«Как сорока клеста судила» Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Александрова Елена Борисовна

Обучение пересказу с опорой на схему

Развитие связной, выразительной речи.

Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».

Совершенствование навыков чтения, деления слов на слоги.

Развитие зрительного и слухового внимания.

Развитие творческого воображения, мышления, памяти.

Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации (лево-право)

Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Как сорока клеста судила» Конспект открытого занятия

Программное содержание:

Обучение пересказу с опорой на схему

Развитие связной, выразительной речи.

Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».

Совершенствование навыков чтения, деления слов на слоги.

Развитие зрительного и слухового внимания.

Развитие творческого воображения, мышления, памяти.

Развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации (лево-право)

Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Д/игра «Слова поломались»  ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ ( сорока, клёст, снегирь, свиристель, синица, дятел, сова)
  • иллюстрации с изображением  зимующих птиц:  сорока, клёст, снегирь, свиристель, синица, дятел, сова;
  • звуковая книжка с записью голосов клеста и совы;
  • аудиозапись сказки, большая игрушечная сова
  • сюжетная демонстрационная картина «Как сорока клеста судила»;                                                      предметные иллюстрации к сказке.
  • цветные карандаши и дробно  расчерченный для опорной схемы лист на каждого ребёнка;
  • мольберт расчерченный, маркер
  • браслеты-маркеры на левую руку каждому ребёнку
  • кубики для физминутки в коробке на ковре

Лингвистическая подготовительная работа: 

Судить – обсуждать толковать, обвинять в чём-то, следить за соблюдением правил.

 Клёст, клестиха, клестята.

На златом крыльце сидели..

 Птицы:  сорока, клёст, снегирь, свиристель, синица, дятел, сова; сказка «Как сорока клеста судила».

Ход занятия

Организация начала занятия.

  1. Детям предлагается надеть на левую руку браслет-маркер

Д/Игра – настрой на занятие.  Дети встают в круг на ковре и делятся хорошим настроем для занятия. Пожать ручку и заглянуть в глаза товарищу справа. Рукопожатие передаётся по кругу со словами считалки. А потом назвать имя товарища.  Последний,  назвавшей имя поднимает руку.

… На златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич

Сапожник, портной  скажите, пожалуйста,

Кто ты будешь такой

 Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей…

2. Звучит аудиозапись голоса клеста.  Логопед спрашивает детей: Кто из детей так кричит?

Разбираемся, что это голос клеста.  И логопед сегодня я приглашает детей  в сказку.

3. Чтобы туда попасть, надо выполните   задания. Починить слова, которые «сломались по слогам».  

ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, СВИ-РИС-ТЕЛЬ

СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, КЛЁСТ, СВИРИСТЕЛЬ

Прочитать эти слова. Найти их на картинках. (Ищут другие дети).  Слова прохлопать по слогам, протопать, простучать по полу.

Кто это такие?  Почему мы их называем зимующими? Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

II. Основная часть занятия.

  • Звучит аудиозапись голоса совы.  Логопед предлагает детям сесть  за столы.

 «Совушка - сова большая голова, где ты летала? Что ты видала?

Расскажи нам, Совушка, большая головушка, сказку

А мы её перескажем с ребятами».

 Сказка называется «Как сорока клеста судила».  Аудиозапись сказки.

 «Развитие речевого слуха, творческого воображения.

•        Звучит сказка «Как сорока клеста судила» в записи.  Выставляется иллюстрация. 

На этот раз девочка Маша отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнулись под тяжестью снега  елки.                                                                                                                                                                                   Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала.                                                                                                      Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.

— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

— И холодов не боишься?

— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.

— Нет.  Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.

— Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

— Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

— Не права ты, сорока, — сказал снегирь.

— Трещишь без толку, — поддержала его синица.

— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

2. Как вы думаете почему это  сказка, а не  рассказ? Сказка, потому что птицы разговаривают.

 •        Схемы

Вам понравилась сказка?  Чтобы её лучше запомнить и пересказать попробуем её  ЗАРИСОВать.

