Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Книжкины истории».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сазонова Ольга Ивановна

Цель: закрепить знания детей по теме «Книги».

 

Программное содержание.

  Задачи.    

 Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке.

 Уточнить и расширить имеющиеся у детей знания об истории книги.

 Закрепить знание русских народных сказок.

 Развивать связную речь, умение полно отвечать на вопросы.

 Формировать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя.

 Воспитывать интерес к книге.

 Бережное отношение к ней.

 

  Коррекционные задачи.

 Развивать речь, память, зрительное восприятие, логическое мышление.

 Развивать мелкую моторику.

 Развивать содружественное движение руки и глаза.

 

  Словарная работа.

 Обогащение словаря: папирус, свиток.

 Активизация словаря: береста, берестяная грамота, пергамент, воск, глина, писцы.

 

   Предшествующая работа.

 Беседы и рассматривание иллюстраций по истории возникновения книги.

 Знакомство с видами бумаги, материалами, которые в древности использовали для книг.

 Заучивание пословиц, стихотворений о книгах.

 Чтение русских народных сказок, беседы и рисование по их содержанию.

 

   Материалы к занятиям.

 Мольберты, таблица с иллюстрациями «Человек придумал книгу», папирус, восковые и глиняные формы, шкурка животного, металлические палочки для рисования, уголь, иллюстрации по сказкам, новая книга для детей, объёмное дерево с филином, костюм злого волшебника, металлофон, мяч, панно для иллюстраций, клубок, выставка книг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Конспект занятия по развитию речи

                в старшей логопедической группе

                        «Книжкины истории».

Цель: закрепить знания детей по теме «Книги».

Программное содержание.

  Задачи.        

 Учить применять полученные знания в специально подготовленной обстановке.

 Уточнить и расширить имеющиеся у детей знания об истории книги.

 Закрепить знание русских народных сказок.

 Развивать связную речь, умение полно отвечать на вопросы.

 Формировать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя.

 Воспитывать интерес к книге.

 Бережное отношение к ней.

  Коррекционные задачи.

 Развивать речь, память, зрительное восприятие, логическое мышление.

 Развивать мелкую моторику.

 Развивать содружественное движение руки и глаза.

  Словарная работа.

 Обогащение словаря: папирус, свиток.

 Активизация словаря: береста, берестяная грамота, пергамент, воск, глина, писцы.

   Предшествующая работа.

 Беседы и рассматривание иллюстраций по истории возникновения книги.

 Знакомство с видами бумаги, материалами, которые в древности использовали для книг.

 Заучивание пословиц, стихотворений о книгах.

 Чтение русских народных сказок, беседы и рисование по их содержанию.

   Материалы к занятиям.

 Мольберты, таблица с иллюстрациями «Человек придумал книгу», папирус, восковые и глиняные формы, шкурка животного, металлические палочки для рисования, уголь, иллюстрации по сказкам, новая книга для детей, объёмное дерево с филином, костюм злого волшебника, металлофон, мяч, панно для иллюстраций, клубок, выставка книг.

                                          Ход занятия.

  Воспитатель читает стихотворение:

                         Сегодня день у нас особый!

                         Я познакомлю вас, друзья,

                         С предметом, без которого

                         Прожить на свете нам нельзя.

 Отгадайте загадку и узнайте, что это за предмет:

                        Склеена, сшита, без дверей, а закрыта.

                        Кто её открывает – многое знает.

 Воспитатель. Правильно, это книга. А для чего нам нужны книги? (Учиться, узнавать новое, знакомиться с окружающим миром.)

 Поднимите руку, кто любит, чтобы ему читали книги. Сегодня я познакомлю вас с новой книгой.

                (Звучит музыка, вбегает злой волшебник – ребёнок)

 Волшебник.

                       Я – волшебник очень злой.

                       Говорите, что любите книги?

                       Докажите это.

                       В путь-дороженьку идите.

                       Все препятствия пройдите,

                       Свою книгу отыщите.

 Воспитатель. Ну что, дети, вы готовы отправиться на поиски книги? (Да) Тогда в путь. А в дорогу возьмём свои знания о книгах, дружбу и волшебный клубочек.

 Воспитатель обращается к клубочку: «Ты, клубочек, помоги. Путь-дорожку укажи». Дети идут за клубочком.

