Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)
методическая разработка по логопедии по теме

Захарова Светлана Алексеевна
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связность речи – связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход  в решении задач по развитию речи:

работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

     СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связность речи – связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, речь детей должна быть «живой», непосредственной, выразительной. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие ребёнка: при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

     Связная речь рассматривается в единстве содержания и формы. Недооценивание качественного развития смысловой стороны речи приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Развитие и обогащение знаний, представлений ребёнка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. В связной речи наглядно выступает осознание ребёнком речевого действия. Произвольно выстраивая своё высказывание, он должен осознать логику выражения мысли, связность речевого изложения.     Развитие связной речи включает решение определённых задач обучения родному языку:

  1. Развитие лексической стороны речи – обширный словарный запас и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно;
  2. Формирование грамматического строя речи – умение выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа;
  3. Развитие произносительной стороны речи – речь должна быть внятной, чёткой, выразительной.

В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.

     Диалогическая форма речи является первичной естественной формой языкового общения. В дошкольном возрасте ребенок, прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.

     Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов, выделяющихся по способу передачи информации (способу изложения):

  1. Описание - мир в статике
  2. Повествование - события в движении
  3. Рассуждение – установление причинно-следственных связей

     Приведённые типы высказываний могут встречаться в связных текстах дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование и наоборот.

      Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, организацией языковых средств. Связность речи формируется на основе представлений детей о структуре высказывания и её особенностях в каждом типе текста, о способах внутритекстовой связи. При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста: начало, середина, конец.

     Способы (средства) связи между предложениями выступают как одно их важных условий формирования связности речевого высказывания. Поэтому также необходимо формировать элементарные представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания.

ТИПИЧНЫЕ СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ ФРАЗ

  1. Цепная связь
  2. Параллельная связь
  3. Лучевая связь

     В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного единства и смысловой законченности текста в целом. Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и различные упражнения.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    Умение связно говорить формируется и развивается при целенаправленном педагогическом воздействии. Успешное решение задач по формированию и развитию элементов связной речи зависит от многих условий: речевая среда; социальное окружение; семейное благополучие; индивидуальные особенности личности ребёнка; познавательная активность ребёнка и т.п.

      Особенности развития связной речи необходимо учитывать в процессе целенаправленного педагогического воздействия:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

-совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения);

-речь не только средство общения, но и источник получения знаний посредством словесных объяснений взрослого;

-обогащается смысловое содержание;

-расширяется словарь (за счёт прилагательных, существительных, глаголов, местоимений, наречий, предлогов);

-правильно простые строит предложения, возможны ошибки при определении действия, качества предмета;

-появляются первые придаточные предложения времени (когда…), причины (потому что…);

-простая форма диалогической речи (ответы на вопросы);

-речь ситуативная, преобладает экспрессивное изложение;

-разговорная речь – основа формирования монологической речи.

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Основные виды рассказывания:

  1. Пересказ литературных произведений – творческое воспроизведение литературного образца.
  2. Рассказывание по картине – рассказывание с использованием иллюстративного материала (предметные, сюжетные картины).
  3. Рассказывание по игрушке – рассказывание с использованием игрушки, предмета.
  4. Рассказы из личного опыта – тематически оформленные рассказы, основанные на содержательной жизни детей.
  5. Творческие рассказы – логически выстроенные рассказы, оформленные в словесную форму в соответствии с содержанием, передающим замысел.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПЕРЕСКАЗ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Решать основные задачи:

-научить воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребёнка;

-подвести к воспроизведению текста.

  1. Соблюдать структуру обучения:

1.Первичное чтение (рассказывание) произведения.

2.Беседа по вопросам.

3.Повторное чтение (рассказывание).

4.Пересказ.

  1. Выполнять требования к вопросам:

-соответствие логике повествования,

-напоминание о взаимосвязи и взаимодействии персонажей,

-в процессе пересказа – вопросы дополняющие, уточняющие пересказ,

-после пересказа – вопросы помогающие проанализировать текст.

  1. Использовать план пересказа:

-составленный воспитателем,

-составленный вместе с детьми.

  1. Использовать указания как методический приём:

-если ребёнок забыл текст или отдельное слово,

-уточнить, дать понять смысл того или иного выражения, словосочетания, слова,

-акцент на выразительности речи при пересказе.

  1. Использовать иллюстрации к произведению:

-показ сопровождается указаниями, вопросами,

-рассматривание лучше проводить до или после чтения (Я вам покажу картинки, а потом почитаю (расскажу), или  Я вам прочитала (рассказала), а теперь покажу картинки).

  1. Проводить подготовительную работу с целью выработки умений слушать, отвечать на вопросы, включать слова и отдельные предложения в рассказ воспитателя.
  1. Использовать методический приём: включение детей в повторное чтение (рассказывание) текста, повторяя 1-2 слова или целое предложение.
  2. Использовать кукольный, теневой театры, драматизацию с помощью настольного театра, фланелеграфа, просмотр спектаклей детей старших групп.
  3. Проводить индивидуальную работу с постепенным переходом на подгрупповые занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (примерного) распределения задач по развитию зрительного восприятия формы во 2 младшей группе для детей с нарушением зрения.

Данная разработка будет полезна учителям- дефектологам, работающим с детьми с нарушением зрения,  есть возможность примерного распределения задач по зрительному восприятию для детей 2 младшей гру...

Интегрированное НОД по познавательно–речевому развитию "Путешествие с Солнышком" в первой младшей группе (в рамках открытого мероприятия в ДОУ районный семинар)

Тема: "Путешествие с Солнышком" Подготовила: Г.И. ЗеленковаВоспитатель высшейквалификационной категорииМБДОУ «Детский сад «Солнышко»Форма организации: подгрупповая -8 ...

Интегрированное НОД по познавательно–речевому развитию "Путешествие с Солнышком" в первой младшей группе (в рамках открытого мероприятия в ДОУ районный семинар)

Интегрированное НОД  по познавательно–речевому развитию"Путешествие с Солнышком" в первой  младшей группе (в рамках открытого мероприятия в ДОУ район...

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию во второй младшей группе, тема: «Про кошек и котов»

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию во второй младшей группе, тема: «Про кошек и котов»Цели:Уточнить и расширить знания детей о кошках.Развивать ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию и конструированию "Город.Дома."в младшей группе.

Занятие "Город.Дома." для детей младшей группы, в игровой форме знакомит детей с составляющими города. Систематизирует знания о родном город, семье, доме. Дом как архитектурное сооружение, э...

Конспект интегрированного занятия (НОД) по речевому развитию и окружающему миру в 1 младшей группе №1 «В детский сад в гости мы пришли»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативная.  ЗадачиОбучающие:-закрепить знания детей о диких животных, о том, где они живут, чем питаются;-закрепить уме...