Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила"
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) по теме

Маргарита  Гаськова

Использование логосказки в работе над лексической темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon как сорока клеста судила247.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цели. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование сложных слов). Развитие связной речи. Развитие общеречевых навыков. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, кормушка, магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организация начала занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование творительного падежа имен существительных). Развитие мышления.

Логопед. Сегодня я приглашаю вас в сказку. Нас ждёт много необычного и интересного. А вот о чём будет сказка, вы сможете догадаться сами, если отгадаете загадки.

Дети загадывают друг другу загадки о зимующих птицах, среди картинок находят отгадку и объясняют, что помогло отгадать им эту загадку.

Логопед. Кто это такие?

Дети. Это зимующие птицы.

Логопед. Почему мы называем их зимующими?

Дети. Мы называем этих птиц зимующими, потому что они зимуют у нас.

Логопед. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

Дети. Мы можем подкормить птиц.

Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»

Воробья — крошками,

Синицу — салом,

Снегиря — рябиной,

Свиристеля — семечками,

Голубя — пшеном.

Логопед. Ну что же, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде, чем мы пойдём, нам надо одеться.

 Дети под музыку одевают штаны, кофту (застёгивают пуговицы), валенки, шапку, куртку (застёгивают молнию), рукавицы. Идут по сугробам, высоко поднимая ноги, затем протаптывают дорожку – топающим шагом.

2. Рассказывание логопедом сказки «Как сорока клеста судила». Развитие речевого слуха, творческого воображения.

Логопед. Вот мы и дошли до лесной полянки. Давайте присядем, закроем глазки и представим как…

…тихо в лесу зимним утром. Спит лес под толстым снежным одеялом, чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега, ветки согнулись под тяжестью снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу. Посмотрите…

…вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжёлой еловой лапы выглянул клёст.

— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.

— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

— И холодов не боишься?

— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.

— Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.

— Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

— Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

— Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

— Трещишь без толку, — поддержала его синица.

— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела.

Логопед. Вот такая история произощла однажды в лесу.

3. Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности). Координация речи с движением.

Логопед. Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Мы повернёмся вокруг себя и превратимся в красногрудых снегирей. Я прошу вас говорить правильно и выразительно, двигаться красиво.

Дети выполняют упражнение «Снегири».

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку.)

Распустили перышки,  (Делают мелкие потряхивающие движения рук,

Греются на солнышке.  опущенных вдоль тела.)

Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза.)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели!  (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать

За метелью! За метелью! (Машут руками, как крыльями.)

Логопед. Кто помнит, как я вас назвала? Правильно, «красногрудые снегири». А почему снегирей так называют – «красногрудые»?

Дети. У снегирей красная грудка.

Сложные слова: чернокрылая ворона, длиннохвостая сорока, длинноклювый дятел, сорока-белобока.

4. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, образе жизни и повадках. Развитие памяти.

Логопед. Присаживайтесь, ребята. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».

Логопед. За что сорока собралась судить клеста?

Дети. Сорока решила судить клеста зато, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

Логопед. Поддержали лесные птицы сороку?

Дети. Лесные птицы не поддержали сороку.

Логопед. А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

Дети. Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.

Логопед. Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

1-й ребенок. Клесты выводят птенцов зимой.

2-й ребенок. Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями и шерстью.

3-й ребенок. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.

4-й ребенок. К весне клестята уже научатся летать.

Логопед. Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто помнит, что говорила сорока, снегирь, клёст, синица, дятел, сова?

Далее логопед помогает вспомнить каждому из детей слова роли. Дети надевают на голову ободки с изображением птиц. Разыгрывается сценка из сказки.

5. Упражнение «Будь внимательным». Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Логопед. А теперь пройдите за столы, садитесь, возьмите карточки. Кто на них изображен? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)

Дети. У нас на карточках снегирь, синица, дятел.

Логопед. Каждый из вас должен выбрать одно изображение, обвести его и заштриховать вертикальными линиями. Если вы выбрали снегиря, выполняйте задание красным карандашом, синицу - синим карандашом, дятла — черным карандашом.

Дети выполняют обводку и штриховку, логопед оценивает их работу.

6. Проговаривание чистоговорки. Работа над общими речевыми навыками: звукопроизношением, четкостью дикции. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.

Логопед. Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки. Давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.

Логопед включает магнитофон, звучит спокойная инструментальная музыка. По команде логопед дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.

Логопед. Теперь давайте вспомним чистоговорку про сороку. Помните, что говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами.

Дети. Сорока-белобока тараторила без проку.

Далее дети проговаривают чистоговорку по одному, логопед следит за дыханием детей, потом выключает магнитофон.

7. Организация окончания занятия.

Логопед. Вот и приближается к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

Дети. Мы побывали в сказке «Как сорока клеста судила».

Логопед. О каких птицах эта сказка?

Дети. Эта сказка о зимующих птицах.

Логопед. Что вам было интересно?

Дети. Мы показывали сказку, выполняли штриховку, делали упражнение «Снегири», проговаривали чистоговорку и т. п.

Логопед. Ну что же, вы были молодцы. И за это клёст оставил вам на память подарок.

Далее логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и дает детям домашнее задание.

Логопед. Дома постарайтесь рассказать сказку маме, папе, бабушке, дедушке и нарисовать картинку к сказке. Завтра мы устроим выставку рисунков.