Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Исаева Людмила Александровна

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

 Цель: развивать связную речь

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Развивающие: актуализация словаря по теме «Зимующие птицы»; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти.

Воспитательные: воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

                       Ступинского муниципального района

        Конспект открытого занятия по развитию речи

                в старшей логопедической группе

ТЕМА:   «Как сорока клеста судила»

                                                       Воспитатель: Исаева Л.А.

             

                              с. Большое Алексеевское

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

     

  Тема:      Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Цель: развивать связную речь

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Развивающие: актуализация словаря по теме «Зимующие птицы»; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти.

Воспитательные: воспитывать умение наблюдать за окружающим миром; бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц; макеты деревьев, атрибуты для инсценировки сказки, аудиозапись.

                                          Ход занятия

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Бегемотик», «Лягушки», «Заборчик», «Часики», «Чашечка».

II. Введение в тему занятия

1. Воспитатель: Отгадайте загадки:

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй – не робей

Кто это?      (Воробей)

                                        Красногрудый, чернокрылый,

                                        Любит ягодки клевать.

                                        С первым снегом на рябине

                                        Он появится опять.        (Снегирь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона. Кто она?           (Ворона)

Уточнение семантики слов: красногрудый, чернокрылый, сероватая, вороватая, крикунья хрипловатая, персона.

В. - О ком мы сегодня будем говорить на занятии?  Правильно, мы поговорим о птицах.

2. В. – Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? А почему они улетают?

Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются такие птицы? Многих из них вы видели.

(на наборном полотне картинки с изображением перелетных и зимующих птиц)

В.- Давайте назовем всех птиц.

Выберите картинки с изображением зимующих птиц. Кого ты выбрала?

Ребенок должен составить предложение: Я выбрала … воробья…

3.  Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить прогулку в лес. Но прежде чем отправиться сделаем массаж.

Массаж биологически активных зон «Сорока» + чистоговорки

Ока – ока – ока

Где живет сорока?                                 Потереть ладони друг о друга

Оки – оки – оки                                     Ладони как козырек, потереть лоб

Не найти гнездо сороки.

Ок – ок – ок                                       Провести под крыльями носа

На, поклюйка колосок!

Ку – ку – ку  

Пить лети ты на реку.                                   Растираем мочки ушей

Ко – ко – ко –

А река то далеко!                             Погладить шею ладонями сверху вниз.

А теперь отправляемся. (дети под музыку идут в «лес»)

4. Фонопедическое упражнение «Осень»

В. – Тихо в лесу. Но вот подул ветер

У- У- У -      дети произносят на длинном выдохе, делая голосом «волну».

Листья задрожали,

Ф! Ф! Ф! -   произносят на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая  

                     опущенными кистями.

Полетели на землю,

П! П! П! – опускают резко руки.

Зашуршали,

Ш-ш… Ш-ш…  - разводя и сводя пальцы.

Стоят деревья голые, жалобно скрипят. Но вот пошел снег и в лесу стало светлее, радостнее.

Стойте тихо, смотрите не спугните птиц. Посмотрите, каких птиц вы видите?

Хотите услышать сказку «Как сорока клеста судила»?

/Уточнение семантики слова судить./

5. Рассказывание сказки «Как сорока клеста судила»

Спит  лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, склонили под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока – белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из – под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец – снегирь, и уселся на ветку рябины.

- Что за  шум? За что клеста судить? – спросил он.

- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

- И холодов не боишься?

- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? – поинтересовался он.

- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

- А как же она питается? – спросила синица, которая уже давно качалась на ветке березы и слушала разговор.

- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.

- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. – Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное – так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка – сова и сказала:

- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.

- Трещишь без толку, - поддержала его синица.

- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела.

6. Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков.

Вот на ветке, посмотри,  (руками, как крыльями, хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири  (показывают грудку)

Распустили перышки,   (делают мелкие потряхивающие движения рук,

Греются на солнышке                                опущенных вдоль тела)

Головой вертят             (повороты головой вправо – влево)

Улететь хотят               ( бегут по кругу, взмахивая крыльями)

Кыш! Кыш! Улетели!         (разбегаются)

За метелью! За метелью!    (садятся на места)

7. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи.

В. – Как называется сказка, которую вы слушали?

     - За что сорока собралась судить клеста?

     - Согласились лесные птицы с сорокой?

     - А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

     - Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

- Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой..?

(Воспитатель помогает вспомнить каждому из детей слова роли).

8. Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи.

В. – А чем люди могут зимой помочь птицам?

(Выставляется кормушка, воспитатель с помощью плоскостных изображений птиц показывает действие птиц, дети комментируют действия воспитателя)

- Дятел летит к кормушке.

- Снегирь сидит в кормушке.

- Синица качается над кормушкой.

- Воробей спрятался под кормушкой.

- Свиристель выглядывает из-за кормушки….

III. Итог занятия.

В.- Вот и закончилось наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

О Каких птицах эта сказка?