Взаимозвязь работы воспитателя и логопеда по лексическим темам
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данный материал предназначен для воспитателей групп  для детей с нарушением речи, задания для закрепления по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_i_zvuk_g.doc32.5 КБ
Файл bukva_m.docx14.68 КБ
Файл bukva_n.docx14.45 КБ
Microsoft Office document icon bukva_shch.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon bukva_shch.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon bukvy_a_u.doc36 КБ
Microsoft Office document icon bukvy_ye.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Январь (4 неделя)

Тема: «Звук и буква «Г».

Артикуляционная гимнастика.

«Горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Бантик» - прикусить «горку» зубами.

Позёвывание. Храпение.

Представление звука, анализ артикуляции звука

Характеристика звука «Г», положение органов артикуляции.

(язык не хочет пускать воздух, он выгнулся горкой, отодвинулся в глубь рта, прижался к нёбу. Но воздух прорывается сквозь преграду, а язык сердится и стучит по небу своим «хвостиком»,  звоночек  звенит).

Г – согласный глухой звук

Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).

Физминутка

Град горошинами бьёт,   (стучать кулак о кулак)

Град гулять нам не даёт!

Но гроза все дальше, тише,  (стучать пальчик о пальчик)

Глуше гром, и небо чище...

Загорелась полукругом  (руки вверх, «рисуем радугу»)

Радуга–дуга над лугом!

Друг за другом выбегаем – (по сюжету)

В догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем,

Прыгаем, гремим, грохочем!

Чистоговорка.

ги-ги-ги, ги-ги-ги

Гена, маме помоги,

га-га-га, га-га-га

У меня болит нога,

гу-гу-гу, гу-гу-гу

Мыть посуду не могу.

ги-ги-ги, ги-ги-ги

Не гуляй из-за ноги

гу-гу-гу, гу-гу-гу

Вот гулять-то я могу

га-га-га, га-га-га

Не  болит уже нога

Подбор противоположных по смыслу слов.

А чтобы продолжить  наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот».

Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Скороговорки.

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби – гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

Е. Благинина

***

В огороде рос горох,

А за речкой – гречка.

Старый наш козел Тимоха

В огороде рвал горох,

Гречку рвал за речкой.

Пословицы, поговорки

У страха глаза велики.

Много снега – много хлеба.

Не гони коня кнутом, гони коня овсом.

Где огонь, там и дым.

Гость не много гостит, да много видит.

Где густо, где пусто, где ничего нет

Чтение и пересказ рассказа "Генерал Гена"

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.

Глянул в зеркало – настоящий генерал получился.

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

- Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

- Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

- А вот же, под крылом, - говорит Гена.

- А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

- Эх, вы, глупенькие, грустно сказал Гена, - нет у вас фантазии!



Предварительный просмотр:

Ноябрь (4 неделя)

Тема: «Звук и буква «М». Согласный звук».

Звук м согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнести звук м, вы почувствуете, как горлышко «дрожит».  Это твердый звук.  

Звук мь — согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнести звук мь, вы почувствуете, как гор лышко «дрожит». Звук мь мягкий,

Стихотворение

Взялись за руки друзья

И сказа ли: "Ты да я -

Это мы, а между тем

Получилась буква ... М

Договори слово

Чтение слогов с договариванием до целого слова.

МУ - (му-ха, му-равей, му-зыка, му-ка)

МО - (мо-локо, мо-х, мо-лоток, мо-тоцикл)

МА - (мА-шина, мА-йка, мА-ма, мА-сло)

Дидактическая игра "Мамина сумка".

Воспитатель предлагает детям собрать в сумку маме только те продукты,  предметы,  в названии которых есть звук "М" (масло, молоко, мороженное, морковь, майонез, макароны, манка, помидоры , помада, мобильный телефон, крем)

Скороговорки:

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

Мимо маленькой Маринки пробежал медведь с малинкой.

Не жалела мама  мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

Загадки:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Белый камушек растаял,

на доске следы оставил.

(Мел)

Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег.

(Молоко)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

Над рекой, поперек,

Великан врастяжку лег.

Через реку по спине

Он ходить позволил мне.

(Мост)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(Мыло)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)



Предварительный просмотр:

Ноябрь (1 неделя)

Тема: «Звуки  и буква «Н».

