шприц, скальпель, карандаш.

Шить, прибивать, стричь, рисовать, копать, рубить, сверлить, строгать, подметать, убирать.

Плотницкие, малярные, хирургические, столярные парикмахерские.

«Назови инструмент»

«Кому, какое орудие труда, инструмент»

«Что не так?»

«4-й лишний»

А: из ниток (передача формы, цвета, объема с помощью аппликации)

Л: «Инструменты, орудия труда»

Р: «Мастерская»

2-я

Рыбы

Наблюдения за рыбками в аквариуме.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Е.Пермяк «Первая рыбка»

Н.Носов «Карасик»

Р.Н.С. «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и серый волк»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Классификация видов рыб: морские, пресноводные, аквариумные. Строение рыбы: голова, туловище, хвост, жабры, плавники.

«4-й лишний»

«Зоологическое лото»

«Умный телефон»

«Чей плавник, чьи жабры»

«Кто где живет»

Р: «Сказка о рыбаке и рыбке» (иллюстрация к сказке)

А: «Подводное царство» по сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» или по р.н.с. «По щучьему велению»

Л: «Лисичка-сестричка и серый волк»

Р.т: «Аквариум» из природного и брос.материала.

3-я

День защитника Отечества. Военные профессии

Встречи с ветеранами войны

Рассматривание иллюстраций батальных сцен, иллюстрации о прохождении военной службы российских солдат.

Иллюстрация В.М.Васнецова «Богатыри»

Чтение былин.

Г.-Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

А.Митяев «Мешок овсянки»

Отечество, Родина, армия, войска. Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы. Летчики: пилоты, штурманы, радисты. Солдаты, пограничники, артиллеристы, танкисты, десантники. Строй, марш, граница.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать, охранять.

Смелые, бесстрашные, геройские, отважные, меткие, решительные.

«Кто служит в армии?»

«Подбери признак»: Защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный…

«Сосчитай» (1-2-5-9 танк, автомат)

Р: «Богатыри земли Русской»

Л: «Пограничник с собакой»

А: «Открытка для папы (дедушки)»

4-я

Транспорт

Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на переходе. Практическое применение правил дорожного движения.

М.Коршунов «Едет, спешит мальчик»

Б.Житков «Железная дорога» (из «Что я видел»)

М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»

И.Калинина «Как ребята переходили улицу»

С.Сахарнов «Самый лучший пароход»

И.Туричин «Человек заболел»

Предметный словарь: самолет, вертолет, ракета; корабль, катер, лодка, шлюпка, паром, ледокол, пароход, теплоход, атомоход, яхта, парусник; автомобиль, машина, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка; сани, телега, кибитка, карета, упряжка, дровни; кабина, кузов, салон, сиденье, поручни, колеса, руль, корпус, крыло, мотор, двери, фары, вагон, прицеп, пропеллер, трап, хвост, нос, корма, борт, якорь, винт, парус, палуба, трюм, рубка, топливо.

Водитель, шофер, рулевой, пилот, штурман, радист, матрос, бортпроводник, перелет.

Шоссе, дорога, трасса, рельсы, переход, светофор, движение, остановка, пристань, аэропорт, аэродром, порт, маршрут…

Глагольный словарь: ехать, плыть, лететь, заводить, выруливать, перевозить, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить, сигналить…

Признаки: легковой, грузовой, пассажирский, городской, международный, железнодорожный, воздушный, водный, наземный, подземный, почтовый, скорый

«Выставка машин»

«Что изменилось»

«Запомни, положи»

«1-2-5-9»

«4-й лишний»

«Кто на чем едет»

«Один-много»

Р: «Транспорт» (по выбору детей)

А (коллективная): «Транспорт на нашей улице»

К. и р.т.: «Машины» (настольный конструктор)

март

1-я

Весна. Восьмое марта

Наблюдение примет весны.

Рассматривание картин И.Левитана «Большая вода», «Март», Б.Бакшеева «Голубая весна».

