Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: " Дифференциация зв. Д- Т "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Дмитриева Любовь Никитична

Развитие фонем. восприятия, звукового анализа,закрепление навыков различения зв. Д-Т, чтения слов с букв, Д-Т, складывания слов с Д-Т.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы                 с ОНР

Тема: «Дифференциация зв. Т-Д»

Цель:сравнение и различение зв. Д-Т в словах.

Задачи: развивать фонематич. восприятие, навыки звуко-слогового анализа, упр-ся в чтении слов разной сложности, в складывании слов из букв, развивать зрит. память и мышление.

                                     Содержание

  1. Упр-ия для активизации мозговой деятельности из гимнастики мозга (см. сайт ж. «Здоровье школьника»)

  2. Сообщение темы занятия и характеристика и сравнение зв.Т-Д.                      Вопросы детям: « Как произносим зв. Т,Д?»-(яз. стучит за верхними зубами).                                                                                                                     « Какой зв. Т?»-(согл.,глухой, твёрдый и у него есть мягкая парочка-Т )                                                                                                                                       « Какой зв. Д?»-(согл.,звонкий,тв. И у него есть мяг. парочка-Д )                          «Чем похожи? Чем отличаются?»                                                                                         -Сегодня у нас будут разные игры со зв. Т-Д,чтобы потом и даже в школе их не путать.

  3. И. «4-ый лишний»- со словами, в кот. ищем зв. Т-Д.

     –дом-торт-доска-дыня  

           -тачка-точка-дочка-тыква

           -вода-вата-кофта-лента

           -кот-свет-город(д-выделить голосом)-лист

           -ведро-лето-среда-адрес

  1. И. «Лужайки»

На столе 2 листа бумаги или картона разного цвета-это лужайки,на них-слоги : « да»-на одном и «та»-на другом.                                                                       Дети берут по фигурке из киндер-сюрпризов.                                                                             Логопед- Я называю начало слова, а вы думаете,какой слог надо добавить, чтобы получилось слово и ставите свою фигурку на лужайку с этим слогом.

 Све-…    Лю…   пого…   ребя…  боро…  воро…   ва…   побе…  Ники…  Ли…  Ри…   е…   защи…   горо…   сковоро…    приро…   конфе…

  1. Классификация картинок.

На столе картинки, в названии которых есть зв. Т-Д                                          На доске вверху- буквы Т , Д, от каждой отходят 3 стрелки вниз веером и под ними написано: один, одна, одно.                                                        Логопед- Возьмите по картинке, определите, зв. Т или Д есть в названии,  с каким словом: один,одна или одно, оно сочетается  и прикрепите картинку под это слово.                                                                       Н-р,  ДОМ- есть зв. Д,  можно сказать: ДОМ  ОДИН, значит картинка будет под буквой - Д- и словом: ОДИН.

После выполнения все вместе проверяем.

  1. Чтение слов и тренировка зрит. памяти.

На доске друг за другом крепятся таблички со словами разной сложности с буквами  Т  и  Д.

Логопед- Молча прочитайте слова и запомните их в том же порядке.

Желающие называют слова, как  запомнили.

  1. И. « Сложим цветки»

На ковре-2 круглые цв. серединки для цветков с буквами  Т  и  Д.           На столе контейнер с фасолью (горохом) –сухой бассейн, в нём мелкие предметы или пласт. карточки с рис. предметов, в назв. которых есть зв.  Т  или  Д. Рядом лежат лепестки из цветного картона.

Логопед- Сейчас достанете из сух. бассейна какой-нибудь предмет, определите, какой есть в назв-ии зв. Д  или  Т, возьмёте лепесток, приложите его к серед. цветка с такой же буквой и положите на него свой предмет. У нас получится 2 цветка с б.  Т  и  Д  в серединке.  

Потом все встают вокруг цветков и проверяют, нет ли ошибок.

Лог.- А сейчас каждый назовёт свой предмет по слогам и скажет в каком слоге находится зв. Т  или  Д.