Представление звука, анализ артикуляции звука

 Зубы сжаты, язык поднят вверх, они не  пускают воздух, но он проходит через нос, носику это не нравится, он сердится и гудит, звоночек в горле работает.

                                                   Н – согласный звонкий звук

Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).

Игра  «Скажи наоборот».

Дети подбирают слова-антонимы:

налево — направо,

снять — надеть,

высушить— намочить,

вылить— налить,

высыпать— насыпать.

Фразеологизмы со словом «нос».

- Слово «нос» мы иногда используем в «переносном» значении. Например:

Зарубить на носу – запомнить

Вешать нос – унывать

Задирать нос – зазнаваться

Водить за нос – обманывать

Говорить под нос – тихо говорить

Увести из-под носа – украсть с видного места

С гулькин нос – очень мало

Высунуть нос – показаться

Нос не дорос – мал ещё

Тыкать носом – уличать

Игра «Ножницы-нитка»

Я буду называть слова со звуками [н], [н’], а вы должны услышать твёрдый это звук или мягкий и показать мне синюю или зелёную карточ- ку

Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, насос, лень, орден.

Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никифор,

Загадки

У кого днем один глаз,

А ночью много?

(У неба)

Этой буквой по дорожке

Ходят люди, мышки, кошки.

А она, пройдя сквозь ушко,

Шьет нам новую игрушку.

(Н: ноги, нитка)

Буква рогом всех бодает,

Звезд на ней всегда хватает,

Согревает ноги, но

Режет всё, что ей дано.

(Н: носорог, небо, носки, нож)

Скороговорка - чистоговорка

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,

А солнышко одно у подсолнушка.



Предварительный просмотр:

Апрель  (3 неделя)

Тема: «Звук и буква «Щ».

Артикуляционная гимнастика.

«Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

Характеристика звука.

Звук [щ’] гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий?

В русском алфавите существуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, — одна из них  щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники.

Чистоговорки.

Ща-ща-ща - ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу - я тебя ищу.

Щи-щи-щи - мы ели щи.

Ще-ще-ще - я в плаще.

Ащ-ащ-ащ - у меня плащ.

Ощ-ощ-ощ - вырос хвощ.

Ущ-ущ-ущ - вырос плющ.

                                 Ещ-ещ-ещ - в кастрюле лещ.

Игра «Собери предложение».

Бабушка, овощи, выращивать.        Рыбак, ловить, щука, лещ.

(Что делает бабушка?)        (Что делает рыбак?)

Мороз, дети, румянить, щёки.        Искать прищепка, я.

(Что делает мороз?)        (Что я делала?)

Пословицы

Щи да каша — еда наша

Щиплет сокол галку — поглядывает на палку.

Щенок злой— от злой собаки.

Игра - стихотворение

Большущие слова.

У кошки – усы, а у тигра – усищи,

У птички глаза,  у дракона – глазищи.

У гномика – дом, у Кощея – домище.

В баночке – сомик, а в речке – сомище.

Если большие, значит, зубищи.

Ими скрежещет злющий волчище.

А динозавр здоровущим хвостищем

Тщетно в пещере сметает пылищу.

Вот великанша длиннющей ручищей

Машет в окошище крошке-сынище.

Тот еще мал, но уже великанище,

Носит он рубище, брючища, тапища.

Рисует портретища он на холстище,

Любит валяться на мокрой травище,

Готовит на ужин большущие овощи,

Но все же нуждается в маминой помощи.

Загадки.

Хвостик из кости, а на спине щетинка.

(Щетка зубная)

Кто меня назвать не сможет?

Я на ежика похожа.

Я от пыли и от пятен

Охраняю ваше платье.

(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет, где помашет,

Ни соринки не сыскать.

(Щетка половая)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)



Предварительный просмотр:

Апрель  (3 неделя)

Тема: «Звук и буква «Щ».

Артикуляционная гимнастика.

«Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

Характеристика звука.

Звук [щ’] гласный или согласный? Глухой или звонкий? Твердый или мягкий?

В русском алфавите существуют только три буквы, которые служат для обозначения мягкого звука, — одна из них  щ. Остальным буквам для обозначения мягкого звука нужны помощники.

Чистоговорки.

Ща-ща-ща - ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу - я тебя ищу.

Щи-щи-щи - мы ели щи.

Ще-ще-ще - я в плаще.

Ащ-ащ-ащ - у меня плащ.

Ощ-ощ-ощ - вырос хвощ.

