Автоматизация звука Р в слогах, слова и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

АгееваИринаСтаниславовна

Индивидуальная работа с детьми 5-7 лет по автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irina.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Тема : « Путешествие в цирк».

                                                                                                                 Подготовил  

                                                                                                             Учитель-логопед:

                                                                                                             Агеева И.С.                                                      

                                                                                                                         

г. Пыть- Ях , 2012 г.

Тема: « Путешествие в цирк».

Цель: Автоматизация  звука Р в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

                                 

  1. Упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях.
  2. Закрепить умение определять наличие и место звука Р в словах.
  3. Упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных форм существительных.
  4. Продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.
  5. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
  6. Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникативная, социализация, физическая культура, здоровье.

Обогащение и активизация словаря: гитарист, барабанщик, трубач, скрипач.

Методические приемы: беседа, вопросы к ребенку, объяснение, воображаемая ситуация, проблемная ситуация, педагогическая оценка.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о людях разных профессий, постановка звука Р.

Материалы и оборудование: Разрезная картинка « Машина»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, дрессировщик

со львом, барсук; предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей ,мухомор,

мухомор, телевизор ( для определения места звука в слове); три « тумбы», набор

« шаров»- разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.

                               

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно навести порядок. Сначала вычистим коврик ( упражнение « Качели»). Постираем и прополоскаем платочки (упражнение « Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит ( упражнение « Парус»). Вытрем пыль с полочек ( упражнение  «Маляр»). А теперь- бегом в цирк ( упражнение « Барабанщик»).

  1. Впереди остановка. Собери  картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.

Ребенок собирает из частей картинки машину.

Так на чем мы поедем? ( На машине.) Поехали! Р-р-р!

Ребенок громко произносит звук Р.

  1. Вот мы и цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

 Пра - 2              дры - 3              рар – 2                рап -3

Пру – 3              бро – 2               рор -3                  рэр-2

 Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.

  1. На арене выступает клоун: он пытается большие предметы превратить в маленькие. Помоги ему.

Большое ведро, а маленькое … ведерко.

Большая коробка, а маленькая… коробочка.

Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина,

Карандаш, рубашка.

  1. Во время представления громко играет цирковой оркестр.

Давай посмотрим какие инструменты в нем есть. Назови такие инструметы , в названии которых есть звук Р: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.

Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые.

Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? ( барабанщик.) На трубе? На гармошке?

На чем играет пианист? А что понадобится гитаристу?

Ребенок отвечает.

Физминутка

Пока артисты готовятся к следующему номеру мы сделаем животных, которые есть в цирке.

Тигр

Лев

Слон

  1. А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.

  1. Следующим номером выступает дрессировщик со львом. Помоги им разложить картинки. В доме будут жить слова, в котором один слог, в замке будут жить слова в которых два слога, а в избушке будут жить слова в которых три слога. Слова: роза, ракета, рак, ромашка, радуга и др.

8.Следующим номером выступает барсук! Барсук выступает с разноцветными шарами. На шарах у барсука картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения ( картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш).

Ребенок выбирает картинку и составляет по опорным словам предложение.

9.Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ра – Ра – Ра – радуется детвора.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы.

Ру – Ру – ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра – Ра –ра – до свиданья детвора.

Ра   - Ра – Ра – артистам отдыхать пора.

Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.

Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву фишками.

Ребенок выполняет.

 

Самоанализ к занятию « Путешествие в цирк».

Индивидуальное занятие рассчитано для детей 5-6 лет.

Цель занятия: Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

Для достижения данной цели ставились следующие задачи:

1.Упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах и предложениях.

2. Закрепить умение определять наличие и место звука Р в словах.

3. Закрепить умение делить слова на слоги.

4.Упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных форм существительных.

5. продолжать учить образовывать существительные, обозначающие названия профессий.

6. Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

7. Развивать целостное восприятие и мелкую моторику.

На занятии развитие ребенка осуществлялось при организации следующих видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская деятельность, двигательная.

Во время проведения образовательной деятельности использовались следующие методические приемы: беседа, вопросы к ребенку, объяснение, воображаемая ситуация, проблемная ситуация, педагогическая оценка. На занятии выделены этапы: организационный момент, вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Образовательная деятельность проводилось в форме индивидуального занятия с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.

Занятие способствовало любознательности, ребенок упражнялся в правильном произношении звука Р в слогах, словах и предложении через игровые задания.

В ходе занятия был создан благоприятный психологический климат, что способствует заинтересованности ребенка научится правильно разговаривать.

Из этого следует вывод:

  1. Выбранные методы способствовали увеличению мотивации и познавательной активности ребенка.
  2. Все поставленные задачи реализованы, цель достигнута.

                                                                                       

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи ( умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.

Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:

  1. коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
  2. обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
  3. формирование навыков грамматического оформления предложения и связной речи.

 Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно дается формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв.

Причины речевых нарушений.

  1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.
  2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
  3. Требование взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции

      приводят к появлению искаженного звука : Р горлового, боковых шипящих                     и других шипящих и других дефектов.

  1. Длительное пользование соской- способствует межзубному произношению свистящих и других звуков речи.
  2. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное

      небо и др.

  1. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда- отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать и подражать.

Что же способствует правильному речевому развитию?

  1. Прежде всего это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.

С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.

      2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская                         слоги, ему следует мягко подсказать, После многократного повторения трудных     слов ребенок ребенок с удовольствием повторяет их за воспитателем, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может быть боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

       3. Не рекомендуется перегружать ребенка – учить буквы, обучать чтению в      трех-четырехлетнем возрасте без желания; результат часто бывает обратный желаемому.

         4. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями- это может привести к заиканию.

          5. При позднем речевом развитие не стоит заранее бить тревогу, нужно ста-  

раться больше играть с ребенком в разные игры, пополняя его пассивный словарный запас.

 Дети должны иметь ясное представление о предметах и явлениях ближайшего окружения ( семья, детский сад, улица) и правильно называть то, с чем они имеют дело, то, с чем сталкиваются в своей деятельности. Сюда входит бытовой словарь:

 Название профессий и трудовых действий, орудий труда; обозначение времени, пространства, количества. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но названия действий, состояний, признаков ( цвет, форма, величина, вкус).

Муниципальное дошкольное образовательное автономное   учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Консультация для воспитателей

« Как повысить речевое развитие детей».

                                                                                                                                                   Подготовил  

                                                                                                             Учитель-логопед:

                                                                                                             Агеева И.С.                                                      

Пыть – Ях,2012 г.

                                                                                                         Учитель – логопед:

                                                                                                                 И.С. Агеева    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [р] в слогах,словах и предложениях.

Конспект занятия поможет правильно выстроить занятие....

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложенв много игр и упражнений для развития речевого развития, а также обогащения словарного запаса...

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложено много игр и упражнений для развития лексико-грамматической стороны речи, а также обогащения словарного за...

автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях.

Данное занятие проводится в игровой форме с использованием сказочных героев из знаменитого мультфильма "Маша и медведь"...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...