Материал для стенда "Хорошо ли быть левшой?"
материал на тему

Смирнова Анастасия Анатольевна

Материал для информационного стенда для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Леворукость не просто привычка и уж ни в коем случае не дефект. Это индивидуальная особенность, с которой необходимо считаться,» - писал доктор медицинских наук А.П.Чуприков.

        Среди дошкольников и младших школьников до 8% леворуких и чуть ли не в каждой семье, где ребенок берет карандаш, кисточку, ножницы в левую руку, возникают по этому поводу волнения и споры. Пробуют переучить ребенка, а он нервничает, плачет. Таким родителям можно сказать одно, что насильственное переучивание леворукого ребенка может привести к развитию невротических расстройств, вплоть до появления в некоторых случаях заикания, недержания мочи (энуреза), обострения хронических заболеваний - нейродермита, бронхиальной астмы и других.

         В раннем возрасте, до трех - пяти лет, когда происходит созревание двигательного анализатора, большинство детей действует обеими руками, предпочтение правой формируется позже. И можно попытаться ускорить этот процесс, в раннем возрасте осторожно обучая ребенка держать игрушку, есть, водить карандашом по бумаге правой рукой. Эти попытки должны протекать без какого - либо насилия, диктата, окриков. И если ребенок сопротивляется обучению, настаивать не надо.

       Вопрос о "рукости" ребенка особенно остро встает перед поступлением в школу, причем иногда бывает неясно, какая рука у ребенка ведущая. В таких случаях при диспансерных осмотрах детей 5-6 лет будут выяснять, какой рукой ребенок (чаще всего или всегда) пишет буквы, рисует, бросает камень, режет ножницами, бьет молотком, держит зубную щетку, расчесывается, держит ложку во время еды. какая рука при аплодировании у него сверху. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов, позволяющее не только выявить леворукость, но и определить в условных единицах, насколько она выражена.

Могут ли родители сами достаточно точно определить леворукость? Да, могут. Для установления право-леворукости существует множество тестов. Ребенку предлагается взять в руки свернутый в трубку лист бумаги и несколько раз посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2 - 3 метров.     Ведущим будет у него тот глаз, к которому он приставляет трубку.

              Еще проще две другие пробы: переплести пальцы рук. Какой из больших пальцев окажется сверху - правый или левый? Скрестить руки на груди - какое предплечье (но не кисть) окажется сверху?

            У так называемых амбидекстров, то есть действующих то правой, то левой рукой, результаты проб позволяют в известной мере прогнозировать, станет ли правая рука со временем более предпочтительной и целесообразно ли создавать эту предпочтительность путем обучения.



Предварительный просмотр:

Итак, вопрос о том, какой рукой должен писать ребенок, решает в каждом случае врач. Но дело не только в технике письма. Замечены некоторые особенности нервной системы леворуких детей, которые должны привлечь внимание родителей. Это повышенная эмоциональность, которая часто сочетается с ослаблением тормозных процессов и чрезмерной подвижностью. Таких детей рекомендуют вовлекать в подвижные игры, чаще давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания. Очень важно поощрять такого ребенка, когда он рисует, лепит, пишет, работает левой рукой,

За партой или столом надо выделять ему место слева, чтобы он не сталкивался локтями с соседом.

Не требуйте от леворукого ребенка каллиграфической красоты письма, классического наклона букв, можно разрешить и вертикальное письмо, и наклон влево - лишь бы ребенку было удобно, и он мог не отставать от своих соучеников. Дома надо во время приготовления уроков ставить ему настольную лампу так, чтобы свет падал справа, а не слева, как обычно.

Некоторые дети стесняются леворукости, пытаются ее скрыть, чувствуют себя не такими, как все. Сторонники переучивания нередко ссылаются именно на это, считая, что надо во что бы то ни стало сделать ребенка праворуким, чтобы оградить его от психической травмы.

Между тем тактика должна быть иной: сделать так, чтобы ни сам ребенок, ни окружающие не видели в леворукости ничего необычного, подлежащего исправлению. В семье надо создать спокойную атмосферу, не обсуждать в присутствии ребенка эту проблему. В беседах с ребенком следует объяснять вред сокрытия и маскировки леворукости, ссылаться на положительные примеры из истории и литературы.