С.Я.Маршак «Весенняя песенка» (из сказки «12 месяцев»)

Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

А.Н.Плещеев «Весна»

А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Предметный словарь: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, почки, листочки, трава, подснежник, сосульки…

Глагольный словарь: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются.

Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, цветущая, поющая…

«Скажи иначе» (синонимы)

«Узнай по описанию»

«Подбери признаки» (весна -… , вода - …)

Р: «Первоцветы»

Л(коллективная): «Дед Мазай и зайцы» (пластилин и природный материал)

А из ткани на открытке: «Цветы в подарок маме и бабушке»

К. и р.т.: «Тюльпан» из бумаги

2-я

Женские профессии

Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры.

Женские профессии в селе.

Повариха, портниха, учительница, певица, воспитательница, художница, скрипачка, пианистка, продавщица, медсестра, уборщица, ткачиха, танцовщица.

«Назови женскую профессию»: повар – повариха, портной – портниха, учитель - …

«Старше – младше»

«Кто это?»

Р: «Мама на работе»

А: «Цветы в подарок маме, бабушке»

3-я

Перелетные птицы

Экскурсия к грачовнику.

Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Г.Снегирев «Ласточка»

В.Бианки «Лесные домишки»

А.Майков «Ласточка»

А.Фет «Ласточка»

В.А.Жуковский «Жаворонок»

Грач, скворец, жаворонок, журавль, ласточка, стриж, лебедь, соловей. Гнездо, яйца, скворечник, птенцы, родина, перелет.

Возвращаться, каркать,

радоваться, выводить, щебетать, куковать, заливаться, клевать.

Веселые, задорные, звонкие, заботливые, дружные

«Кто как кричит?»

Лото «Птицы»

«4-й лишний»

Р: по сказкеГ.-Х.Андерсена «Гадкий утенок», Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

А: «Ласточка»

Л: «Лебеди», «Журавли»

Кон. Р.т. «Птицы» (из бумаги, природного и бросового материала)

4-я

Цветы

Экскурсия в цветочный магазин.

Рассматривание открыток, иллюстраций.

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

А.К.Толстой «Колокольчики»

Е.Благинина «Черемуха», «Одуванчик»

Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Рассказы детей о работе в цветнике.

Классификация цветов: садовые, луговые, полевые, комнатные.

Роза, астра, гладиолус, ирис, пион, георгин, тюльпан.

Колокольчик, ромашка, василек, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, кувшинка, подснежник, ландыш, лилия.

Красивые, яркие, цветущие, праздничные, нежные, хрупкие.

Цветут, растут, вянут, распускаются, расцветают, радуют, пахнут.

«Узнай по описанию»

«Соберем букет»

«4-й лишний»

«Что где растет?»

«Отгадай цветок по звуку, слогу»

Лото «Цветы цветут»

Р: «Цветы» разными способами

А (коллективно): «На зеленой полянке»

Кон. и р.т. «Цветы» (оригами)

Уход за комнатными цветами

апрель

1-я

Дом. Моя улица. Мой город

Беседа по темам «Мой город», «Наша страна»

М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны»

А.Прокофьев «Родина»

З.Александрова «Родина»

Р.н.с. «Теремок», «Рукавичка», «Пряничный домик»

Дом, квартира, комната, прихожая, коридор, спальня, гостиная, кухня, кладовка, этаж, подъезд, лестничная площадка, крыша, стены, подвал.

Улица, переулок, проспект, бульвар, перекресток, дорога, тротуар, парк, сад, детская площадка, город, село, деревня, стадион, музей, театр. Родина, страна, Россия,Татарстан

Одноэтажный  (много-, двух-), родной, широкая, узкая, длинная, чистый, зеленый, старый.

«Улицы, проспекты нашего города» (со строительным материалом)

«Наш город»

«Дорожная азбука»

«На чем можно ездить по городу»

«Три сигнала»

«Регулировщик»

«Расставь правильно знаки»

«Выбери нужные знаки»

Р: «Перекресток»

А: «Знаки ПДД»

Л: «Светофор»

2-я

Профессии

Беседа о профессиях в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.

Рассматривание сюжетной картины «Город строится», «Строители».

