"Как сорока клеста судила"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия Путешествие в​ сказку «Как сорока клеста судила» к лексической теме "Зимующие птицы" (по книге Н.В.Нищевой «Развивающие сказки», СПб, 2002) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_soroka_klesta_sud.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

(по книге Н.В.Нищекой «Развивающие сказки», СПб, 2002)

ТЕМА. Зимующие птицы.

ЦЕЛИ. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматическогс строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие общеречевых навыков. Совершенствование навыков чтения. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации к сказке, магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с контурными изображениями зимующих птиц, цветные карандаши, игра «Кормушка» (на липучках или магнитах), магнитная доска, магнитные карточки со слогами, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование творительного падежа имен существительных). Совершенствование формы речи. Развитие мышления, навыков звукового и слогового анализа слов. Развитие мышления.

Логопед.  Вы уже догадались, что сегодня девочка снова приглашает нас в сказку. Чтобы туда попасть, выполните несколько моих заданий. Подойдите к магнитной доске и помогите мне «починить» слова, которые «сломались».

На магнитной доске из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИ-НИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО. Дети выкладывают слова: СОВА, СОРОКА, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, СНЕГИРЬ, ВОРОНА.

Логопед.   Спасибо. Теперь прочитайте эти слова.

Дети читают эти слова.

Логопед.  Кто это такие?

Дети.   Это зимующие птицы.

Логопед.  Почему мы называем их зимующими?

Дети.  Мы называем этих птиц зимующими, потому что они зимуют у нас.

Логопед.   Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь?

Дети.   Мы можем подкормить птиц.

Логопед.   Давайте поиграем в игру с мячом «Кого чем угостим?»

                           Воробья — крошками,

                            Синицу — салом,

                           Снегиря — рябиной,

                           Свиристеля — семечками,

                              Голубя — пшеном.

Логопед.   На магнитной доске вы составили названия зимующих птиц. Какие гласные звуки есть в слове СИНИЦА ?

Дети.   В этом слове гласные звуки [И], [И], [А].

 Логопед.   Какие согласные звуки есть в этом слове?

Дети.   В этом слове есть согласные звуки [С], [Н!], [Ц].

Логопед.   Дайте характеристику звукам [С], [Н'].

Дети.   [С], [Н'] — мягкие согласные звуки. [С] — глухой согласный, [Н'] — звонкий согласный.

Логопед.   А теперь расскажите о звуке [Ц].

Дети.   Это согласный, всегда твердый, глухой звук.

Логопед.   А сколько слогов в слове СИНИЦА?

Дети.   В этом слове три слога.

Логопед.   Почему?

Дети.   Это слово делится на три слога, потому что в нем три гласных звука.

2.        Рассказывание логопедом сказки «Как сорока клеста судила». Развитие речевого слуха, творческого
воображения.

На наборное полотно выставляется иллюстрация.

Л о г о п е д. На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

  • Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
  • Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено вес
    ной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

  • Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.
  • Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
  • И холодов не боишься?
  • Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

  • А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.
  • Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
  • А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
  • Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.
  • Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на
    ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:

  • Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на
    крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
  • Не права ты, сорока, — сказал снегирь.
  • Трещишь без толку, — поддержала его синица.
  • Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за этой историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.

3.        Упражнение «Снегири». Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, правильного звукопро-
изношения, интонационной выразительности). Координация речи
с движением.

Логопед.  Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Сделаем упражнение «Снегири», которое мы выучили еще в средней группе. Я прошу вас говорить правильно и выразительно, двигаться красиво.

Дети выполняют упражнение.

Дети.    Вот на ветке, посмотри,                                       (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)

                      В красных майках снегири          (Руками показывают грудку.)

 Распустили перышки,          (Делают мелкие потряхивающие движения рук,

                       Греются на солнышке.          опущенных вдоль тела.)

                      Головой вертят        (Повороты головой влево-вправо два раза.)

                       Улететь хотят        (Бегут по кругу, взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели!        (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать ру-

За метелью! За метелью!        ками, как крыльями.)

4.        Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Закрепление представлений о зимующих птицах, их  образе жизни и повадках. Развитие памяти.

Логопед.    Как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?

Дети.    Сказка называется «Как сорока клеста судила».

Логопед.    За что сорока собралась судить клеста?

Дети.    Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

Логопед.    Поддержали лесные птицы сороку?

Дети.    Лесные птицы не поддержали сороку.