А примеров таких предостаточно. Левой рукой работали Владимир Даль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, академик И.П.Павлов, выдающийся математик и автор "Алиса в стране чудес" Льюис Кэррол, известный актер Чарли Чаплин.

Леворукость действительно ни в коем случае не дефект, не помеха в творчестве, труде, спорте, а в иных видах спорта даже преимущество.  

Так что не огорчайтесь, если Ваш ребенок леворукий. Растите его здоровым, гармонично развитым , совершенствуйте его таланты и способности.  Может быть со временем, и он окажется в знаменитых леворуких!

Определенное сочетание всех трёх видов асимметрий по схеме ведущие «рука-ухо-глаз» дает возможность определить «индивидуальный профиль латеральности организации (ПЛО) функций», т.е.выделение ведущего полушария (у левшей – правого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций, связанных с речью.



Предварительный просмотр:

Методы определения ведущей руки.

1. Переплетение пальцев рук. (сверху оказывается большой палец ведущей руки, сколько бы раз ни повторялась проба).

2. Скрещивание рук, или «поза Наполеона» (ведущей считается та рука,  предплечье которой оказывается сверху другой руки).

3. Аплодирование  (более активна и подвижна ведущая рука, совершающая  ударные движения о ладонь неведущей руки.

Методы определения ведущего уха.

1. Тест «Шепот» (человек произносит что-то шепотом, а ребенок (испытуемый человек) подставляет к говорящему ведущее ухо.

2. Тест «Тиканье часов» (предлагается послушать тиканье часов, ведущем будет то ухо, к которому прикладываются часы).

Методы определения ведущего глаза.

1. Тест «Моргание одним глазом» (закрывается обычно неведущий глаз).

Варианты

ПЛО

Характеристика типа

ППП

«чистые» правши

ППА  ПАП  ПАА  ПАЛ

ПЛА  ППЛ  ПЛП  ПЛЛ

праворукие

ААА  АПП  АПА  ААП  АПЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ

Амбидекстры

ЛПП  ЛПЛ  ЛЛП  ЛПА  ЛАП ЛЛА ЛАЛ ЛАА

Леворукие

ЛЛЛ

«чистые» левши

2.Тест «Рассматривание в подзорную трубу» (предложите найти любой предмет перед собой на расстоянии вытянутой руки, зафиксировать («увидеть») его двумя глазами.  Попросите ребенка попеременно закрывать один и другой. Ведущим считается тот глаз, при закрывании которого карандаш смещается в сторону).

3.Тест «Карта с дырой» (в листе плотной бумаги размером 5 х 10 см в центре вырезается отверстие 1 х 1 см; держа этот лист на расстоянии 30-40 см, ребенок фиксирует через отверстие любой предмет, находящийся на расстоянии 2-3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается).

При соотношении всех трех видов асимметрий могут быть выделены следующие профили, где П – преобладание правой функции, Л – левой, А – равенство функций.

Вот некоторые примеры «индивидуальных профилей» .

Например: ППА -  ведущие правая рука, правое ухо, одинаково оба глаза.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей "Учимся быть здоровыми. Красивая спина"

Данный материал создан, чтобы привлечь внимание родителей к проблемам формирования правильной осанки у детей.У большинства детей слабый позвоночник и слабые мышцы спины. В материале перечислены возмож...

Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...

Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми.

Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое ма...

2013-2014 Дидактический материал к проекту "Хочу быть здоровым"

Интегрированные занятия   Тема, цельСроки1«В домике здоровья»Цели: Дать детям элементарные представления о пользе утренней зарядки, о ценности своего здоровья. Воспитывать у...

Материал по теме"Кем быть?"

Все работы хороши!...

24.11.2023. Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню Матери в средней группе «Быть мамой-это прекрасно!»

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню Матери в средней группе «Быть мамой-это прекрасно!»Для детей средней группы д/с «Островок»Дата проведения: 24.11.2023....