Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] «Помощники Лунтика»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ломанова Ирина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

 

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН

Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ]

«Помощники Лунтика»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

МДОУ №7 «Рябинушка»

 Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели:

коррекционно-образовательные:

·        автоматизировать звуки [Л] и [ЛЬ] в слогах, словах и словосочетаниях;

·        дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] в словах;

·        усвоение родительного падежа существительных;

·        закреплять умение составлять предложения со сложносочиненным союзом «чтобы»;

·        совершенствование практическому употреблению существительных в единственном и множественном числе;

·        совершенствование навыков деления слов на слоги;

коррекционно-развивающие:

·        упражнять в выделении первого звука в слове;

·        закрепить умение дифференцировать звуки [Л] и [ЛЬ];

·        закреплять умение определять место звука в слове;

·        совершенствовать фонематический анализ и синтез;

·        развивать артикуляционную моторику;

·        развивать общую и мелкую моторику.

коррекционно-воспитательные:

·        воспитывать коммуникативные навыки;

·        воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: мягкая игрушка Лунтик;  зеркала;   цветные карандаши; предметные картинки с изображением разных инструментов; набор инструментов; схемы слов.

Ход занятия:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Психогимнастика.     Логопед: Ребята посмотрите, к нам пришел необычный гость, посмотрите, кто это?     

(Логопед демонстрирует детям  мягкую игрушку Лунтика)

 Дети: Лунтик.    

Логопед:  Посмотрите какое, у него лицо?

Ответы детей: грустное, печальное.

Логопед: Покажите, как грустит Лунтик.

Но вот увидел вас и улыбнулся!

Давайте и мы улыбнемся!

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы с вами еще раз вспомним, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ].

Давайте поприветствуем Лунтика тихим голосом: Ла-ла-ла;

Дети произносят: А теперь громким: Ла-ла-ла;

                               Теперь грустно: Ла-ла-ла;

                               А теперь радостно: Ла-ла-ла.

III. Логопед: Лунтик любит трудиться, поэтому у него много инструментов, но он никогда не задумывался о том, что в словах есть звуки, что эти звуки разные. Особенно часто он пользуется инструментами в названиях, которых есть звуки [Л] [ЛЬ].

Логопед:  Сейчас мы их вспомним, а помогут нам картинки. Катя, назови картинки: Лопата, игла, молоток, пила, клещи, грабли, плоскогубцы…

Логопед: Петя, скажи какие звуки встречаются во всех этих словах? (Звуки [Л] и [ЛЬ]).

IV. Характеристика звуков [Л]и [ЛЬ]

Логопед: Ребята покажем Лунтику, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ]:

Дети: Звук [Л]- согласный, твердый, звонкий. Кончик языка поднимается и прижимаетсяк основаниям верхних резцов.  

Дети: Звук [ЛЬ]- согласный, мягкий, звонкий. При произнесении мягкого звука язычок находится за верхними зубами.

V. Пальчиковая гимнастика: «Инструменты»

Мы пилили,

Делают пилящие движения

Мы рубили,

Делают рубящие движения

Громко молотком стучали,

Имитируют движения молотком

Свежей краской покрывали.

Выполняют движения руками вверх и вниз.

Баба Капа нас хвалила,

Хлопают в ладоши

И печеньем угостила.

Поглаживают живот ладошкой.

 

  VI. Дифференциация звуков [Л] [ЛЬ] в словах.

Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [Л]

Дети: (лопата, молоток, шило, пила, игла) ;

Логопед: Определите место звука [Л] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к нужным схемам.

Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [ЛЬ]

Дети: (лейка, клещи, грабли).

Логопед: Определите место звука [ЛЬ] в слове. Работа  со схемами. Проведите  стрелки к схеме. (Дети выполняют задание).

Лунтик просит вас узнать название инструмента по первому и последнему звуку.

Логопед: Первый звук [Л], последний [А] Дети: (Лопата…) ;

Логопед: Первый звук [И], последний [А]    Дети: (Игла… );

Логопед: Первый звук [К], последний звук [И]      Дети: (клещи) .

Логопед:  Разделите слова на слоги: ло-па-та, кле-щи. (Дети определяют слоги  при помощи хлопков ладонями).

Логопед: Соберите из рассыпанных звуков название инструмента:

Дети:  п и л а

 VII. Звуковой анализ слова: Лунтик напоминает вам, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкий и твердый согласный звук.      Возьмите карандаши и закрасьте  квадратик соответствующим  цветом..