 Подходят к таблице «Человек придумал книгу». Находят записку: «Приветствую вас, друзья! Вы попали в прошлое книги. Расскажите, какими были первые книги».

 Ребёнок. Книги появились очень давно. Это были рисунки в пещерах на скалах. Человек рассказывал об охоте на оленя, мамонта, как он ловил рыбу, какие люди живу рядом.

 Воспитатель. Д а, он рисовал героев и вождей своего племени; как задабривать богов, чтобы охота была удачной, как строить ловушку на хищника – пусть приходят и учатся молодые охотники. Так человек передавал свои знания и опыт.

 Ребёнок. Потом люди писали на камне и каменных плитах. Такие книги были очень тяжёлые и неудобные.

 Воспитатель. Камень был твёрд и требовал больших усилий писцов. Люди искали материал полегче, поудобнее. Поэтому появились какие книги? (Дети показывают и называют глиняные и восковые книги).

 Воспитатель. На чём писали в Древней Руси? (В Древней Руси писали на бересте – берёзовой коре). Называли такие письма – берестяными грамотами.

 А в Египте придумали новый материал для письма из тростника. Стебель этого растения разделяли на тонкие и по возможности широкие полоски. Затем их склеивали и получался хороший материал, который назвали папирус. На нём писали краской с помощью тонкой палочки.  Сгибать папирус было нельзя: он ломался. Поэтому его скручивали (свивали) в трубки. Такие книги называли – свиток. (Дети индивидуально повторяют названия: папирус, свиток).

 А в государстве Пергама решили использовать для книг шкуру коз и овец. Называли такой материал – пергамент – по названию самого государства. На нём можно было писать с обеих сторон, а листы хорошо сгибались.

 Ни глина, ни воск, ни береста, ни папирус, ни шкуры зверей не были тем писчим материалом, который был бы удобен и хорош для книг.

 И вот люди изобрели бумагу. Кто может сказать, где впервые изобрели бумагу? (бумагу впервые изобрели в Китае). Правильно. Этот практичный и удобный материал позволяет нам с вами иметь и читать вот такие красивые книги.

 А сейчас я предлагаю вам вернуться на много-много лет назад и написать письмо древнего охотника. Подойдите к столу и выберете себе материал для письма. (Дети выбирают, на чём они будут писать, называют выбранный материал: глина, воск, шкура животного, деревянная табличка).

 Итак, слушайте внимательно. «Охотнику нужно отправиться на промысел, а на стоянке, кроме детворы, - никого из взрослых. Конечно, можно наказать, чтобы передали, куда он ушёл. Но эти непоседы такой ненадёжный народ! Чего доброго ещё  поплетутся следом и испортят всю охоту.

 Подумав, охотник решает оставить записку: «Я пошёл добывать еду в сторону большой горы».

 Прежде всего, он нарисовал себя, готового в дорогу – с копьём и луком; потом только ноги: разве не ясно, что это он идёт из лагеря. Куда? А вот к той большой дуге, возле которой пасётся рослый жирный олень. Большая дуга – это Большая гора, хорошо известная его соплеменникам. Там он и будет добывать еду».

  (Дети читают письмо.)

 Сегодня мы такое письмо называем рисуночным (пиктографическим). А в давние времена с помощью таких рисунков люди шли к тайнам письменности.

Молодцы, дети, хорошо потрудились. Давайте немного разомнёмся.

                                           Физкультминутка

                               « В тёмном лесу есть избушка».

В тёмном лесу есть избушка,                      (дети шагают)

Стоит задом наперёд.                                   (поворачиваются)

В той избушке есть старушка -                   (грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт.                                     (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком,                                               (показывают пальчиком)

Глаза большие                                              (показывают)

Словно угольки, горят                                 (покачивают головой)

Ух, сердитая какая!                                      (бег на месте)

Дыбом волосы стоят!                                   (поднимают руки вверх)

 Воспитатель. Отдохнули? Тогда продолжим наш путь. (обращается к клубочку). Ты, клубочек, помоги. Путь-дорожку укажи. (катит клубочек на поляну сказок)

                               Вы на поляну сказок попали, друзья.

                               Про сказку расскажите – без неё нам нельзя.

 Воспитатель задаёт детям вопросы:

 - Что такое сказка? Чем она отличается от других произведений?

(Это удивительный , волшебный мир, в котором происходят необыкновенные чудеса и превращения)

- Какие чудеса и превращения происходят в сказках?

