Логопедический массаж
методическая разработка по логопедии по теме

Шайтурова Екатерина Сергеевна

В документе представлены  расслабляющий, активизирующий массажи и вибрационный (постукивающий) самомассаж по методике И.А. Поваровой. А также методические рекомендации к проведению. В документе на картинках показаны направления движений и дается словесное описание каждому движению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания к проведению

расслабляющего массажа

  1. Массаж проводится в медленном темпе.

  1. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

  1. Массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

  1. Руки логопеда должны быть теплыми.

  1. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным ритмом или проговаривание логопедом формул спокойствия  аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Я спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…

        Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на  локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

        Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены…

  1. Для усиления расслабляющего эффекта,  за несколько минут до массажа,  на лицо ребенка можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40 – 45 С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3-5 минут.

Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Плечевой пояс, шея.

От края нижней челюсти к грудине

Поглаживание ладонями

От затылка к подмышечной впадине

Скольжение ладонями

 

Круговые движения головы

Направляют руки логопеда

Наклоны головы

Направляют руки логопеда

Гортань

(ребенок пропевает звук А)

Поперечное направление

Легкие ритмичные движения большим и указательным пальцами

Лоб

От середины лба к вискам

Поглаживание поверхностью всех пальцев

От середины лба к ушным раковинам

Поглаживание, заканчивающееся легким нажатием

От надбровных дуг к волосистой части головы

Поглаживание поверхностью всех пальцев


Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Область глаз

От височной ямки к внутреннему углу глаз

Поглаживание подушечками пальцев

По брови к виску

Поглаживание подушечками пальцев

Щеки и подбородок

Под нижней губой, под подбородком

Скольжение указательным и остальными пальцами

Над верхней губой, под верхней губой, под подбородком

Скольжение указательным, средним и остальными пальцами

От спинки носа к ушным раковинам

Поглаживание всеми пальцами, заканчивающееся легким нажатием

От середины лба к середине подбородка

Поглаживание тремя пальцами

От середины подбородка, через щеки, лоб, виски

Поглаживание тремя пальцами

Потряхивание всеми пальцами


Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Губы

от углов рта к середине

Поглаживание указательным пальцем

От углов рта к середине

Поглаживание указательным пальцем

От ушной раковины, через щеки, губы, к ушной раковине

Поглаживание указательным и средним пальцами

Носогубные складки

Поглаживание указательным и средним пальцами

Вокруг губ по часовой стрелке

Легкое постукивание указательным и средним пальцами

Язык

Точки под обоими углами нижней челюсти

Вибрация указательными пальцами

Подчелюстная ямка

Вибрация указательным пальцем

Из стороны в сторону

Легкие покачивающие движения (правой рукой)

Вперед-назад

Плавные, легкие движения

Сначала с одной, затем с другой стороны языка

От кончика к корню языка

Поглаживание большим и указательным пальцами

От середины к краям языка

Поглаживания большим и указательным пальцами

Боковые поверхности языка (от кончика к корню)

Поглаживания большим и указательным пальцами

В горизонтальном направлении (от кончика к корню)

Легкое разминание большим, средним и указательным пальцами

От кончика к корню

Легкие растирающие движения большим и указательным пальцами


Методические указания к проведению

активизирующего массажа

  1. Движения рук логопеда должны быть достаточно ритмичными.

  1. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

  1. Сила воздействия на массируемый участок ткани должна увеличиваться постепенно.

  1. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.

  1. При правильном проведении массажа дыхание ребенка равномерно.

  1. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у ребенка.


Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Лоб

От середины лба к вискам

Растирание всеми пальцами

От середины лба к вискам

Сжатие складки кожи двумя пальцами

От середины лба к вискам

Постукивание подушечками пальцев

Щеки и подбородок

По часовой стрелке

Растирание подушечками пальцев

От середины подбородка к носу

Растирание подушечками пальцев

В области жевательной мышцы

Растирание подушечками пальцев

Снизу вверх

Потряхивание подушечками пальцев

Пощипывание пальцами

По диагонали

Разминания большим и указательным пальцами

Поперек

Разминания

По часовой стрелке

Разминания

От крыльев носа к ушным раковинам

Поколачивания всеми пальцами

Губы

от середины к углам рта

Растирание указательным и средним пальцами

От середины верхней губы и вниз

Растирание большими пальцами

От середины нижней губы и слегка вверх

Растирание указательными пальцами

От углов рта к крыльям носа

Поглаживание указательными пальцами

Сжимание складки кожи большим и указательным пальцами, перетирание

Верхняя и нижняя губа

Пощипывание большим и указательным пальцами

Вокруг губ

Интенсивное постукивание указательным и средним пальцами


Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Язык

От корня к кончику языка

Перетирание большим, средним и указательным пальцами

Сначала с одной, затем с другой стороны языка

От корня к кончику языка

Перетирание большим, указательным и средним пальцами

От корня к кончику

Перетирание

В поперечном направлении

Сжатие и удержание на 1-2 с

В поперечном направлении от корня к кончику

Сжатие и перетирание большим и указательным пальцами

По краю языка от корня к кончику

Пощипывание большим и указательным пальцами

От корня к кончику

Похлопывание шпателем

Кончик языка

Вибрация с помощью шпателя


Массируемая

область

Направление движения

Тип движения

Мягкое небо

от твердого неба к увули

Поглаживание, разминание, растирание большим пальцем

Справа налево

Поглаживание, разминание, растирание большим пальцем

(ребенок пропевает звук А)