Н-р,  КА-ПУС-ТА, здесь зв.  Т  в слоге-ТА-

ДО-МИК, здесь зв.  Д  в слоге  -ДО-

Лог.- Теперь подойдите к своему столу и сложите из букв назв. своего предмета.

Дети складывают, логопед подходит,проверяет, помогает.

  1. И. «Вернём буквы на место»

На доске 3 домика (или нарисованы или из цв. бумаги)                                    В 1-ом домике 3 ряда по 3 клетки.  Во 2-ом  -2 ряда по5 клеток.                              В 3-ем  -2 ряда по 5 кл.                                                                                                           В 1-ом домике в верхнем ряду должно быть сл. ДЫМ (кажд. буква в своей клеточке).  Д- пропущено, во 2-ой кл.-Ы, в 3-ей кл. М.                                 В ср. ряду- сл. ТАЗ,  Т  - пропущена,                                                                                       В нижн. ряду- сл.  КОТ,  О-пропущена.                                                                             Во 2-ом домике: 1 слово-ДРУГ,  Д- пропущена ,                                                                              2 слово- ЗОНТ,   Т-пропущена                                                                                                   В 3-ем домике: 1 слово- ТЫКВА,  В-пропущена ,                                                                  2 слово-  ДОМИК,  М-пропущена.                                                                                           Пропущенные буквы прикреплены вокруг домиков произвольно.

Лог.- В этих домиках живут слова. Каждое слово на своём этаже. Каждая буква в своей комнатке. Сейчас в домиках не все буквы, некоторые вышли погулять. Давайте поможем буквам вернуться домой, чтобы мы смогли прочитать слова.

Дети вставляют пропущ. буквы, беря их вокруг домиков, и читают слова.

  1. Игра-соревнование «Сорви яблоко»

На доске нарисовать дерево и прикрепить на ветки яблоки из цв. бумаги, с обратной стороны которых написаны буквы  Т  или  Д.

Логопед- А сейчас посоревнуемся, 1 ряд-команда «Солнышко»,   2ряд- ком. «Звёздочка». Подходим по очереди к дереву, срываем яблоко, а яблоки у нас не простые, у них с обратной стороны есть буквы  Т  или  Д. Если сорвали яблоко с б. Т- нужно придумать 2 слова со зв. Т.  Если сорвали яблоко с б.  Д- то 2 слова со зв.  Д.                              За правильно придуманные слова команда получает кружки(магниты) – на доске. А когда сорвём все яблоки, посчитаем у кого сколько очков (кружков).

10.Итог                                                                                                                                    Логопед- Наше занятие подошло к концу. Мы много играли, и в играх старались различать звуки, какие? (Т-Д). А зачем? (Чтобы в школе их не путать). Как вы считаете, мы хорошо позанимались, вам понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы                 с ОНР

Тема: «Дифференциация зв. Т-Д»

Цель:сравнение и различение зв. Д-Т в словах.

Задачи: развивать фонематич. восприятие, навыки звуко-слогового анализа, упр-ся в чтении слов разной сложности, в складывании слов из букв, развивать зрит. память и мышление.

                                     Содержание

  1. Упр-ия для активизации мозговой деятельности из гимнастики мозга (см. сайт ж. «Здоровье школьника»)

  2. Сообщение темы занятия и характеристика и сравнение зв.Т-Д.                      Вопросы детям: « Как произносим зв. Т,Д?»-(яз. стучит за верхними зубами).                                                                                                                     « Какой зв. Т?»-(согл.,глухой, твёрдый и у него есть мягкая парочка-Т )                                                                                                                                       « Какой зв. Д?»-(согл.,звонкий,тв. И у него есть мяг. парочка-Д )                          «Чем похожи? Чем отличаются?»                                                                                         -Сегодня у нас будут разные игры со зв. Т-Д,чтобы потом и даже в школе их не путать.

  3. И. «4-ый лишний»- со словами, в кот. ищем зв. Т-Д.