(Люди превращаются в животных, а животные - в людей; животные разговаривают; оживают предметы)

- Чему учат сказки?

(Сказки учат добру, находчивости, трудолюбию, верности, послушанию,  умению думать и т.д.)

- Как вы думаете, кто первым сочинил сказку?

(Первым сочинил сказку народ)

- Поэтому они называются … народными. Молодцы! Много знаете про сказки. (обращает внимание на мяч). Читает:

                           Здесь лежит волшебный мяч.

                           Лови-бросай, героев сказок и

                           Сказочные предметы называй.

 Правила игры такие: я буду называть слово, которое является частью имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а вы говорите имя или название предмета полностью:

                Иван-(царевич)                             мышка-(норушка)

                Сивка-(Бурка)                               шапка-(невидимка)

                Василиса-(Премудрая)                сестрица (Алёнушка)

                Царевна-(лягушка)                       скатерть-(самобранка)

               Кощей-(Бессмертный)                      братец-(Иванушка)

               Гуси-(лебеди)                                     ковёр-(самолёт)

               Баба-(Яга)                                            лисичка-(сестричка)

 Молодцы, знаете сказочных героев и волшебные предметы. А сейчас, детвора, ждёт вас новая игра. Надо собрать панно из сказок. Но прикрепить картинку может тот, кто отгадает название сказки и что говорит сказочный герой.

 Детям предлагаются иллюстрации из сказок: «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению…», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 Воспитатель. Вот вы и собрали панно. Понравилось на поляне сказок? Но нам снова в путь пора. «Ты, клубочек, помоги. Путь-дорожку укажи».

    (Дети подходят к дубу, на котором сидит филин, здороваются с ним)

 Филин. Здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали?

 Воспитатель. Мудрый филин, как нам быть?

                          Где нам книгу раздобыть?

 Филин. Вы, ребятки, умные, дружные – помогу вам. Ваша книга перед вами.

 Воспитатель. Но мы её не видим.

 Филин. Кто пословицы о книге знает,

                Тот злые чары разрушает.

Воспитатель. Ну что, дети, готовы побороться со злыми чарами?

 Вспомните, какие пословицы о книге вы знаете. Дети читают пословицы.

-Одна книга тысячу людей учит.

-Книга мала, а ума придала.

-Кто много читает, тот много знает.

-Золото добывают из земли, а знания из книги.

-Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

-С книгой поведёшься – ума наберёшься.

-Книга книгой, а своим умом двигай.

 Филин. Молодцы! Много пословиц знаете. Злые чары разрушены. Получите свою книгу.

  Дети благодарят Филина.

 Воспитатель. Дети, посмотрите какая новая книга чистая, аккуратная. А что нужно сделать, чтобы она подольше оставалась такой.

 Дети повторяют правила обращения с книгой:

-брать чистыми руками;

-не рвать, не мять, не бросать;

-не перегибать обложки и страницы;

-не загибать уголки в книге;

-пользоваться закладкой;

-рассматривать книгу на столе;

-не рисовать на страницах книги и на обложке.

Воспитатель. Если будем выполнять данные правила обращения с книгой, она прослужит долго и её всегда будет приятно взять в руки.

 Филин. Молодцы, дети! Порадовали меня. Вижу: книга попала в надёжные руки. А сейчас: сказка двери закрывает, в детский сад вас отпускает.

  Дети прощаются с Филином.

 Воспитатель. Вот мы и в детском саду с нашей новой книгой.

-Вам понравилось наше путешествие?

-Что запомнилось больше всего?

-Что нам помогло преодолеть все препятствия?

- Откуда мы с вами взяли наши знания?

-Давайте вспомним и прочитаем стихотворение Г. Ладонщикова «Лучший друг».

         Если купишь книгу –  не бросай на полку:

         От неё не будет никакого толку.

          Всем полезно чтение про себя и вслух.

          Книга – самый верный, самый лучший друг.

          Из неё узнаешь ты обо всём на свете.

          На любой вопрос она без труда ответит.

          В ней стихи и сказки, всё к твоим услугам!

          Береги же книгу!

          Стань и ты ей другом!

 Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие, и одна из историй нашей книжки. Впереди у нас – близкое знакомство с ней. А вам всем спасибо за ваши знания и любовь к книге!                                

   

   

                   

   

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»

Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...