Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии
методическая разработка по логопедии по теме

Щепотько Регина Анатольевна

 

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

 

Форма дизартрии

Ведущий синдром

Форма ДЦП

Характер нарушения мышечного тонуса

Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий.

Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablica.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

                                                                                                                                                         

Форма дизартрии

Ведущий синдром

Форма ДЦП

Характер нарушения мышечного тонуса

Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий.

Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики.

Спастико- паретичес

кая дизартрия

Спасти

ческий парез

Спастичес

кая диплегия, гемипарез

Спастичность, реже – гипотония

Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма.

Снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз (кинетическая апраксия); переключение от одной артикуляции к другой (кинетическая апраксия). Гипомимия лица.

Спастико- ригидная дизартрия

Спастический па-

рез и то-

нические наруше-

ния управле-

ния рече-

вой дея-

тельнос-

тью типа ригидно-

сти

Двойная гемиплегия

Спастичность мышц и ригидноть (максимальное резкое повышение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей)

Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения)

Объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение – с удлинением латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешенная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).

Гиперкинетическая дизартрия

Гиперки-

нез

Гиперкинетическая форма ДЦП

Дистония, реже гипотония (большая) зависимость тонуса от внешних влияний, эмоционального состояния, произволь-

ных движений.

Гиперкинезы языка, лица, шеи; синкинезии.

Объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и опущения артикуляционной позы (кинестетическая апраксия) и при переключении от одной артикуляции к другой, т.е. страдает автоматизация артикуляционных движений (кинетическая апраксия).

Атактическая дизартрия

Атаксия

Атоничес

ки- астати-

ческая форма ДЦП

гипотония

Тремор языка (при целенаправленных движениях)

Дисметрия (несоразмерность) арткуляционных движений; чаще – гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов (кинестетическая апраксия). Мимика вялая.

 Таблица 2

Состояние акта приёма пищи (жевание, глотание)

Разборчивость речи.

Нарушения звукопроизношения

Нарушения дыхания

Нарушения голоса

Нарушения просодики

Вегетативные расстройства

Акт приёма пищи замедлен, но координирован

Процессы жевания и глотания нарушены (затруднены)

Разборчивость речи снижена (в различной степени). В тяжёлых случаях может отмечаться нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усреднённость гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры). Часто стёрта разница между глухими - звонкими, твёрдыми - мягкими звуками (чаще – палатализация). Нарушены смычные губные звуки.

Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий).

Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, истощаемый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса).

Снижена амплитуда голосовых модуляций,  нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации Голос маломодулирован-

ный,  монотонный. Темп замедленный.

Гиперсали-

вация

Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием глотанием.

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих.

Тяжёлые нарушения дыхания

Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый

Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый.

Гиперсалива-

ция

Процессы жевания, глотания затруднены, дискоордини-

рованны

Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порою малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны). Много искажений звуков  (щелевые и соноры).

Тяжёлые нарушения дыхания

Голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация голоса.

Мелодикоинтона-

ционная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие модуляций (голос монотонный, немодулирован-

ный)

Слюнотече-

ния при «чистом» гиперкинети-

ческом синдроме обычно нет

Жевание ослаблено

Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки.

Асинергия – асинхрон-

ность дыхания, голосообра-

зования и артикуляции

Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком.

Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм речи скандированный. Темп замедленный.

Может быть гиперсалива-

ция

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....

Формы дизартрии (таблица).

Формы дизартрии (ведущий синдром, форма ДЦП, характеристика нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов и синкинезий, особенности артикуляционной моторики и.т.д.)...

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

Дизартрия, как актуальная речевая проблема в настоящий период времени.Этапы,виды, и формы обследования и работы при различных формах дизартрии.

Проблемой логопедической работы при дизартрии занимались многие авторы: М.Б. Эйдннова, О.В. Правдива, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова и другие.- эго нарушение звукопроизношения и просодики, ...