     –дом-торт-доска-дыня  

           -тачка-точка-дочка-тыква

           -вода-вата-кофта-лента

           -кот-свет-город(д-выделить голосом)-лист

           -ведро-лето-среда-адрес

  1. И. «Лужайки»

На столе 2 листа бумаги или картона разного цвета-это лужайки,на них-слоги : « да»-на одном и «та»-на другом.                                                                       Дети берут по фигурке из киндер-сюрпризов.                                                                             Логопед- Я называю начало слова, а вы думаете,какой слог надо добавить, чтобы получилось слово и ставите свою фигурку на лужайку с этим слогом.

 Све-…    Лю…   пого…   ребя…  боро…  воро…   ва…   побе…  Ники…  Ли…  Ри…   е…   защи…   горо…   сковоро…    приро…   конфе…

  1. Классификация картинок.

На столе картинки, в названии которых есть зв. Т-Д                                          На доске вверху- буквы Т , Д, от каждой отходят 3 стрелки вниз веером и под ними написано: один, одна, одно.                                                        Логопед- Возьмите по картинке, определите, зв. Т или Д есть в названии,  с каким словом: один,одна или одно, оно сочетается  и прикрепите картинку под это слово.                                                                       Н-р,  ДОМ- есть зв. Д,  можно сказать: ДОМ  ОДИН, значит картинка будет под буквой - Д- и словом: ОДИН.

После выполнения все вместе проверяем.

  1. Чтение слов и тренировка зрит. памяти.

На доске друг за другом крепятся таблички со словами разной сложности с буквами  Т  и  Д.

Логопед- Молча прочитайте слова и запомните их в том же порядке.

Желающие называют слова, как  запомнили.

  1. И. « Сложим цветки»

На ковре-2 круглые цв. серединки для цветков с буквами  Т  и  Д.           На столе контейнер с фасолью (горохом) –сухой бассейн, в нём мелкие предметы или пласт. карточки с рис. предметов, в назв. которых есть зв.  Т  или  Д. Рядом лежат лепестки из цветного картона.

Логопед- Сейчас достанете из сух. бассейна какой-нибудь предмет, определите, какой есть в назв-ии зв. Д  или  Т, возьмёте лепесток, приложите его к серед. цветка с такой же буквой и положите на него свой предмет. У нас получится 2 цветка с б.  Т  и  Д  в серединке.  

Потом все встают вокруг цветков и проверяют, нет ли ошибок.

Лог.- А сейчас каждый назовёт свой предмет по слогам и скажет в каком слоге находится зв. Т  или  Д.

Н-р,  КА-ПУС-ТА, здесь зв.  Т  в слоге-ТА-

ДО-МИК, здесь зв.  Д  в слоге  -ДО-

Лог.- Теперь подойдите к своему столу и сложите из букв назв. своего предмета.

Дети складывают, логопед подходит,проверяет, помогает.

  1. И. «Вернём буквы на место»

На доске 3 домика (или нарисованы или из цв. бумаги)                                    В 1-ом домике 3 ряда по 3 клетки.  Во 2-ом  -2 ряда по5 клеток.                              В 3-ем  -2 ряда по 5 кл.                                                                                                           В 1-ом домике в верхнем ряду должно быть сл. ДЫМ (кажд. буква в своей клеточке).  Д- пропущено, во 2-ой кл.-Ы, в 3-ей кл. М.                                 В ср. ряду- сл. ТАЗ,  Т  - пропущена,                                                                                       В нижн. ряду- сл.  КОТ,  О-пропущена.                                                                             Во 2-ом домике: 1 слово-ДРУГ,  Д- пропущена ,                                                                              2 слово- ЗОНТ,   Т-пропущена                                                                                                   В 3-ем домике: 1 слово- ТЫКВА,  В-пропущена ,                                                                  2 слово-  ДОМИК,  М-пропущена.                                                                                           Пропущенные буквы прикреплены вокруг домиков произвольно.

Лог.- В этих домиках живут слова. Каждое слово на своём этаже. Каждая буква в своей комнатке. Сейчас в домиках не все буквы, некоторые вышли погулять. Давайте поможем буквам вернуться домой, чтобы мы смогли прочитать слова.

Дети вставляют пропущ. буквы, беря их вокруг домиков, и читают слова.

  1. Игра-соревнование «Сорви яблоко»

На доске нарисовать дерево и прикрепить на ветки яблоки из цв. бумаги, с обратной стороны которых написаны буквы  Т  или  Д.

