Статья
статья по логопедии по теме

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_rechi_pedagogov_dou.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование речи педагогов ДОУ.

                                   «Детям очень много можно объяснить,

                                  лишь бы объясняющий сам понимал

        ясно предмет, о котором взялся говорить

        с детьми и умел говорить человеческим языком».

                                         Н.Г.Чернышевский.

          Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

         В исследованиях Е.И. Тихеевой и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

       К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

             В нашем ДОУ ведется работа по созданию оптимальных условий совершенствования речи педагогов. В начале учебного года проводится мониторинг для контроля содержания и качества психолого-педагогических условий предупреждения нарушения речевого развития. Динамическое наблюдение осуществляется в течение всего учебного года и включают в себя:

  1.  Планирование коррекционной работы;
  2. Профессиональные знания, умения и навыки педагогов в области развития речи детей;
  3. Организация предметно-развивающей речевой среды;
  4. Эффективность воспитательно образовательной работы по организации единого речевого режима.

На основе полученных данных определяются лучшие педагоги. Их опыт анализируется, обобщается и внедряется в практику работы.

Для создания оптимальных условий совершенствования речи педагогов в нашем дошкольном образовательном учреждении проводится работа по организации единого речевого режима. Она возможна только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, наличии у них заинтересованности в создании условий для гармоничного речевого развития детей. С этой целью были определены основные направления реализации единого речевого режима:

  1. Формирование педагогических требований к речи сотрудников;
  2. Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей;
  3. Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации;
  4. Создание обогащенной соответствующей возрастным особенностям и образовательным потребностям детей развивающей речевой среды;
  5. Реализация комплексного профилактического воздействия на речевое развитие дошкольников.
  6. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильно речевого воспитания ребенка в семье.

С этой целью для педагогов ДОУ проводятся:

  1. Семинары («Мозговая организация речевой функции, ее нарушения и коррекция», «Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению»);
  2. Мастер-классы («Выразительность речи педагога», «Стили общения»);
  3. Тренинги («Мастерская слова», «Монологи и диалоги», «Правильное ударение в словах», «Речевое дыхание»);
  4. Деловая игра «Многозначность слова», «Антонимы и синонимы»;
  5. Круглый стол «Как говорит дошкольник – зависит от вас»;
  6. Консультации «Слово не воробей…», «Единицы родного языка», «Речь наше богатство»;
  7. Анкетирование «Профессиональная речь педагога», «Речевой этикет».

Таким образом педагоги повышают свой речевой уровень и постоянно совершенствуют качество своей речи, а это залог успешности работы по речевому развитию детей ДОУ. Мы стремимся, чтобы выпускник ДОУ:

  1. был инициативен и самостоятелен в придумывании сказок и рассказывании;
  2. пользовался разнообразными средствами выразительности;
  3. замечал речевые ошибки;
  4. безошибочно пользовался обобщающими понятиями;
  5. проявлял инициативу в общении;
  6. широко использовал доказательную речь;

Оценку нашей работы по развитию речи дают учителя общеобразовательных школ, где учатся наши выпускники и часто она бывает положительной.

Список литературы:

  1. Методические советы к программе «Детство»  под редакцией

Бабаевой Т.И., Михайловой З.А.

  1. Требования к речи педагога в дошкольном учреждении» Колосова И.В.
  2. «Мониторинг единого речевого режима в ДОУ.» Лизунова Л.Р.,

Вирт Н.И.

Учителя-логопеды МДОУ №36 – Романова Н.В., Крюкова Н.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...