Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Исаева Людмила Александровна

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

     Цель: развивать связную речь

    Задачи:

    Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

    Развивающие: актуализация словаря по теме «Зимующие птицы»; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти.

    Воспитательные: воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; бережное отношение к природе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

         Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

                           Ступинского муниципального района

            Конспект открытого занятия по развитию речи

                    в старшей логопедической группе

    ТЕМА:   «Как сорока клеста судила»

                                                           Воспитатель: Исаева Л.А.

                 

                                  с. Большое Алексеевское

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

         

      Тема:      Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

    Цель: развивать связную речь

    Задачи:

    Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

    Развивающие: актуализация словаря по теме «Зимующие птицы»; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти.

    Воспитательные: воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; бережное отношение к природе.

    Оборудование: предметные картинки с изображением птиц; макеты деревьев, атрибуты для инсценировки сказки, аудиозапись.

                                              Ход занятия

    I. Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика: «Бегемотик», «Лягушки», «Заборчик», «Часики», «Чашечка».

    II. Введение в тему занятия

    1. Воспитатель: Отгадайте загадки:

    Чик – чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй – не робей

    Кто это?      (Воробей)

                                            Красногрудый, чернокрылый,

                                            Любит ягодки клевать.

                                            С первым снегом на рябине

                                            Он появится опять.        (Снегирь)

    Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья хрипловатая –

    Известная персона. Кто она?           (Ворона)

    Уточнение семантики слов: красногрудый, чернокрылый, сероватая, вороватая, крикунья хрипловатая, персона.

    В. - О ком мы сегодня будем говорить на занятии?  Правильно, мы поговорим о птицах.

    2. В. – Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? А почему они улетают?

    Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются такие птицы? Многих из них вы видели.

    (на наборном полотне картинки с изображением перелетных и зимующих птиц)

    В.- Давайте назовем всех птиц.

    Выберите картинки с изображением зимующих птиц. Кого ты выбрала?

    Ребенок должен составить предложение: Я выбрала … воробья…

    3.  Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить прогулку в лес. Но прежде чем отправиться сделаем массаж.

    Массаж биологически активных зон «Сорока» + чистоговорки

    Ока – ока – ока

    Где живет сорока?                                 Потереть ладони друг о друга

    Оки – оки – оки                                     Ладони как козырек, потереть лоб

    Не найти гнездо сороки.

    Ок – ок – ок                                       Провести под крыльями носа

    На, поклюйка колосок!

    Ку – ку – ку  

    Пить лети ты на реку.                                   Растираем мочки ушей

    Ко – ко – ко –

    А река то далеко!                             Погладить шею ладонями сверху вниз.

    А теперь отправляемся. (дети под музыку идут в «лес»)

    4. Фонопедическое упражнение «Осень»

    В. – Тихо в лесу. Но вот подул ветер

    У- У- У -      дети произносят на длинном выдохе, делая голосом «волну».

    Листья задрожали,

    Ф! Ф! Ф! -   произносят на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая  

                         опущенными кистями.

    Полетели на землю,

    П! П! П! – опускают резко руки.

    Зашуршали,

    Ш-ш… Ш-ш…  - разводя и сводя пальцы.

    Стоят деревья голые, жалобно скрипят. Но вот пошел снег и в лесу стало светлее, радостнее.

    Стойте тихо, смотрите не спугните птиц. Посмотрите, каких птиц вы видите?

    Хотите услышать сказку «Как сорока клеста судила»?

    /Уточнение семантики слова судить./

    5. Рассказывание сказки «Как сорока клеста судила»

    Спит  лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, склонили под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока – белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из – под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

    - Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

    - Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

    Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец – снегирь, и уселся на ветку рябины.

    - Что за  шум? За что клеста судить? – спросил он.

    - Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

    - И холодов не боишься?

    - Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

    Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

    - А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? – поинтересовался он.

    - Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

    - А как же она питается? – спросила синица, которая уже давно качалась на ветке березы и слушала разговор.

    - Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.

    - Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.

    Из дупла на дубе вылезла тетушка – сова и сказала:

    - Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

    - Не права ты, сорока, - сказал снегирь.

    - Трещишь без толку, - поддержала его синица.

    - Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.

    Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела.

    6. Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков.

    Вот на ветке, посмотри,  (руками, как крыльями, хлопают себя по бокам)

    В красных майках снегири  (показывают грудку)

    Распустили перышки,   (делают мелкие потряхивающие движения рук,

    Греются на солнышке                                опущенных вдоль тела)

    Головой вертят             (повороты головой вправо – влево)

    Улететь хотят               ( бегут по кругу, взмахивая крыльями)

    Кыш! Кыш! Улетели!         (разбегаются)

    За метелью! За метелью!    (садятся на места)

    7. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи.

    В. – Как называется сказка, которую вы слушали?

         - За что сорока собралась судить клеста?

         - Согласились лесные птицы с сорокой?

         - А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

         - Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

    - Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой..?

    (Воспитатель помогает вспомнить каждому из детей слова роли).

    8. Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи.

    В. – А чем люди могут зимой помочь птицам?

    (Выставляется кормушка, воспитатель с помощью плоскостных изображений птиц показывает действие птиц, дети комментируют действия воспитателя)

    - Дятел летит к кормушке.

    - Снегирь сидит в кормушке.

    - Синица качается над кормушкой.

    - Воробей спрятался под кормушкой.

    - Свиристель выглядывает из-за кормушки….

    III. Итог занятия.

    В.- Вот и закончилось наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

    О Каких птицах эта сказка?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

    Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

    Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

    конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

    Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

    Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».

    Цель: закрепить знания детей по теме «Книги». Программное содержание.  Задачи.      Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке. Ут...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе : пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж".

    С конспекте подробно описанно проведение занятия по развитию речи в логопедической группе. Грамотно подобран лексический материал (физминутка, скороговорка, пальчиковая гимнастика).  Соблюдены вс...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Сказка Волк и козлята».

    Цель: Развитие связной речи- пересказ сказки по вопросам.Задачи: 1. Формировать умение:  логично, связно, последовательно высказываться.             ...