Логопед- А сейчас посоревнуемся, 1 ряд-команда «Солнышко»,   2ряд- ком. «Звёздочка». Подходим по очереди к дереву, срываем яблоко, а яблоки у нас не простые, у них с обратной стороны есть буквы  Т  или  Д. Если сорвали яблоко с б. Т- нужно придумать 2 слова со зв. Т.  Если сорвали яблоко с б.  Д- то 2 слова со зв.  Д.                              За правильно придуманные слова команда получает кружки(магниты) – на доске. А когда сорвём все яблоки, посчитаем у кого сколько очков (кружков).

10.Итог                                                                                                                                    Логопед- Наше занятие подошло к концу. Мы много играли, и в играх старались различать звуки, какие? (Т-Д). А зачем? (Чтобы в школе их не путать). Как вы считаете, мы хорошо позанимались, вам понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы                 с ОНР

Тема: «Дифференциация зв. Т-Д»

Цель:сравнение и различение зв. Д-Т в словах.

Задачи: развивать фонематич. восприятие, навыки звуко-слогового анализа, упр-ся в чтении слов разной сложности, в складывании слов из букв, развивать зрит. память и мышление.

                                     Содержание

  1. Упр-ия для активизации мозговой деятельности из гимнастики мозга (см. сайт ж. «Здоровье школьника»)

  2. Сообщение темы занятия и характеристика и сравнение зв.Т-Д.                      Вопросы детям: « Как произносим зв. Т,Д?»-(яз. стучит за верхними зубами).                                                                                                                     « Какой зв. Т?»-(согл.,глухой, твёрдый и у него есть мягкая парочка-Т )                                                                                                                                       « Какой зв. Д?»-(согл.,звонкий,тв. И у него есть мяг. парочка-Д )                          «Чем похожи? Чем отличаются?»                                                                                         -Сегодня у нас будут разные игры со зв. Т-Д,чтобы потом и даже в школе их не путать.

  3. И. «4-ый лишний»- со словами, в кот. ищем зв. Т-Д.

     –дом-торт-доска-дыня  

           -тачка-точка-дочка-тыква

           -вода-вата-кофта-лента

           -кот-свет-город(д-выделить голосом)-лист

           -ведро-лето-среда-адрес

  1. И. «Лужайки»

На столе 2 листа бумаги или картона разного цвета-это лужайки,на них-слоги : « да»-на одном и «та»-на другом.                                                                       Дети берут по фигурке из киндер-сюрпризов.                                                                             Логопед- Я называю начало слова, а вы думаете,какой слог надо добавить, чтобы получилось слово и ставите свою фигурку на лужайку с этим слогом.

 Све-…    Лю…   пого…   ребя…  боро…  воро…   ва…   побе…  Ники…  Ли…  Ри…   е…   защи…   горо…   сковоро…    приро…   конфе…

  1. Классификация картинок.

На столе картинки, в названии которых есть зв. Т-Д                                          На доске вверху- буквы Т , Д, от каждой отходят 3 стрелки вниз веером и под ними написано: один, одна, одно.                                                        Логопед- Возьмите по картинке, определите, зв. Т или Д есть в названии,  с каким словом: один,одна или одно, оно сочетается  и прикрепите картинку под это слово.                                                                       Н-р,  ДОМ- есть зв. Д,  можно сказать: ДОМ  ОДИН, значит картинка будет под буквой - Д- и словом: ОДИН.

После выполнения все вместе проверяем.

  1. Чтение слов и тренировка зрит. памяти.

На доске друг за другом крепятся таблички со словами разной сложности с буквами  Т  и  Д.

Логопед- Молча прочитайте слова и запомните их в том же порядке.

Желающие называют слова, как  запомнили.

  1. И. « Сложим цветки»

На ковре-2 круглые цв. серединки для цветков с буквами  Т  и  Д.           На столе контейнер с фасолью (горохом) –сухой бассейн, в нём мелкие предметы или пласт. карточки с рис. предметов, в назв. которых есть зв.  Т  или  Д. Рядом лежат лепестки из цветного картона.