                                                    П И Л А

                                                    О О О О

 VIII. Физминутка:

Топором мы рубим ветки,  (Движения выполняются согласно тексту)

Полетели всюду щепки.

Грабли мы затем возьмём

Всё в корзину соберём.

А теперь берём лопату,

Только ей рубить не надо.

Мы вскопаем дружно грядку,

Лук посадим по порядку.

Поработали с охотой,

Выполнили всю работу.

Мы немного отдохнём,

А потом домой пойдём.

IX. Игра «Один-много»

Логопед:  Ребята я начну предложение а вы закончите.

У Лунтика одна лопата, а для детей детского сада нужно много лопат.

У Лунтика одни грабли, а для детей детского сада нужно много граблей.

У Лунтика один молоток, а для детей детского сада нужно много молотков.

IХ. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята мы с Лунтиком приобрели все эти инструменты скажите для чего они нужны?

Д. : Пила нужна для того, чтобы…

Молоток нужен для того, чтобы… и т.д.

Х. Словотворчество детей:

*Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска:

Что же это: (Пила)

                                                 *Я землю копала – ничуть не устала.

                                                  А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)

С сапожником работаю я в паре,

Работы много, мы в ударе.

Я острой головой в каблук ныряю,

Забить же гвоздь сапожнику вверяю. (Шило)

Х. Итог занятия.

Логопед: Посмотрите, ребята, какое теперь настроение у Лунтика? (Ответы детей.)

- Ребята, посмотрите сколько смайликов подарил вам Лунтик, но все они разные.

- Чем они отличаются? Ответы детей: (настроением: радостью, счастьем, задумчивостью, грустью, печалью…)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного. Закрепите смайлика на нашем «дереве настроения».

Спасибо, ребята!

Литература :

1. Лылова Л. С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». –Воронеж: ИП Лакоцетина Н. А., 2012;

2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград : Учитель, 2012

3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». –М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006

4. Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок». –Волгоград : Учитель, 2011

5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luntik.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН

Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ]

«Помощники Лунтика»

Автор: Ломанова Ирина Николаевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

МДОУ №7 «Рябинушка»

 Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать звуки [Л] и [ЛЬ] в слогах, словах и словосочетаниях;
  • дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] в словах;
  • усвоение родительного падежа существительных;
  • закреплять умение составлять предложения со сложносочиненным союзом «чтобы»;
  • совершенствование практическому употреблению существительных в единственном и множественном числе;
  • совершенствование навыков деления слов на слоги;

коррекционно-развивающие:

  • упражнять в выделении первого звука в слове;
  • закрепить умение дифференцировать звуки [Л] и [ЛЬ];
  • закреплять умение определять место звука в слове;
  • совершенствовать фонематический анализ и синтез;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать общую и мелкую моторику.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки;
  • воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: мягкая игрушка Лунтик;  зеркала;   цветные карандаши; предметные картинки с изображением разных инструментов; набор инструментов; схемы слов.

Ход занятия:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Психогимнастика.     Логопед: Ребята посмотрите, к нам пришел необычный гость, посмотрите, кто это?    

(Логопед демонстрирует детям  мягкую игрушку Лунтика)

 Дети: Лунтик.    

Логопед:  Посмотрите какое, у него лицо?

Ответы детей: грустное, печальное.

Логопед: Покажите, как грустит Лунтик.

Но вот увидел вас и улыбнулся!

Давайте и мы улыбнемся!

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня мы с вами еще раз вспомним, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ].

Давайте поприветствуем Лунтика тихим голосом: Ла-ла-ла;

Дети произносят: А теперь громким: Ла-ла-ла;

                               Теперь грустно: Ла-ла-ла;

                               А теперь радостно: Ла-ла-ла.

III. Логопед: Лунтик любит трудиться, поэтому у него много инструментов, но он никогда не задумывался о том, что в словах есть звуки, что эти звуки разные. Особенно часто он пользуется инструментами в названиях, которых есть звуки [Л] [ЛЬ].

Логопед:  Сейчас мы их вспомним, а помогут нам картинки. Катя, назови картинки: Лопата, игла, молоток, пила, клещи, грабли, плоскогубцы…

Логопед: Петя, скажи какие звуки встречаются во всех этих словах? (Звуки [Л] и [ЛЬ]).

IV. Характеристика звуков [Л]и [ЛЬ]

Логопед: Ребята покажем Лунтику, как правильно произносить звуки [Л] и [ЛЬ]:

Дети: Звук [Л]- согласный, твердый, звонкий. Кончик языка поднимается и прижимаетсяк основаниям верхних резцов.  