Ущ-ущ-ущ - вырос плющ.

                                 Ещ-ещ-ещ - в кастрюле лещ.

Игра «Собери предложение».

Бабушка, овощи, выращивать.        Рыбак, ловить, щука, лещ.

(Что делает бабушка?)        (Что делает рыбак?)

Мороз, дети, румянить, щёки.        Искать прищепка, я.

(Что делает мороз?)        (Что я делала?)

Пословицы

Щи да каша — еда наша

Щиплет сокол галку — поглядывает на палку.

Щенок злой— от злой собаки.

Игра - стихотворение

Большущие слова.

У кошки – усы, а у тигра – усищи,

У птички глаза,  у дракона – глазищи.

У гномика – дом, у Кощея – домище.

В баночке – сомик, а в речке – сомище.

Если большие, значит, зубищи.

Ими скрежещет злющий волчище.

А динозавр здоровущим хвостищем

Тщетно в пещере сметает пылищу.

Вот великанша длиннющей ручищей

Машет в окошище крошке-сынище.

Тот еще мал, но уже великанище,

Носит он рубище, брючища, тапища.

Рисует портретища он на холстище,

Любит валяться на мокрой травище,

Готовит на ужин большущие овощи,

Но все же нуждается в маминой помощи.

Загадки.

Хвостик из кости, а на спине щетинка.

(Щетка зубная)

Кто меня назвать не сможет?

Я на ежика похожа.

Я от пыли и от пятен

Охраняю ваше платье.

(Щетка платяная)

Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет, где помашет,

Ни соринки не сыскать.

(Щетка половая)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)



Предварительный просмотр:

Октябрь 1 неделя

Звуки и буквы «А, У»

пропоем быстро и медленно, громко и тихо:

      — А А А А А    АААААА   АААААА  АААААА

А на что похожи эти звуки?

Громко — кричит от боли:

                                       Ваня с горочки бежал,

                                       Вдруг споткнулся и упал.

                                       Громко А-А-А-А-А закричал.

Тихо — укачивают младенца:

                                       Спи малыш наш сладко — сладко

                                       Баю бай,А-А-А.

                                       На приеме у врача

                                       Говорим мы громко….А-А-А-А!

  Видишь, как можно по разному петь одну букву. Когда у меня хорошее настроение, я пою буквы, просто буквы и не надо слов!

    Буквы, которые поются и тянутся, называют - гласными.

 Скороговорки и пословицы:

 Моя мама-медведица знает много загадок, скороговорок и пословиц. Я обязательно тебе расскажу все и на каждую букву:

    - Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

      И горят в глазах жука — два блестящих огонька.

       (Автомашина)

    - Посмотри, дом стоит, до краев водой налит,

      Без окошек, но не мрачный,

      С четырех сторон прозрачный.

      В этом домике жильцы — все умелые пловцы.

        (Аквариум)

     - Этой белокрылой птице

       В зоопарке не сидится.

       Он разносит по домам

       Малышей для пап и мам

        (Аист)

     — На странице букваря

       Тридцать три богатыря.

       Мудрецов-богатырей

       Знает каждый грамотей.

        (Алфавит)

     — Стою на крыше

       Всех труб выше.

        (Антенна)

 

              — А мне не до недомогания.

               —  Азбука — к мудрости ступенька.

              — Апрель с водой — май с травой.

              — Аккуратность человека красит.

              — «Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут.

 

Какие слова знаете на букву «У»?

  Буква «У» тоже поется.

   

    Задание: Давайте  попробуем. Эту букву можно петь низко и высоко, толстым и тонким голоском. Помните, как в сказке «Волк и семеро козлят»? там кузнец подковал волку голосочек, чтобы волк смог петь так же тонко и высоко как Коза — мама.

Давай попробуем вместе!

   Тонко и высоко:

   Чайник на плите стоит

   И вода в нем кипит

   Чайник тонко голосит: УУУУ-УУУУ-УУУ-УУ!

   Толсто и низко:

   Поезд спешит,

   Колеса стучат

   Поезд гудит.

   Громче всех ребят: УУУУ-УУУУ-УУУ-УУ!

 Вот теперь мы знаем две буквы. Интересно, что получится, если обе буквы соединить?

Попробуем?