Поперечное и продольное направление

Растирание и разминание большим пальцем

(ребенок отрывисто произносит звук А)

Толчкообразные движения большим пальцем

Плечевой пояс, шея

От подмышечных впадин к углам нижней челюсти

Поглаживание ладонями

От лопаток к затылку

Поглаживание ладонями

Отклонение головы назад

Правая рука на затылке, левая на груди. Движение с сопротивлением

Наклоны головы вперед

Правая рука на лбу. Движение с сопротивлением

Повороты головы влево, вправо

Рука на левом виске (на левом виске)


Методические указания к проведению

самомассажа.

  1. Во время проведения самомассажа лицо и руки ребенка должны быть чистыми.

  1. Длительность одного сеанса может составлять 5 – 10 минут.

  1. Каждое движение повторяется в среднем 4 – 6 раз.

  1. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

  1. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, массаж должен приносить удовольствие.

Название упражнения

Направление движения

Осуществление движения

«Я – хороший»

От макушки к плечам

Ладонями рук

«Наденем шапочку»

От макушки к яремной ямке

Ладонями рук

«Дорожки»

От середины лба к вискам

Подушечками пальцев

«Яблочки»

От середины лба к вискам

Подушечками пальцев

«Елочка»

От середины лба к вискам

Подушечками пальцев

«Душ»

От середины лба к вискам

Подушечками пальцев

«Рисуем брови»

От переносицы к вискам

Каждым пальцем поочередно

«Очки»

От внутреннего века, вокруг глаз к переносице

Указательными пальцами

«Глазки спят»

Легкое нажатие на верхнее веко в течение 3-5 секунд

Указательным и средним пальцами


Название упражнения

Направление движения

Осуществление движения

«Душ для щечек»

Набрав воздух

Легкое постукивание подушечками  всех пальцев

«Три дорожки»

От  крыльев носа, верхней и нижней губы к ушным раковинам

Указательный, средний и безымянный пальцы

«Кружочки»

В области щек

Указательными пальцами

«Погреем щечки»

Вверх-вниз в области щек

Растирающие движения ладонями

«Паровозик»

В области щек, по часовой и против часовой стрелки

Кулачками

«Блинчики»

В области щек

Похлопывание ладонями

«Умоем личико»

От лба к подбородку

Поглаживание ладонями

«Усы»

От середины верхней губы к углам рта

Указательным и средним пальцами

Название упражнения

Направление движения

Осуществление движения

«Веселый клоун»

От середины верхней губы к ушным раковинам

Указательным и средним пальцами

«Грустный клоун»

От середины верхней губы к подбородку

Указательным и средним пальцами

«Клювик»

Прищипывание указательным и средним пальцами

«Погладим подбородок»

От середины подбородка к ушам

Тыльной стороной пальцев

«Расческа»

Поглаживание губ зубами

«Молоточек»

Постукивание губ зубами

«Вкусные губки»

Всасывание верхней и нижней губы попеременно

«Душ для губок»

Набрав воздух за щеки

Легкое постукивание подушечками  указательного и среднего пальцев

«Погреем ушки»

Вверх-вниз по ушным раковинам

Трение ладонями

«Потянем за ушки»

Вниз за мочки ушей

Указательным и большим пальцами (3-5 раз)

«Послушаем тишину»

Накрыть уши ладонями

(2-3 секунды)

Вибрационный (постукивающий) самомассаж

со звуком

по методике И.А.Поваровой.

 

№ упр.

Направление движения

Звук

1

От середины лба к ушам

Тянуть на выдохе

м-м-м

2

От спинки носа к ушам

Тянуть на выдохе

м-м-м или н-н-н

3

Пространство над верхней губой

Тянуть на выдохе

в-в-в

4

Пространство под нижней губой

Тянуть на выдохе

з-з-з

5

Верхняя часть грудной клетки

Тянуть на выдохе

ж-ж-ж

6

Боковая часть грудной клетки (ребрами ладоней)

Тянуть на выдохе

м-м-м

7

Область нижнебрюшных мышц пальцами одной руки, одновременно область поясницы пальцами другой руки

Тянуть на выдохе

м-м-м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...