Формирование навыков творческого рассказывания детей с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. Труднее всего даются детям с ОНР самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Вследствие недоразвития всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны, спонтанное формирование речевых умений и навыков практически невозможно. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_rasskazyvanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР.

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Воробьева В.К., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н.

Труднее всего даются детям   с  ОНР самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

 Вследствие недоразвития всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны, спонтанное  формирование речевых умений и навыков практически невозможно. Все это усугубляется дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта.

 Связная речь детей с ОНР носит преимущественно ситуативный характер и имеет форму диалога  Она тесно связана с непосредственным опытом детей. Старшие дошкольники испытывают определенные трудности при продуцировании связного выказывания, которые нередко сопровождаются поисками необходимых языковых средств. У детей еще нет умения и навыков связно излагать свои мысли. Поэтому для них характерны подмена связного высказывания односложными ответами на вопрос или различными нераспространенными предложениями, а также неоднократные повторения слов и отдельных предложений.

 При построении фразы  наблюдаются  аграмматизмы.

 Наиболее характерными из них являются:

- пропуск или избыточность членов продолжения,

- ошибки в управлении и согласовании,

- ошибки в употреблении служебных слов,

-  ошибки в употреблении временных глаголов, трудности в слово и формообразовании,

 ошибки в формировании высказывания.

 Для рассказов детей с общим недоразвитием речи характерно увеличение доли существительных, местоимений, служебных слов. Необоснованно частое применение существительных может быть вызвано трудностями в развертывании высказывания.

Рассказы ребенка могут состоять из одних существительных и представлять собой простое перечисление.  

 Спирова Л.Ф. говорит, что у дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется.

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).

Формируя у детей навыки творческого рассказывания, целесообразно, как показывает практика, использование игр творческого характера. Наряду с формированием  лексико-грамматических средств языка, эти игры  способствуют интеллектуальному развитию детей, овладению  сложными мыслительными операциями.

Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие творческого  воображения, творческого мышления  и связной речи детей.  

В этих играх могут  быть использованы  изобразительная деятельность и художественная литература. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.

Вот пример такой игры.

 «Жил да был»

Цель: развивать творческое мышление и воображение, учить составлять описательные тексты

Материал: стихотворение И. Пивоваровой «Жил да был», бумага, карандаши или краски.

Интеллектуальная разминка. Опиши, как выглядит:

твоя мама (длинные волосы, голубые глаза, всегда улыбается и т.д.);

твой друг (короткая стрижка, рубашка в клеточку, веснушки и др.);

твоя любимая игрушка (заводная, ходит и ножками шевелит).

Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жил да был».

Жил да был очень страшный

Жил да был  полосатый,

Волосатый и  усатый,

И носатый, и кудлатый,

И пузатый, и рукатый,

И ногатый…

Ой, ребята, очень страшно,

Ой, ребята, я дрожу!

Ой, ребята, лучше завтра

Про него вам  расскажу!

Вопросы и задания детям.

Кто такой Жил да был?

Как он выглядит?

Почему он страшный?

Где он живёт?

Любит ли ходить на прогулки?

Есть ли у него друзья?

Творческое задание. 

Нарисуйте доброго Жил да была.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями.

Включение творческих игр  в различные виды занятий  имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.

Библиография.

1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998.

2. Болыпунов Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста. Вопросы психологии N3, Москва, 1975.

3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми. Дефектология N3, 1983.

4. Воробьева В.К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (сборник), МГПИ, Москва, 1982.

5. Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи. Москва, 1961. "

6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению расказыванию. Дефектология N2, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР III уровня

Система работы, перспективное планирование по обучению детей творческому рассказыванию...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Учебно-тематический план по обучению творческому рассказыванию детей 5-7 лет

Занятия с детьми 5-7 лет по обучению творческому рассказыванию...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

Конспект ННОД по развитию речи в подготовительной группе. Творческое рассказывание детей из опыта на тему «Любимая игрушка»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.Творческое рассказывание детей на тему «Любимая игрушка»...