Кто как хочет. У кого как получиться.  Главное, чтобы эти рисунки помогли вам вспомнить нашу сказку.  Название птиц пишем, как умеем.  

Логопед снова начинает рассказывать сказку и рисует на доске опорные картинки, а дети рисуют опорные схемы у себя на листочках.

динамическая пауза «Крюки»        

  • Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, образе жизни и повадках. Развитие памяти.

Логопед. Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».

Логопед. За что сорока собралась судить клеста?

Дети. Сорока решила судить клеста зато, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

Логопед. Поддержали лесные птицы сороку?

Дети. Лесные птицы не поддержали сороку.

Логопед. А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

Дети. Мы встретились в сказке со снегирём, свиристелью, синицей, дятлом, с совой.

На схеме их нашли. Пронумеровали.

Логопед. Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

1-й ребенок. Клесты выводят птенцов зимой.

2-й ребенок. Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями и шерстью.

3-й ребенок. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.

4-й ребенок. К весне клестята  уже научатся летать.

•        Рассказ детей с опорой на схему

Пробуем рассказать по частям с опорой на схему. Логопед  меняет на схеме схематичные картинки птиц  на иллюстрации этих птиц

•        Физкультминутка  «Кормушка».  Детям предлагается выйти на ковёр и взять по кубику

Снегирь и сорока, и клёст, и синица.

Зимуют у нас эти чудные птицы,

А чтобы они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно, же сами.

Л. предлагает ребятам представить, что  они маленькие зимующие птички прилетели на кормушку.

Л спрашивает детей, кто  какая птичка. И просит их отстучать, отхлопать кубиком заданный ритм. д/и «Повтори за мной»;

После игры, птички складывают кубики в коробку и возвращаются за столы  на свои места

• Сильный ребёнок рассказывает сказку целиком.        

 Логопед помогает.

  • Проговаривание чистоговорки ( если останется время, если дети не устанут)

Встаньте, опустите руки, распрямите спину. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, выдох. А теперь под музыку по моей команде.                                                        

А теперь мы должны сказать чистоговорку на одном выдохе.

Сорока-тараторка тараторила без толкуу.

Дети проговаривают вместе, а потом по одному.

Организация окончания занятия.

Вот и приблизилось к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

О каких птицах эта сказка?

Чем мы занимались на занятии?

Постарайтесь рассказать эту сказку маме и папе. А ваш рисунок вам поможет.

                                                        План (коротенько)

  1. Настрой «На златом  крыльце…»
  2. Аудиозапись песня клеста
  3. д/игра «Слова поломались».                                      
  4. Аудиозапись уханье совы
  5. Аудиозапись сказки; большая  иллюстрация
  6. Рисование опорной схемы.
  7. Динамическая пауза «Крюки»
  8. Беседа по сказке
  9. Пересказ по частям с опорой на схему. Замена нарисованных птиц.
  10. Физминутка «Кормушка»
  11.  Пересказ  целиком сильным ребёнком.
  12.  Чистоговорка   «Сорока-белобока тараторила без проку».
  13.  Итог.  

Открытое занятие по развитию связной речи

Тема: Обучение пересказу с опорой на схему

                  « Как сорока клеста судила»

Провела учитель-логопед Александрова Елена Борисовна

ГБОУ школа №113 с/п №3, подготовительная к школе группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила"

Использование логосказки в работе над лексической темой...

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила".

Логопедическое занятие по развитию речи по теме "Зимующие птицы" по Нищевой....

Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам сказки "Как сорока клеста судила"

В данном конспекте представлены интеграции образовательных областей:- Коммуникация- Музыка- Художественное творчествоИспользование малых фольклорных форм и сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...

НОД Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила» (Тема «Зимующие птицы»)

Задачи. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Разв...

"Как сорока клеста судила"

Конспект занятия Путешествие в​ сказку «Как сорока клеста судила» к лексической теме "Зимующие птицы" (по книге Н.В.Нищевой «Развивающие сказки», СПб, 2002)...