Формирование навыков творческого рассказывания детей с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_rasskazyvanie.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР.
В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н.
Труднее всего даются детям с ОНР самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Вследствие недоразвития всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны, спонтанное формирование речевых умений и навыков практически невозможно. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.
Связная речь детей с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога Она тесно связана с непосредственным опытом детей. Старшие дошкольники испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.
При построении фразы наблюдаются аграмматизмы.
Наиболее характерными из них являются:
- пропуск или избыточность членов продолжения,
- ошибки в управлении и согласовании,
- ошибки в употреблении служебных слов,
- ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в слово и формообразовании,
ошибки в формировании высказывания.
Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания.
Рассказы ребенка могут состоять из одних существительных и представлять собой простое перечисление.
Спирова Л.Ф. говорит, что у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).
Формируя у детей навыки творческого рассказывания, целесообразно, как показывает практика, использование игр творческого характера. Наряду с формированием лексико-грамматических средств языка, эти игры способствуют интеллектуальному развитию детей, овладению сложными мыслительными операциями.
Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие творческого воображения, творческого мышления и связной речи детей.
В этих играх могут быть использованы изобразительная деятельность и художественная литература. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.
Вот пример такой игры.
«Жил да был»
Цель: развивать творческое мышление и воображение, учить составлять описательные тексты
Материал: стихотворение И. Пивоваровой «Жил да был», бумага, карандаши или краски.
Интеллектуальная разминка. Опиши, как выглядит:
твоя мама (длинные волосы, голубые глаза, всегда улыбается и т.д.);
твой друг (короткая стрижка, рубашка в клеточку, веснушки и др.);
твоя любимая игрушка (заводная, ходит и ножками шевелит).
Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жил да был».
Жил да был очень страшный
Жил да был полосатый,
Волосатый и усатый,
И носатый, и кудлатый,
И пузатый, и рукатый,
И ногатый…
Ой, ребята, очень страшно,
Ой, ребята, я дрожу!
Ой, ребята, лучше завтра
Про него вам расскажу!
Вопросы и задания детям.
Кто такой Жил да был?
Как он выглядит?
Почему он страшный?
Где он живёт?
Любит ли ходить на прогулки?
Есть ли у него друзья?
Творческое задание.
Нарисуйте доброго Жил да была.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями.
Включение творческих игр в различные виды занятий имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.
Библиография.
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998.
2. Болыпунов Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста. Вопросы психологии N3, Москва, 1975.
3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми. Дефектология N3, 1983.
4. Воробьева В.К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (сборник), МГПИ, Москва, 1982.
5. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи. Москва, 1961. "
6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению расказыванию. Дефектология N2, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня
Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...
Представление опыта работы по теме: Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет.
Развитие речи детей....
Учебно-тематический план по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет
Занятия с детьми 5-7 лет по обучению творческому рассказыванию...
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...
Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...