Звуки [ч ]-[щ ]Обучение грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Подробный конспект занятия по обучению грамоте детей с ОНР. Дается сравнительная характеристика звуков, игры по дифференциации, звуковой анализ слов, закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение – детский сад им. В.Т. Иващенко с. Варна.

         Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

                                «Звуки [Ч] – [Щ].»

 

                                                      Составила и провела

                                                     Учитель-логопед

                                                       Исаева Э.Г.

                               2011 год

                       Тема  Звуки [Ч] – [Щ].

Коррекционно-образовательные цели: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ]  [Щ], соотнести звуки с буквами, познакомить с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, связную речь, умение сравнивать, выразительность речи, уточнение словаря по теме «профессии».

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества,

взаимодействия, самостоятельности.

Оборудование: картинки на звуки по теме, «вставь букву Ч или Щ», касса букв, наборы для составления схем

                                      Ход занятия.

  1. Организационный момент.  

   Сказка «Маленький паровозик и Цветок».

    Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч----»! и получилась красивая шуршащая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».

   Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.

-  Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.

- Да, я. – ответил Паровозик.

- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.

- А я, если захочу могу петь песенку твоего друга.

- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.

  1. Характеристика звуков.

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии?

(Ч и Щ)

- Скажите, что вы знаете о звуке Ч? (Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий).

- Дайте характеристику звука Щ. (Он согласный, глухой, всегда мягкий).

 - Что общего в этих звуках? (Они согласные, глухие, всегда мягкие).

- Чем отличаются? (Отличаются артикуляцией – губы при произношении звука Ч – округлены и вытянуты вперед, а при Щ – немножко улыбаются. А еще при Щ – язычок в виде чащечки и плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и небом, а при Ч – кончик языка соприкасается с верхними зубками, а затем между ними образуется щель, в которую выходит резкая, короткая струя воздуха.)

- А какими буквами обозначаются эти звуки ?

3. Речевая зарядка.

- Приготовьтесь к речевой зарядке, не забывайте передать мою интонацию.

Ча-ща-ча, чу-чу-щу, щи-щи-чи.

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща?

Чу-чу-чу – я гулять хочу!

Щи-щи-щи – мы ели щи?

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

4.Дифференциация звуков [Ч] – [Щ]. (Д/и «Чебурашка и щенок»)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Чебурашка и щенок».

У меня в коробке картинки, в названии которых встречаются звуки Ч или Щ. Чебурашка будет собирать слова со звуком Ч, щенок – со звуком Щ. Вам надо назвать слово, ваша задача не только узнать звук, но и определить место звука в слове. (Ящик, черепаха, щит, мяч и т.д.)

5. Динамическая пауза.

- А теперь немного отдохнем.

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А веселые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

- А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика.

6.«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».

- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.

С тех пор ЧА -   ЩА  пишутся только с А.

ЧУ -  ЩУ  пишутся с буквой У.

- Придумайте слова с этими слогами. (Часики, часто, чудо, чаща, щука, ищу, роща, чудеса, гуща, пища).

7. «Сложи слова».

СЫ   ЧА,       КА   ЩУ.

8.Звуковой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки.

                   Роща, чудо.

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. (Д/и «Кто это?»)

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –

Дрессирует животных –

Чистит обувь –

Работает на почте –

Играет на скрипке –

Играет на барабане –

Ухаживает за птицей.

10. Итог.   «Вставь букву»

                Пла., мя., ме., ле., гра..

-За активную работу получаете капельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «р» и обучение грамоте с использованием речевого тренажёра «Дэльфа»

Использование речевого тренажера Дэльфа на индивидуальном занятии по автоматизации звуков и обучению грамоте....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...