Дети: Звук [ЛЬ]- согласный, мягкий, звонкий. При произнесении мягкого звука язычок находится за верхними зубами.

V. Пальчиковая гимнастика: «Инструменты»

Мы пилили,

Делают пилящие движения

Мы рубили,

Делают рубящие движения

Громко молотком стучали,

Имитируют движения молотком

Свежей краской покрывали.

Выполняют движения руками вверх и вниз.

Баба Капа нас хвалила,

Хлопают в ладоши

И печеньем угостила.

Поглаживают живот ладошкой.

  VI. Дифференциация звуков [Л] [ЛЬ] в словах.

Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [Л]

Дети: (лопата, молоток, шило, пила, игла) ;

Логопед: Определите место звука [Л] в слове. Работа со схемами. Проведите стрелки к нужным схемам.

Логопед: - Назовите инструменты в которых вы произносите звук [ЛЬ]

Дети: (лейка, клещи, грабли).

Логопед: Определите место звука [ЛЬ] в слове. Работа  со схемами. Проведите  стрелки к схеме. (Дети выполняют задание).

Лунтик просит вас узнать название инструмента по первому и последнему звуку.

Логопед: Первый звук [Л], последний [А] Дети: (Лопата…) ;

Логопед: Первый звук [И], последний [А]    Дети: (Игла… );

Логопед: Первый звук [К], последний звук [И]      Дети: (клещи) .

Логопед:  Разделите слова на слоги: ло-па-та, кле-щи. (Дети определяют слоги  при помощи хлопков ладонями).

Логопед: Соберите из рассыпанных звуков название инструмента:

Дети:  п и л а

 VII. Звуковой анализ слова: Лунтик напоминает вам, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкий и твердый согласный звук.      Возьмите карандаши и закрасьте  квадратик соответствующим  цветом..

                                                    П И Л А

                                                    О О О О

 VIII. Физминутка:

Топором мы рубим ветки,  (Движения выполняются согласно тексту)

Полетели всюду щепки.

Грабли мы затем возьмём

Всё в корзину соберём.

А теперь берём лопату,

Только ей рубить не надо.

Мы вскопаем дружно грядку,

Лук посадим по порядку.

Поработали с охотой,

Выполнили всю работу.

Мы немного отдохнём,

А потом домой пойдём.

IX. Игра «Один-много»  

Логопед:  Ребята я начну предложение а вы закончите.

У Лунтика одна лопата, а для детей детского сада нужно много лопат.

У Лунтика одни грабли, а для детей детского сада нужно много граблей.

У Лунтика один молоток, а для детей детского сада нужно много молотков.

IХ. Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята мы с Лунтиком приобрели все эти инструменты скажите для чего они нужны?

Д. : Пила нужна для того, чтобы…

Молоток нужен для того, чтобы… и т.д.

Х. Словотворчество детей:

*Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска:

Что же это: (Пила)

                                                 *Я землю копала – ничуть не устала.

                                                  А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)

С сапожником работаю я в паре,

Работы много, мы в ударе.

Я острой головой в каблук ныряю,

Забить же гвоздь сапожнику вверяю. (Шило)

Х. Итог занятия.

Логопед: Посмотрите, ребята, какое теперь настроение у Лунтика? (Ответы детей.)

- Ребята, посмотрите сколько смайликов подарил вам Лунтик, но все они разные.

- Чем они отличаются? Ответы детей: (настроением: радостью, счастьем, задумчивостью, грустью, печалью…)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного. Закрепите смайлика на нашем «дереве настроения».

Спасибо, ребята!

Литература :

1. Лылова Л. С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста». –Воронеж: ИП Лакоцетина Н. А., 2012;

2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста». –Волгоград : Учитель, 2012

3. Лысаков В. Г. «1000 загадок». –М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006

4. Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок». –Волгоград : Учитель, 2011

5. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов». –М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: " Дифференциация зв. Д- Т "

Развитие фонем. восприятия, звукового анализа,закрепление навыков различения зв. Д-Т, чтения слов с букв, Д-Т, складывания слов с Д-Т....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема Осень. Звук [о]. Буква О,о.

Интегрированный подход к организации образовательной деятельности с целью профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Осень. Звук [о]. Буква О, о.»...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш»  Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...

Открытое занятие в подготовительной группе по программе дополнительного образования. Тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]".

Конспект и презентация открытого занятия по программе дополнительного образования в подготовительной к школе группе. Основная тема: "Дифференциация звуков [ш] и [ж]", лексическая тема: "...