С.Баруздин «Кто построил этот дом»

Дж.Родари “Какого цвета ремесла?»

Я.Аким «Неумейка»

В.Маяковский «Кем быть?»

М.Пожарова «Маляры»

Я.Дягутите «Руки человека»

Р.н.с. «Репка»

Предметный словарь: Сельское хозяйство (доярка, фермер, пастух, телятница, тракторист, комбайнер, хлебороб, агроном, ветеринар)

Строительство: (архитектор чертежник, каменщик, стекольщик, столяр, плотник, маляр, стекольщик, строитель, крановщик)  Наука (профессор, химик, ученый, инженер, физик, биолог) Медицина (врач, хирург, педиатр, ортопед, стоматолог) Детский сад (воспитатель, логопед, медсестра, повар, музыкальный руководитель, психолог)

Ателье (закройщик, лекальщик, портной, конструктор, модельер)

Глагольный словарь: шьет, строит, воспитывает, готовит, учит, лечит, красит, ухаживает, растит.

«Кто что делает?»: учит – учитель, лечит - …

«Кто чем работает?»: маляр – кистью, дворник – метлой…

«Почему так названы профессии?»: рыболов – рыбу ловит, пчеловод, землекоп, лесоруб, трубочист.

«Магазин»

Р: «Я в будущей профессии»

А: «Стоим дом»

Л: «Кондитер», «Пекарь»

3-я

Продукты питания

Беседа по темам «Для чего нужны продукты питания», «Из чего они сделаны», «что из них можно приготовить», «Где их продают», «Где хранят»

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

Фольклор

Классификация продуктов: молочные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные.

«Отгадай на вкус»

«Из чего что готовят»

«Продуктовый магазин»

«Приготовим обед»

«Маленькая хозяюшка»

Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка»

«Угадай по запаху»

Р: «Пир на весь мир»

Л: «Конфеты для мамы», «Ароматные калачи»

А: «Праздничный пирог»

4-я

Человек. Части тела

Беседа «Я - человек»,

«Об удивительных превращениях пищи»

А.Барто «Вовка – добрая душа»

Сказка «Маша и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Предметный словарь: голова, затылок, подбородок, брови, веки, запястье, пятки, сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

Глагольный словарь: волосы подстригают, моют, накручивают, красят, расчесывают, сушат, завивают.

Словарь признаков: пальчики (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), сердце (сильное крепкое, здоровое, старое).

Словарь наречий: Говорим (как?) – медленно, быстро, понятно, громко….

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

Дыхательная гимнастика «Урок дыхания», «Волшебство дыхания носом»

«Путешествие каши» (пищеварение)

«Моя голова»

«Мое тело»

«Я чувствую, ощущаю  и познаю мир»

«Я - человек»

«Пищеварение»

Р: «Мой портрет»

«Мой друг», «Я - девочка», «Я - мальчик»

Л: «Человечки»

Р.т.: «Человек» из природного материла

 

май

1-я

Весна. Труд людей весной

Труд на участке.

Беседа о весне.

О.Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Я.Дягутите «Руки человека»

Б.Житков «Что я видел» («Сад», «Баштан»)

Я.Тайц «Послушный дождик»

Ю.Крутогоров «Дождь из семян»

Р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки»

Предметный словарь: сад, огород, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, саженцы, рассада, сережки, гром.

Глагольный словарь: набухают, лопаются, распускаются, расцветают, копать, сажать, сеять.

«Назови крестьянские профессии»

«Назови сельскохозяйственные машины»

«Кто где работает»

«Кто что делает»

«Кому что нужно»

Р: иллюстрация к сказке «Вершки и корешки»

Л: «Репка» (по р.н.с.)

А: «Трактор»

Работа на огороде.

2-я

День Победы

Экскурсия к мемориалу «Защитникам Родины».

С.Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

М.Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

А.Митяев «Мешок овсянки»

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Победа, враги, защитники Родины, подвиг, отвага, смелость, стойкость.