А-У   Смотри-ка! Что у нас с тобой получилось! Когда я убегаю играть с друзьями среди льдин, мама меня зовет « Ау, Умка! Где ты?» А я ей отвечаю «Ау, мама! Я здесь!» И мама меня находит.

Ау, ау, — кричат в лесу.

Ау, ау!  — друзей найду!

У-А  Знакомые звуки! Так плачет младенец.

Плачет маленькая Аля

 -Уа! уа!

Что бы молока ей дали:

 -Уа! уа!

Чтоб штанишки поменяли:

 -Уа! уа!

Чтобы на руки взяли:

 -Уа! уа!

Вот и все ее слова!

Пословицы и скороговорки.

- Стала утка на пруду учить своих утят,

  Утята плавать на виду у мамы не хотят.

  Ужасно утка мучится:

  «Ну что из них получится?»

- У елки иголки колки.

- Летел на болото носатый удод,

  Глядел на удода усатый Федот.

  Покуда не сел на болото удод,

  Стоял и глядел на удода Федот.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- Умелые руки не знают скуки.

- Ум да здоровье дороже всего.

Загадки.

На дорожку

Вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко

Рожки спрятались опять.

(улитка)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(удочка)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, как его родная мать.

(утенок)

По Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь  —

Ни морщинки не видать.

 ( Утюг)

Наклонилась над рекой -

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка.

(удочка)



Предварительный просмотр:

Октябрь  (3 неделя)

 «Звуки и буква «Ы», «Э».  

Загадка

Я молчу — оно молчит.

Я кричу — оно кричит.

Повторяет все за всех:

Эх, эх, эх, эх...

(ЭХО)

Игра «Эхо». 

(Во время игры дети могут поменять положение и позу.)

Ведущий произносит слово, «эхо» повторяет его — так, чтобы казалось: слово звучит в отдалении. Начало повторяемого слова «проглатывается»: произносится только последний слог, повторяемый три раза. Для игры лучше выбирать двусложные слова с ударением на последний слог.

В лесах — ах, ах, ах!

В горах — ах, ах, ах!

Люблю — лю, лю, лю!

Боюсь — юсь, юсь, юсь!

Хочу — чу, чу, чу!

Молю — лю, лю, лю!

Беда — да, да, да!

Пожар — ар, ар, ар!

Река — ка, ка, ка!

Жара — ра, ра, ра!

Мороз — роз, роз, роз!

Цветы — ты, ты, ты!

Стихи про буквы

Букву Э я знаю тоже —
На подружку С (эс) похожа.
Отвернулась — и молчок,
Показала язычок.

Снизу к линии, дружок,
Пририсуй скорей кружок.
Палочку потом приставь -
Букву
Ы теперь составь.

Пословицы, поговорки

> Это ещё вилами по воде писано.

> Это ещё цветочки, а ягодки впереди.

> Это нашего поля ягода.

> Этот номер не пройдёт.

Скороговорки

Буква Ы

КРЫС КРИС

МЫШКУ МЫЛ

КРЫС КРИС

МЫШКЕ МИЛ

Буква Э

ЭХО

Элла эху:

- Здравствуй, эхо!

Эхо Элле:

- Ха, ха, ха.

- Где ты, эхо? -

Элла эху.

Эхо снова:

- Ха, ха, ха.

И на все вопросы эхо

Отвечало громким смехом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимозвязь работы воспитателя и логопеда по лексическим темам

Данный материал предназначен для воспитателей групп  для детей с нарушением речи, задания для закрепления по лексическим темам...

Картотека заданий логопеда для воспитателей старшей группы по лексическим темам.

Данный материал разработан с учетом новых лексических тем....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Методическая разработка  учителя-логопеда  по лексической теме:«Домашние животные и их детеныши». Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Наша Армия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал содержит всю необходимую информацию для организации коррекционного процесса в рамках данной лексической темы....

Взаимосвязь логопеда и воспитателя. Вечерние задания по лексическим темам.

Отработка полученных знаний детьми по лексическим темам на логопедических занятиях - это обязанность воспитателей логопедических групп. Данная подборка заданий может быть полезна не только воспитателя...

Задание воспитателям старшей группы от логопеда по лексической теме: "Игрушки".

Лексическая тема: «Игрушки».(старшая группа)Словарь по теме:Существительные: игрушки, мяч, машинка, кубик, кукла, мишка, пирамидка, матрешка, юла, конструктор, мозаика…Прилагательны...