Гимнастика для мышц языка и связок верхней, нижней челюсти, губ.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Кафтина Ольга Александровна

, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchie_artikulyacionnye_uprazhneniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общие артикуляционные упражнения.

Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок!

Упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ.

Название

Цель

Описание

"Голодные
птенцы"

Вырабатывать
умение удерживать широко открытый рот
в течение нескольких секунд.

Под слова взрослого: "Раз, два, три, четыре, пять", ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим:
"Можно ротик закрывать".


"Рыбка"

Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд.

Под слова взрослого:" Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ", ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми.
Ротик открываем и после этого вместе произносим:
"Можно ротик открывать".

Голодные птенцы"
"Ры6ка"

Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта.

Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:" Раз - два, раз -два", ребенок открывает и закрывает ротик.

Белочка грызёт орехи

Вырабатывать
умение плотно смыкать верхние и нижние зубки.

Взрослый считает:
"Раз, два, три, четыре, пять — мы как белочки опять". Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как девочки (мальчики) опять"…

Лягушка

Вырабатывать
умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты.

Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
"Подражаем мы лягушкам,

"Тянем губы прямо к ушкам,

Мы потянем, мы потянем…

(Затем вместе с ребёнком)

И нисколько не устанем".

Слоник

Вырабатывать
умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное
время. Зубки
должны быть
плотно сжатыми.

Ребёнок удерживает губы, вытянутые "хоботком". Взрослый комментирует:

"Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

Потяну и перестану...

И нисколько не устану" Последние слова произносятся вместе с ребенком.

Лягушка – Слоник

Научить чередовать
положения губ,
растянутых в улыбке
и вытянутых в трубочку.

Под ритмичный счёт взрослого. "Раз - два, раз - два", ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты.

Упражнения для мышц  языка...

Название

Цель

Описание


"Язычок
на прогулке"

Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от
одного угла рта к другому.

Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: "Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко". Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: "Язычок смотрит на землю — нет ли луж после дождя". Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: "Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей".

"Скалолаз"

Вырабатывать умение быстро перемещать
кончик языка из нижнего положения в верхнее.

"Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему
нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку". Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз - вверх, два - вниз"

.
"Часики"

Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому.

Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы:

"Бьют часы на старой башне:

Тик-так, тик-так.
А стенные побыстрее:
Тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат:
Тики-тики-тики-так!"

Борцы

Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками.

Рот широко открыт.
Кончик языка упирается
в верхние зубы изнутри.
"С язычком случилось
Он толкает зубы,
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы".
Затем толкаем изнутри
нижние зубки.

Накажем непослушный язычок

Выработать умение удерживать язык расслабленным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками.

"Мы прижмём язык губами:

ПЯ-ПЯ-ПЯ.

А потом прижмём зубами:

ТА-ТА-ТА"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Тренируем нижнюю челюсть"

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Предлагаем Вам комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти....

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба

Артикуляционные упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба....

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти...

Артикуляционная гимнастика для мышц губ, языка, нижней челюсти

Для развития правильной и четкой речи детей необходимо тренировать мышцы артикуляционного аппарата....

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс...

Картотека "Артикуляционная гимнастика для мышц языка"

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр и уп...