Логопед.   А с какими лесными птицами мы встретились в сказке?

Дети.    Мы встретились в сказке со снегирем, свиристелем, синицей, дятлом, с совой.

Логопед.    Что вы узнали из сказки о жизни клестов?

1-й ребенок.   Клесты выводят птенцов зимой.

2-й ребенок.    Они устраивают теплое гнездо среди еловых веток, утепляют его перьями и шерстью.

3-й ребенок.    Клестиха сидит на яйцах полмесяца, а клест приносит ей корм: семена ели, почки березы и ели.

4-й ребенок. К весне клестята уже научатся летать.

Логопед. Давайте попробуем сыграть отрывок сказки. Кто хочет быть сорокой, клестом, синицей, свиристелем, дятлом, совой?           Далее логопед помогает вспомнить каждому из детей слова роли.

Разыгрывается сценка из сказки.

5.        Упражнение «Будь внимательным». Профилактика нарушений письма. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Логопед.  А теперь пройдите за столы, садитесь, возьмите карточки. Кто на них изображен? (У детей карточки с наложенными изображениями снегиря, синицы, дятла.)

Дети.  У нас на карточках снегирь, синица, дятел.

Логопед.  Каждый из вас должен выбрать одно изображение, обвести его и заштриховать вертикальными линиями. Если вы выбрали снегиря, выполняйте задание красным карандашом, синицу — синим карандашом, дятла — черным карандашом.

Дети выполняют обводку и штриховку, логопед оценивает их работу.

6.        Проговаривание чистоговорки. Работа над общими речевыми навыками: звукопроизношением, четкостью дикции. Воспитание правильного физиологического и речевого дыхания.

Логопед.  Встаньте в круг, выпрямите спины, опустите руки. Давайте отрегулируем дыхание. По моей команде вы будете делать глубокий вдох, задержку дыхания, выдох.

Логопед включает магнитофон, звучит спокойная инструментальная музыка. По команде логопеда дети осуществляют диафрагмальное дыхание стоя.

Логопед. Теперь давайте вспомним нашу чистоговорку про сороку. Помните, что говорить нужно четко, ясно, хорошо двигая губами, на одном выдохе после задержки дыхания. Следите за моими командами.

Дети. Сорока-белобока тараторила без проку.

Далее дети проговаривают чистоговорку по одному, логопед следит за дыханием детей, потом выключает магнитофон.

7.        Игра «Кормушка». Развитие грамматического строя речи (употребление предлогов).
Логопед. Подойдите к наборному полотну. Давайте поиграем в игру «Кормушка». Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами.

Логопед прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия логопеда.

Дети.

  •  Дятел летит к кормушке.        Маленькое слово к.
  •  Снегирь сидит в кормушке.        Маленькое слово в.
  •  Синица качается над кормушкой.        Маленькое слово над.
  • Воробей спрятался под кормушкой.                                                    Маленькое слово под.
  • Свиристель выглядывает из-за кормушки.                                         Маленькое слово из-за.

                                                                                                                                                                                                                               И  т. д.

8. Организация окончания занятия.

Логопед.   Вот и приближается к завершению наше путешествие. В какой сказке мы побывали?

Дети.   Мы побывали в сказке «Как сорока клеста судила».

Логопед.   О каких птицах эта сказка?

Дети.    Эта сказка о зимующих птицах.

Логопед.  Чем мы занимались на занятии?

Дети.   Мы составляли слова, показывали сказку, выполняли штриховку, делали упражнение «Снегири», проговаривали чистоговорку и т. п.

Далее логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и дает детям домашнее задание.

  • Логопед.    Дома постарайтесь рассказать сказку маме, папе, бабушке, дедушке и нарисовать картинку к сказке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила"

Использование логосказки в работе над лексической темой...

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила".

Логопедическое занятие по развитию речи по теме "Зимующие птицы" по Нищевой....

Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам сказки "Как сорока клеста судила"

В данном конспекте представлены интеграции образовательных областей:- Коммуникация- Музыка- Художественное творчествоИспользование малых фольклорных форм и сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...

«Как сорока клеста судила» Конспект открытого занятия

Обучение пересказу с опорой на схемуРазвитие связной, выразительной речи.Активизация словаря детей по теме: «Зимующие птицы».Совершенствование навыков чтения, деления слов на слоги.Развити...

НОД Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила» (Тема «Зимующие птицы»)

Задачи. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных). Развитие связной речи Разв...