Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Нарышкина Юлия Михайловна

Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_g_g.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений

в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР

Тема: Звуки [Г  Г’].

Цель: Закрепить представление детей о звуках [Г Г’], совершенствование фонематического анализа.

Задачи: 1. Закрепление понятий: звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки.

2. Совершенствование умения давать характеристику изучаемым звукам.

3. Совершенствование умения определять наличие или отсутствие звука  в слове, место звука в слове.

4. Развитие слухового и зрительного внимания.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Развитие логического мышления.

7. Развитие зрительно-моторной координации.

8. Активизация словаря  по ранее изученным лексическим темам.

Оборудование: 

1. Карточки и фишки для определения места звука в слове по количеству детей

2.  Раскраски Огурец, Груша, Гранат, Виноград, Гном, Гриб

3. Пособие «Живые звуки».

4. Мультимедийная презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Орг. Момент.

Дети стоят полукругом.

Логопед: Ребята, сегодня продолжается наше путешествие в страну звуков. Хозяева страны звуков, «живые звуки», уже готовы к встрече с вами.

А вы готовы?

Какие звуки у нас сегодня в гостях? Дети называют карточки гласные «живые звуки». И размещают карточки на доске с помощью логопеда.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

I Закрепление понятия гласные звуки.

Ребята, а что Вы можете сказать про эти звуки? Они какие? Гласные

Верно, мы называем эти звуки гласные, потому что они состоят из … голоса

Когда мы их произносим воздух встречает во рту преграду?... нет

Логопед: А теперь давайте попробуем спеть песенки для наших гласных звуков АОУ, ЫОА, УАО, ОЫА и т.п. Логопед указкой показывает на доске последовательность звуков.

Дети поют песенки хором и соло. Тихим и громким голосом. Низким и высоким голосом.

П Введение в тему

Логопед: Молодцы! Гласные звуки приготовили сегодня для нас сюрприз. Они пригласили в гости ещё 2 звука, а какие, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.(Гриб)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый …(гусь)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.(Гнездо)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица… (грач)

Давайте ещё раз назовем слова-отгадки: Гриб, Гусь, Гнездо, Грач.

Кто у нас самый внимательный, какой звук есть во всех этих словах? ….Г!

Ш. Артикуляция звука [Г].

Логопед произносит звук, обращая внимание детей на правильную артикуляцию, звучание. Дети повторяют артикуляцию логопеда.

IV. Характеристика звука.

Дети произносят звук. Определяют его характеристики: не поётся, во рту преграда – язык, звонкий, твердый согласный.

Логопед показывает карточку-символ.

V.Артикуляция звука [Г’].

Ребята, но звук Г пришел к нам не один, он привел своего младшего братца. Логопед показывает карточку-символ мягкого согласного звука. Кто догадался, как его зовут?  …Г’

VI.Сравнительная характеристика изучаемых звуков.

Дети, с помощью логопеда дают характеристику звуковГ и Г’.

VII. Выделение звуков [Г Г’] на слух.

  1. Из ряда слогов.

Если вы услышите твердый звук – постучите кулачком по ладошке, а если мягкий, то погладьте свою ладошку.

ГА, ГО, ГУ, ГИ, ГЕ, ГЫ, ГЯ, ГЭ, ГЕ, ГЁ

  1. Из ряда слов.

Гость, гранат, ноги, нога, голубь, погода, сгибать,

VIII. Упражнение в определении наличия или отсутствия звука в словах, места звука в слове и места звука в слове.

  1. Фронтальная работа. Ребята, а вы знаете, кто такие гномы? Один мой знакомый гном, узнав, что у нас сегодня занятие, посвященное звуку Г  и Г’, прислал нам в подарок замечательные фотографии. Давайте их сейчас посмотрим на нашем волшебном экране и постараемся определить с какими из этих изображений захотят дружить звуки Г и Г’, а с какими нет?  Мы постараемся найти место звуков Г и Г’

Демонстрация слайдов презентации. Дети называют картинку и определяют наличие и место звука в слове. Выкладывают фишки на карточках. Анализируют слова ГЕНА и ГНОМ.

Динамическая пауза.

Гриша шел-шел-шел,          ходьба на месте

Белый гриб нашел.              разводим руками удивляемся

Раз – грибок,                           наклон в одну сторону, «срываем» гриб

Два – грибок,                          наклон в другую сторону, «срываем» гриб

Положил их в кузовок.        движение кистями вниз

  1. Сюрпризный момент. Вы хорошо поработали, поэтому я передаю вам подарки, которые приготовил для вас гном. Логопед раздает детям раскраски.

Рассмотрите раскраску. Назовите её. Есть ли в названии вашей картинки звуки, которые мы сегодня изучали? Вечером, вместе с воспитателем вы раскрасите картинки

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Логопед: С какими звуками мы играли? А что вы можете Сказать про эти звуки? Какие слова вы можете назвать со звуком [Г], [Г’]?

 Закрепление темы вне занятия (c воспитателем)

  1. Игра «Чего не стало?» с картинками на звуки [Г, Г’]
  2. Разучивание скороговорки: До города дорога в гору, от города с горы.
  3.  Припомнить слова со звуками [Г, Г’], определить количество слогов и место звуков [Г, Г’] в слове.

Дополнительный материал к занятию

Загадки.

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним… (Гена)

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе много разных новостей. (Газета)

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
 
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)

Физминутка

 Одолела вас дремота,

        Шевельнуться неохота?

        Ну-ка делайте со мною

        Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

        Раз, два – голова

Три, четыре – руки шире

Пять, шесть – тихо сесть.

Образцы карточек символов гласных звуков из пособия «Живые звуки»

          А                           У                         О                     Ы                       И

Список литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
  2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72с.
  3. Занимательное азбуковедение./ Авт.-сост. В.В. Волина. – М.: Просвещение, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...