«Скажи дальше»

«Подбери признак»

«Скажи иначе» (смелый)

Р (коллективное): «Цветущая весна»

А: «Букет»

Л: «Пограничник с собакой»

3-я

Школа, школьные принадлежности

Экскурсия в школу.

Профессии в школе.

С.Я.Маршак «Первый день календаря»

Л.Н.Толстой «Филиппок»

А.Барто «В школу»

В.Берестов «Читалочка»

А.Л.Барто «Первый урок»

З.Н.Александрова «В школу»

Предметный словарь: портфель, тетрадь, дневник, учебник, пенал, линейка, альбом, ручка, карандаш, мел, циркуль. Ученица, ученик, школьник, школьница, уроки, перемены, каникулы, отличник.

Глагольный словарь: обучаться, учить, читать, считать, писать.

«Кто быстрее соберется в школу»

«4-й лишний»

«Что изменилось»

«Чего не стало?»

«Что прибавилось»

«Найди два одинаковых предмета»

«Собери портфель в школу»

Р: «Моя будущая школа»

Л: «Школьные принадлежности»

К: «Моя школа»

4-я

Времена года. Лето

Рассматривание серии картин «Времена года».

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

К.Ушинский «Четыре желания»

С.Я.Маршак «12 месяцев»

Загадки, пословицы, поговорки о временах года.

Повторение стихов об осени, зиме, весне.

Времена годы, календарь, месяцы. Лето, отдых, поездка

«Что сначала, что потом»

«До – между – за»

«Подбери предметы к признакам» (весенний, летний, зимний, осенний; весенняя, осенняя, летняя, зимняя; весеннее., летнее…)

«Когда это бывает?»

«Бывает – не бывает»

Р: (разными приемами) по выбору детей.

А: по выбору детей.


Перспективное планирование

по формированию сенсорных процессов у детей

с нарушениями речи                                      

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя. Детский сад.

   Цель:- воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к

           сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать , доставлять им  

           радость;

          - употребление в речи неполных ответов (использование существительных

            единственного и множественного числа в именительном падеже).

2-я неделя. Овощи и фрукты. 

  Цель: - употребление в речи неполных ответов (использование существительных

             Единственного и множительного числа в косвенных падежах);

             - формировать бережное отношение к природе;

             - закреплять представление о том, где растут овощи и фрукты и что  необхо-

               димо для их роста, о свойствах и признаках овощей и фруктов(цвет, форма,

                величина), об использовании их человеком.

              .-подбирать и группировать предметы по цвету путем подбора по образцу

             . –группировать предметы по форме. Соотносить фигуру определенной

                 формы с предметом такой же формы.

               - соотносить и сравнивать предметы по величине.

              - закреплять приемы совмещения, наложения и приложения,

              - упражнять детей в различении овощей и фруктов на вкус.

                               

 3-я неделя. Дом, семья.

   Цель:  - вызвать интерес и национальный отклик, чувство гордости и уважения к

                нашим предкам;

               - знать членов семьи и ближайших родственников;

               - формировать уважительное и заботливое отношение к своим близким;

               - уметь отвечать на вопросы о семье, определять родственные отношения.

               - договаривание предложений по картинкам ( использование существитель-

                 ных в именительном падеже множественного числа);

               - составление предложений по картинке ( по образцу);

               - преобразование предложений ( использование глаголов единственного и    

                 множественного числа).

               - употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин.

                                             

ОКТЯБРЬ

   1-я неделя. Игрушки.

       Цель: - продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду,

                 - вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском

                   саду, о том, как дети с ними играют;

                 - договаривание предложений по картинкам ( использование существи-

                   тельных в родительном падеже множественного числа);

                 - составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопро-

                   сов)

                 - развитие сенсорных процессов:

                 * закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине

                 * сравнивать, соотносить, группировать предметы по данным свойствам

                    и признакам.

                  *развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавать на ощупь

                    игрушку)

    2-я неделя. Ранняя осень.

