Главные вкладки

    Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования
    методическая разработка по логопедии по теме

    Дубенская Юлия Алексеевна

    Обобщение опыта логопедической работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл naglyadnoe_modelirovanie2.docx552.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование лексико-грамматических представлений

    у дошкольников средствами наглядного моделирования

    Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР – одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

    Примененяя наглядное моделирование в коррекционной работе  по формированию лексико-грамматических представлений у детей, способствуем:

    - систематизированному усвоению и запоминанию;

    - неоднократному повторению в течение всего периода обучения;

    - повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

    У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

    Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений, решаемые средствами  наглядного моделирования:

    1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

    - понимать обобщающие слова;

    - понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

    - понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

    - понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

    - понимать количественные числительные.

    2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

    - продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

    - продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

    3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

    - развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

    - развивать умения дополнять предложения недостающими словами.

    4. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:

    - расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

    - развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

    - расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;

    - развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;

    - развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

    - расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

    5. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:

    - расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

    - развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

    6. Учить строить предложения разной структуры:

    - развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

    - совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;

    - развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

    7. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

    - активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

    8. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

    - продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

    9. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:

    - совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);

    - совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

    - совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

    Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

    Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи ("стрелка" вместо глагола, "волнистая линия" вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа и т. п.

    Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели. Так, например, в процессе заданий и игр закрепляется понимание детьми значения глаголов (игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"), развивается понимание категорий рода у прилагательных (игра "Какие это фрукты?"), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающих субъект действия, объект действия и предикат (задание "Исправь ошибку") и др.

    В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре "Вкусный сок" дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

    Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

    Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

    Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

    Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п.)?".

    Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

    Игра "Исправь ошибку"

    Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

    Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

    Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

    Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

    Игра "Вкусный сок"

    Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

    Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

    Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".

    Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

    Игра "Где лежит мяч?"

    Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

    Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в "прятки").

    Инструкция: "Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?" (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

    Игра "Где лежит мяч?"

    Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

    Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в "прятки").

    Инструкция: "Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?" (Куда Вова положил мяч? Куда закатился мяч? Откуда Вова достанет мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя?)

    Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

    Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

    Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)

    Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания ...

    Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"

    Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...

    Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников"

    Буклет для родителей "Экологическое воспитание как средство формирования лексико - грамматических навыков у дошкольников", в котором рассмотрен ряд вопросов, которые помогут родителям в развитии у реб...

    Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

    В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

    Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование

    С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...

    Развитие связной речи дошкольников средствами наглядного моделирования

    Данная презентация содержит методические рекомендации для воспитателей по развитию речи старших дошкольников средствами наглядного моделирования.Реализация данного проекта позволит совершенствовать св...