Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

 

Уточнить знания детей о диких животных;

Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные, подбор антонимов к прилагательному красивый);

Развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, тонкую и общую моторику;

Формировать навык самостоятельности;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zimuyut_zveri_otkr.zan_.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                    детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»

Развитие речи в старшей группе

Тема: «Как зимуют звери»

Учитель – логопед: Еремеева Е.Н.

2012г.

Цели:

уточнить знания детей о диких животных;

совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притяжательные и сложные прилагательные, подбор антонимов к прилагательному красивый);

развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, тонкую и общую моторику;

формировать навык самостоятельности;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: следы животных, деревья, шапочки зверей и их детенышей, аудиозапись голосов животных, письмо от лисы, картинки разных диких животных: картинки жилищ животных, корзинка с конфетами «Мишка косолапый».

Предварительная работа: чтение рассказов о животных, рассматривание следов животных в книгах, разучивание стихотворений о диких животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

     Логопед: Гости дорогие, важные такие,

                  В группе здесь у нас сидят,

                     Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? (ответы детей).

                И не строго, а с улыбкой,

                Очень теплой и простой

                Гости нас встречают  с вами.

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и исренним.

Игра «Кто с кем живет?»

Логопед первым открывает картинку и начинает игру:

– Я белка и живу вместе с бельчатами в дупле.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

– Как можно назвать этих животных? (Дикие животные, звери).

 – Догадайтесь, о ком пойдет речь? (О диких животных).

 – Мы сегодня поговорим о том, как звери зимуют.

2. Отгадывание загадок

Послушайте загадки про некоторых животных.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

– Как называется эта избушка? (Берлога)

(Логопед показывает картинку).

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке – летом. (Заяц)

На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Еж).

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней разгрызает,

Шелуху на снег бросает. (Белка)

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

 Хвост пушистый, мех золотистый (Лиса).

Есть у нас такой обычай –

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки,

Кто мы – лисы или волки? (Волки)

– Молодцы, ребята. Загадки разгаданы.

3. Развитие слухового и зрительного внимания

– Ребята, а вы хотели бы сейчас оказаться в лесу и посмотреть, что там интересного может быть зимой? Посмотрите и послушайте.

(Включается презентация с записью животных и  голосов, кладутся картинки со следами животных на пол)

4. Физминутка

Встанем на лыжи и пойдем к той поляне, друг за другом, как лыжники. (Логопед показывает. Имитируя движения лыжников, продвигаемся вперед).

5. Образование притяжательных прилагательных

А чтобы нам узнать следы, давайте рассмотрим их

(Показывается презентация следов животных).

– Посмотрите-ка, ребята, кто здесь пробегал? Чьи следы остались на снегу? (Волчьи).

 – А вот и волк. (Ребенку логопед надевает шапочку волка, и он читает стихотворение).

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит –

Волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные и злые.

Воют сильно по ночам,

Даже страшно зверям!

Лучше им не попадаться,

Надо их остерегаться

Но и волку трудно зимой

Еды не хватает и он голодает.

– Волк – хищный зверь. Почему? (Питается мясом).

 – Где живет волк? (Волк живет в логове) (Логопед показывает картинку.)

 – Пока волки не собрались в стаи, оставим его.

Смотрите, там еще какие-то следы. Чьи они? (Заячьи)

(Ребенку логопед надевает шапочку зайца, и он читает стихотворение).

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

И хотя я не трус, но всего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.

Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните.

– Где живет заяц зимой? Вспомните о нем еще что-нибудь. (Дети вспоминают)

6. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Указательный и средний палец развести в стороны, остальные сжать в кулачок. Пошевелить сначала одним пальцем, затем другим пальцем.

– Чьи это ушки торчат? (Заячьи).

7. Продолжение (образование притяжательных прилагательных)

– Пока мы зайчика слушали, новые следы появились. Чьи следы, как вы думаете? (Лисьи)

(Ребенку логопед надевает шапочку лисицы, и он читает стихотворение).

Я зимы не боюсь,

В шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой, мне он нравится самой.

Живу в норе, там сплю и отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую, или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает:

Иногда я бегаю целый день, а еды нет совсем.