          Цель: - формировать представление о состоянии растений осенью,

                    - дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянис-

                       тых растенияй,

                   - уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных

                   -  Развитие сенсорных процессов:

                   * различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по

                     образцу

*группировать предметы по форме

                    *сравнивать предметы по величине

                    - договаривание предложений по картинкам ( использование существи-

                      тельных в родительном падеже множественного числа со словом

                      «много»).

                     -составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью

                      вопросов

   3-я неделя. Дикие и домашние животные.

          Цель: - учить узнавать и называть животных, различать их по среде обитания,

                     по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.

                    - развитие знаний об окружающем мире

                    - развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы

                       по  цвету и величине),

                  - развитие зрительного восприятия, памяти.

        - развитие тактильно-двигательного восприятия.

                  - составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу).

                    -активизация словаря

  4-я неделя. Перелетные птицы.

      Цель: -знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями

                  повадками. Загадки о птицах.

                  - развитие знаний об окружающем мире

                 - развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет

                   по  цвету и величине),

                - развитие зрительного восприятия, памяти.

                   -развитие связной речи

                   - составление коротких рассказов о птицах.

НОЯБРЬ

 1-я неделя. Транспорт.

     Цель: - развитие знаний об окружающем мире

                -учить детей распознавать и называть разновидности транспортных

                  средств (наземный, подземный, водный, воздушный)

                -закреплять правила поведения в транспорте

                - развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать

                  предметы по цвету, форме, величине путем подбора по образцу)

                 -развитие связной речи

                 -составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад

                  (поликлинику, в цирк)».

           

 2-я неделя. Поздняя осень.

   Цель:  -итоговая беседа об осени;

               -обобщить и систематизировать знания детей об осени

               -учить устанавливать связи между продолжительностью дня,

               температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи

               для животных и приспособлением их к зиме

               -воспитывать бережное отношение к растениям и животным

               -различать и правильно называть цвета и их оттенки путем

                подбора по образцу

               -группировать и сравнивать предметы по цвету, форме и величине

               - развитие грамматического строя речи

3-я неделя. Посуда.

     Цель: -развивать знание об окружающем мире

              -продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству человека

                 через знакомство с его деятельностью

               -дать представление о материалах и технологии изготовления

                посуды (стекло, пластмасса)

               -развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, осязания

               - подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме,

                Величине

              -развитие связной речи

               -составление рассказа-описания (по заданному плану).

           

 4-я неделя. Продукты питания.

     Цель: -развивать знание об окружающем мире

               -называть и различать продукты питания, знать их назначение

               -формировать представление детей о правильном питании, какие

                продукты полезны и необходимы для человеческого организма

               - развивать зрительное восприятие, внимание, память

               -подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме,

                величине

               -пересказ образца с изменением времени действия

               -развитие грамматического строя речи

 ДЕКАБРЬ

1-я неделя. Начало зимы.

     Цель: -отметить изменения в природе с приходом зимы

               -отметить приспособленность окружающего мира к зимнему

                периоду

               -развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять
               предметы по цвету, форме, величине)

               -развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)

               -составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с

                 использованием распространенных предложений)

               -стихи о зиме, загадки о зиме.

2-я неделя. Мебель.

    Цель:  -развивать знание об окружающем мире

               -дать представление о материалах изготовления (дерево, металл,

                стекло)

               -ознакомить со свойствами материалов и их применением

               - развивать зрительное восприятие, внимание, память

               - развитие сенсорных процессов ( группировать, сравнивать и

                 соотносить предметы по цвету, форме, величине )

               -закреплять приемы совмещения, наложения, приложения

                -развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)

               -составление короткого рассказа на тему: «Моя комната

                 (квартира)

               - активизация словаря

 3-я неделя. Зима. Зимующие птицы.

     Цель: -развивать знание об окружающем мире

                - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

                -развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания

                  повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в

                  жизни зимующих птиц

                - развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять

                  предмет по цвету и величине)

                 -развитие связной речи

                 -составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка

                  для птиц», «Зимующие птицы»      

   4-я неделя. Новогодний праздник.

       Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик

                 -вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных

                  мероприятиях

                 -развитие речи, памяти, внимания

                 - развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять

                  предмет по цвету, форме, величине и вкусу)

                 -участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о

                  Зимушке-зиме.

                 -инсценировка сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»

    ЯНВАРЬ

    1-я неделя. Зимние забавы и развлечения.                    

          Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик

                    -рассказы о новогодней елке по плану, используя сенсорные

                    свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус)

                    1.Где и с кем ты был на елке?

                    2.Опиши елку.

                    3.Какой костюм был самым красивым?

                    4.Что запомнилось на празднике?

                    5.Какой подарок ты получил?

      2-я неделя. Профессии.

          Цель: -закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия;

                      их необходимость и значение

                    -формировать у детей элементарную профориентацию

                    -подбирать предметы по форме, величине

                     -называть цвет предметов и их оттенки

                     -активизировать словарь детей

                     -составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам

     3-я неделя. Комнатные растения.

         Цель: - сформировать у детей представление о дифференцированной

                      потребности комнатных растений (влаголюбивые, засухо-

                       устойчивые)

                    -развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние

                    -развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять

                      предмет по цвету, форме, величине и запаху). Сравнивать,

                      группировать, соотносить предметы по данным свойствам и

                      признакам

                    -развитие связной речи

                    -составление краткого описания комнатных растений (по

                      опорным словам)

     4-я неделя. Зимующие птицы.

         Цель: --развивать знание об окружающем мире

                      - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

                      -закрепление знаний детей о разновидности птиц, их среде

                        обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни, роли  

                        человека в жизни зимующих птиц

                      -развитие связной речи

                      -составление предложений по картинкам.

                      -пересказ прослушанных рассказов о зимующих птицах

                      -составление по серии сюжетных картинок «Синичка»,

                        «Воробей», «Снегирь», «Ворона».

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя. Зима. Дикие животные. Как звери зимуют.

     Цель: -расширить представление о жизни животных в лесу,  приспособленности

                  к зимнему периоду

                -загадки о животных

                -развитие речи детей

                -пересказ и инсценировка сказок

                -составление короткого описательного рассказа, используя

                 сенсорные свойства и признаки предметов

  2-я неделя. Животные наших лесов

       Цель: -уточнить представление детей об образе жизни лисы, волка, зайца, белки

                    и других животных  

                 - формировать представление детей о приспособленности  животных к

                    добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх,

                    выносливость

                 -беседы с детьми      

                  -составление коротких описательных рассказов по темам :«Лиса»,«Заяц»,

                 «Волк», «Медведь», используя сенсорные свойства и признаки предметов.

                  -пересказ коротких рассказов, инсценировка сказок

    3-я неделя. Зима.

           Цель:-обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в

                       неживой природе.

                     -закрепить знания об особенностях существования растений зимой

                     -обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой

                     -формировать эстетическое отношение к зимним явлениям

                     -развитие связной речи

                     -пересказ рассказа К.Ушинского «Проказы старухи-зимы».

                     -описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя

                        сенсорные свойства и признаки предметов.

   

МАРТ

  1-я неделя. Ранняя весна. Первоцветы. Праздник 8 Марта.

      Цель: -отметить изменения в природе с приходом весны: увеличен светового

                  дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление

                  травы, первоцветов

                 -стихи о весне, загадки

                 -развитие речи детей

                 -составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану),

                  используя сенсорные свойства и признаки предметов.

                 -вызвать у детей эмоциональный отклик

                - вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных

                  мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме,

                  изготовление подарков)

2-я неделя. Природа весной.

     Цель:- активизировать словарный запас детей

              -составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин

              - учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной

                картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов

3-я неделя. Перелетные птицы.

     Цель: -развивать знание об окружающем мире

               - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

               -развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания,

                 повадках, особенностях, условиях их жизни

             - развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по

                 цвету и величине)

               -развитие связной речи

               -пересказ коротких рассказов.

               -коллективное составление рассказа по картине А.Саврасова «Грачи

                прилетели».