Логопед- Сейчас достанете из сух. бассейна какой-нибудь предмет, определите, какой есть в назв-ии зв. Д  или  Т, возьмёте лепесток, приложите его к серед. цветка с такой же буквой и положите на него свой предмет. У нас получится 2 цветка с б.  Т  и  Д  в серединке.  

Потом все встают вокруг цветков и проверяют, нет ли ошибок.

Лог.- А сейчас каждый назовёт свой предмет по слогам и скажет в каком слоге находится зв. Т  или  Д.

Н-р,  КА-ПУС-ТА, здесь зв.  Т  в слоге-ТА-

ДО-МИК, здесь зв.  Д  в слоге  -ДО-

Лог.- Теперь подойдите к своему столу и сложите из букв назв. своего предмета.

Дети складывают, логопед подходит,проверяет, помогает.

  1. И. «Вернём буквы на место»

На доске 3 домика (или нарисованы или из цв. бумаги)                                    В 1-ом домике 3 ряда по 3 клетки.  Во 2-ом  -2 ряда по5 клеток.                              В 3-ем  -2 ряда по 5 кл.                                                                                                           В 1-ом домике в верхнем ряду должно быть сл. ДЫМ (кажд. буква в своей клеточке).  Д- пропущено, во 2-ой кл.-Ы, в 3-ей кл. М.                                 В ср. ряду- сл. ТАЗ,  Т  - пропущена,                                                                                       В нижн. ряду- сл.  КОТ,  О-пропущена.                                                                             Во 2-ом домике: 1 слово-ДРУГ,  Д- пропущена ,                                                                              2 слово- ЗОНТ,   Т-пропущена                                                                                                   В 3-ем домике: 1 слово- ТЫКВА,  В-пропущена ,                                                                  2 слово-  ДОМИК,  М-пропущена.                                                                                           Пропущенные буквы прикреплены вокруг домиков произвольно.

Лог.- В этих домиках живут слова. Каждое слово на своём этаже. Каждая буква в своей комнатке. Сейчас в домиках не все буквы, некоторые вышли погулять. Давайте поможем буквам вернуться домой, чтобы мы смогли прочитать слова.

Дети вставляют пропущ. буквы, беря их вокруг домиков, и читают слова.

  1. Игра-соревнование «Сорви яблоко»

На доске нарисовать дерево и прикрепить на ветки яблоки из цв. бумаги, с обратной стороны которых написаны буквы  Т  или  Д.

Логопед- А сейчас посоревнуемся, 1 ряд-команда «Солнышко»,   2ряд- ком. «Звёздочка». Подходим по очереди к дереву, срываем яблоко, а яблоки у нас не простые, у них с обратной стороны есть буквы  Т  или  Д. Если сорвали яблоко с б. Т- нужно придумать 2 слова со зв. Т.  Если сорвали яблоко с б.  Д- то 2 слова со зв.  Д.                              За правильно придуманные слова команда получает кружки(магниты) – на доске. А когда сорвём все яблоки, посчитаем у кого сколько очков (кружков).

10.Итог                                                                                                                                    Логопед- Наше занятие подошло к концу. Мы много играли, и в играх старались различать звуки, какие? (Т-Д). А зачем? (Чтобы в школе их не путать). Как вы считаете, мы хорошо позанимались, вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе образовательная область «Познание» на тему «Сказочное путешествие»

Цель: продолжать учить решать примеры на сложение, закрепление ориентировки на листе бумаги с помощью геометрических фигур, состава числа 10 из двух меньших чисел; развитие логического мышления, ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие задачи: 1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2.Учить детей согласовывать числительные с существительными. 3.Развивать логическое мышление ...

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] «Помощники Лунтика»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Конспект НОД в подготовительной группе для дете...

Открытое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования. Тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]".

Конспект и презентация открытого занятия по программе дополнительного образования в подготовительной к школе группе. Основная тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]", лексическая тема: "...


 

Комментарии

Дмитриева Любовь Никитична

Тема необходимая для успешного обучения в школе.Занятие интересно для детей.