– Что вы знаете о лисе? (Дети рассказывают. Логопед показывает картинку «Лиса у своей норы»).

– А это что за зверек? (Ребенку логопед надевает шапочку белки).

 – Что вы знаете о нем?

 – Вот что расскажет о себе сама белочка:

Я, белка, веселый зверек: по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь: в шубку серую одеваюсь.

Меньше приходиться прыгать, скакать,

Силы надо беречь, сохранять!

Всю осень дупло утепляла: пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи,

Чтоб зимой не голодать. Где еду зимой достать?

Трудно белке зимовать, когда долгая зима,

Когда снежная она. Когда сильные морозы

К людям я тогда спешу, помощи у них ищу.

– Как называется белкино жилище? (Дупло)

(Логопед показывает картинку.

– И еще один зверек к нам подходит, это… (Ежик)

«Ёжик» рассказывает стихотворение.

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы, ягоды, припас.

Трудился, не ленился.

Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили.

Сюда б медведя я позвал,

Но он в берлоге спит, и его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил: много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа –

Крепко спать и весны ждать.

– Ёжик дает корзинку с конфетами «Мишка косолапый». Это вам от медведя, он давно приготовил гостинцы.

 – Давайте мы эти сладости попробуем, когда вернемся в детский сад. Ведь мы еще не все здесь рассмотрели.

 – Ребята, а где проводят зиму ёж и медведь? (Ёж спит в норке, медведь в берлоге).

8. Игра «Чей хвост, чья голова?»

Логопед. Отлично вы и с этим заданием справились. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова?”.

(При подачи картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”). Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты)

Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)

Логопед. Вы устали? Давайте немного отдохнем. Игра “Теремок”.

9. (Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).

Выполняют движения под стихи, которые читает логопед.

Логопед. Стоит в поле теремок, теремок,

(Поднимают руки над головой.)

Он не низок не высок.

(Приседают и подымаются на носочки).

На двери висит замок.

(Пальцы рук складывают в замок).

Кто его открыть бы смог?

(Делают движения запястьями вперёд – назад).

Слева – зайка, справа – мишка –

(Поворачивают голову).

Отодвиньте-ка задвижку!

(Пробуют потянуть замок в стороны).

Слева – ёжик, справа – волк –

(Делают повороты головой).

Нажимайте на замок!

(Сжимают, разжимают запястья).

Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.

(Разводят руки в стороны).

 Логопед. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно       10. “Угадай и повтори”.

Злой, голодный, серый .. (волк)

Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)

Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)

Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)

11. Образование сложных прилагательных

– Знаете ли вы, что медведь лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками? Говорят поэтому, что у него косые лапы, значит, как мы можем назвать медведя? (Косолапый)

Ребята, а изобразите медведя

 – У медведя большая голова, значит он… (большеголовый)

 – У медведя короткий хвост, значит он… (короткохвостый)

 – У медведя толстые лапы, значит он … (толстолапый).

12. Подбор синонимов

– Обратите внимание, на пенечке лежит письмо. Это письмо оставила нам лисица. (Логопед читает письмо) «Уважаемые детки. У меня красивый рыжий хвост». А как можно назвать иначе? (Ответы детей: прекрасный хвост, замечательный хвост, пушистый, чудесный, великолепный и т.д.)

13. Употребление существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок

 (Достают шапочки детенышей животных и надевают их на детей, которые без шапочек).

 – Поиграем в игру «Найди свою маму».

 Взрослый зовет своего детёныша. Например: Я зайчиха. Где мой зайчонок?

 «Звери» находят друг друга и строятся парами.

– Пора настала возвращаться в детский сад и угощаться «мишкиными» сладостями. Закроем глаза и посчитаем до 5. Один, два, три, четыре, пять. Ну, вот мы опять в нашем детском саду. Ребята, подходите, ко мне и берите из корзины конфеты.

14. Итог занятия

– Где мы с вами сегодня побывали?

 – О ком сегодня шла речь?

 – Как звери зимуют?

 – Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».

Цель: закрепить знания детей по теме «Книги». Программное содержание.  Задачи.      Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке. Ут...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»

Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...