               -описание перелетных птиц (по предметным картинкам)

  4-я неделя. Весна. Сад, парк, лес, луг.

      Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках

                   весны(увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег,

                   освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники,

                   зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные

                   птицы

                -учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью

                  растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными

                  видами труда

                -вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы

                -развитие связной речи

                -чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

                -учить задавать вопросы по содержанию и пересказывать по плану,

                  используя сенсорные свойства и признаки предметов

   АПРЕЛЬ

  1-я неделя. Весна. Цветы цветут.

      Цель: - развивать знание об окружающем мире

                 -развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние

                 -ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые,

                  полевые)

                 -уметь описывать цветы

                 - развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять

                  цветы по форме, цвету, величине и по запаху)

                -учить составлять вопросы по содержанию предметных

                 картинок (описание цветов)

   2-я неделя. Насекомые.

        Цель: -систематизировать представление детей о многообразии

                     насекомых

                -учить составлять группы по разным основаниям:

                *.особенностям  внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы,

                    пчелы),

*местам обитания (наземные, водные)

                *способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие,

                   прыгающие)

                 -закрепить знания об общих признаках насекомых.

                 -учить устанавливать связи между особенностями внешнего

                  строения и способом передвижения, между внешним видом и

                  способом защиты от врагов, между способами передвижения

                  и средой обитания

                 -воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним

                 -активизировать словарь детей

                 -краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные

                  свойства и признаки

 

 3-я неделя. Наш город.

     Цель: -прививать любовь к родному краю

                -уточнять знания о родном городе,

               -продолжать знакомить с достопримечательностями

               -знать символику Республики

               -знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню

               -ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы,  писатели,

                 художники, скульпторы, артисты, певцы)

               -развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, сенсорных

                процессов (группировать предметы по форме, сравнивать и  соотносить

                предметы по цвету и величине, вкусовым качествам)

               -составить рассказ-описание о своем городе (выбор лучшего)

 4-я неделя. Школа.

     Цель: :- воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к

                    сверстникам, уважение к старшим

                   -развивать диалогическую и монологическую речь

                   -описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства,

                    признаки предметов

                   -описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы.

    МАЙ

    1-я неделя. Земля – наш общий дом.

        Цель:  - воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре,

                     быту

                    -формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей

                     стране

                     -воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное

                      отношение к жителям Земли

                     -ознакомить детей с макетом Земного шара

                    -активизировать словарь детей

                     -составление описательного рассказа, используя сенсорные свойства

                     и признаки предметов

  2-я неделя. Красная книга - сигнал опасности.

      Цель: -ознакомить детей с деятельностью человека на Земле

                - ознакомить детей с Красной книгой (охраняемыми растениями и

                   животными)  

                -показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных

                 произрастают и живут в нашем крае

                 -воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к природным

                 достопримечательностям

                 -активизация словаря детей        

                 -рассматривание картинок и составление вопросов по содержанию,

                  используя сенсорные свойства и признаки предметов

   3-я неделя. Лето.

       Цель: -углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных

                   признаках

                 -закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных,

                   играх детей летом, труде и отдыхе взрослых

                 -учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и

                   состоянием живых объектов

                  -выражать свои мысли в связной речи

                  -рассматривание картинок и составление составление описательных

                   рассказов о лете, используя сенсорные свойства и признаки предметов

                  -разучивание стихов, песен о лете. Загадки.

                  -инсценировка сказок

      4-я неделя. Времена года

          Цель: -расширить и уточнить представление детей о временах года, о

                      сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе

                    -активизировать речевую деятельность детей

                    -учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ,

                     используя сенсорные свойства и признаки предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом

План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом.

В работе представлено планирование работы учителя-логопеда наставника с молодым специалистом в течение учебного года....

План работы наставника учителя-логопеда Якимовой Л.А. с молодым специалистом учителем-логопедом

Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности в условиях ДОУ на основе планирования работы взаимодействия логопедом-наставн...