Сопровождение детей с РАС в коррекционно – логопедической работе.
статья (логопедия) по теме

Статья из опыта работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в условиях инклюзивных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ras.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с РАС в коррекционно – логопедической работе.

Коротко о нашем учреждении… Детский сад  - массовый, работает в режиме инклюзии третий год. В состав групп общеразвивающей направленности включены дети с особыми образовательными потребностями  (по 3 – 4 ребенка в группу). Диагнозы различные : Синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, окклюзионная гидроцефалия, задержка психического развития органического генеза.  Для плавного и безболезненного включения детей в инклюзивные группы функционирует структурное подразделение «Лекотека». В этой статье мне хотелось бы остановиться на особенностях коррекционно – логопедической работы с детьми с расстройствами  аутистического спектра (РАС)

Работа с аутичным ребенком – дело тонкое, требующее ощутимых временных затрат, поэтому каких-либо видимых результатов мы достигли пока только в работе с Лизой П., которая посещает наш детский сад третий год.

Хотелось бы коротко остановиться на некоторых моментах. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, ни в коем случае не форсируя события, и помнить: главная задача педагога вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.

 Лиза поступила к нам в детский сад с заключением ПМПК – неравномерное развитие эмоционально – личностной сферы, задержка психоречевого развития с элементами аутоподобного поведения.

Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, некоторые из них присущи и Лизе. Это:

- Эхолалии, часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

- Большое  количество слов – штампов и фраз – штампов, («попугайность») речи, что при её хорошей памяти на первых порах создавало иллюзию развитой речи;

- Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;

- Отсутствие в речи личных местоимений и неправильное их употребление (о себе - Лиза);

- нарушения грамматического строя речи;

- Нарушения звукопроизношения.

В коррекционной работе торопиться с исправлением дефектов звукопроизношения мы не стали, так как сосредоточение не на смысловой, а на технической стороне речи может затормозить развитие и коммуникативной функции.

В начале работы с Лизой невозможны были такие традиционные формы отработки текста, как рассказ по картинке, по серии картинок. Это объясняется тем, что основные проблемы такого ребенка – отсутствие длительного произвольного сосредоточения, игнорирование и негативизм по отношению к тому, что не имеет отношения к его интересам и пристрастиям.

Учитывая советы специалистов – прорисовывать с ребенком его рассказы, нами была применена техника лепки из соленого теста. Лизе предлагалось слепить, «нарисовать тестом» то, о чем она ведет речь. Любимая игрушка девочки – Чебурашка, с ней она  первый год посещения детского сада не расставалась. И в рисунке, и в лепке изображала Чебурашку в различных вариациях. Постепенно во время игр с высушенными фигурками, Лизе предлагались фигурки, вылепленные другими детьми и изображающие других персонажей. На первых порах, она их просто отодвигала, занимаясь со своей игрушкой и рассказывая о ней.

Используя интерес и замысел ребенка, была пересмотрена форма организации индивидуальных коррекционных занятий. Структура занятия на сегодняшнем этапе коррекционной работы близка к общепринятой, Лиза с интересом выполняет предложенные ей задания.

Примерная структура занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика.

В данном случае, учитывая интерес ребенка к компьютеру и навыки пользования им, используются компьютерные игры и презентации.

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Простейший массаж и самомассаж язычка

(Удается выполнять только в текущем учебном году – спустя полтора года после начала занятий).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Ритмические движения пальцев рук являются средством повышения функционального состояния коры больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга. Мы проводим ряд подвижных игр с пальцами, сопровождаемых речью педагога и ребенка.

  1. Работа с разрезными картинками по лексической теме.

Задача этой части занятия – развивать зрительное восприятие, умение видеть целое из частей. Изначально работа с мозаикой, разрезными картинками пользовалась успехом у девочки, однако речью эта работа не сопровождалась. Сейчас Лиза охотно придумывает имена, клички, составляет предложения по картинке.

  1. Работа над лексической темой.

Эта часть занятия подразумевает знакомство с определенным лексическим материалом, овладение навыками словообразования. Помимо картинного материала, используются фигурки, вылепленные ребенком из теста. Ребенок охотнее рассказывает о том, что он сделал сам, подбирает имена, определения. С готовыми фигурками очень интересно проходят занятия по обучению пересказу.

В текущем учебном году мы уже более активно используем картинный материал, что не вызывает у Лизы никакого протеста (наблюдался на первых порах)

  1. Также на занятиях активно используются игры на развитие высших психических функций, с обязательным речевым сопровождением.

Большим для нас результатом является уже то, что ребенок занимается 20 – 25 минут. Без протестов, активно взаимодействуя со взрослыми.

Здесь , главную роль, мне кажется, сыграло то, что ребенок нашел в коллективе взрослых человека, с которым ему комфортно и удобно. Именно доверие к этому человеку постепенно помогло нам всем (специалистам детского сада) найти пути взаимодействия с девочкой. Постепенно, маленькими шажками, она начинает обращать внимание на людей рядом.

В текущем учебном году совместно с детьми инклюзивных групп нашего детского сада был создан мультфильм по сказке В.Г.Сутеева «Мешок яблок »  (размещен в сети Интернет http://www.youtube.com/watch?v=9rSJTToKaGM

http://www.youtube.com/watch?v=bFQ5M-fwLlk)

Это яркий пример сопровождения интересов детей. Роль вороны  в мультфильме озвучивала именно Лиза. Это самый большой результат, которого нам удалось достичь. Но это был очень длительный процесс.

Кроме Лизы, дети с расстройствами аутистического спектра, посещают структурное подразделение детского сада Лекотека. Почти все из них практически неговорящие, избегающие контакта. Только у одного мальчика преобладание положительных эмоций. Он с удовольствием отзывается на игровые действия взрослого, пытается взаимодействовать с другими детьми. Нами было отмечено, что постепенно дети переходят к этапу отдаленного наблюдения за ним, а иногда на короткий промежуток  времени не отказываются находиться рядом и подражают ему. Мы пытаемся использовать в Лекотке тот небольшой опыт, который у нас имеется. Однако, учитывая несколько другой тип нарушения и уровень развития детей, большая роль отводится взаимодействию с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)

Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы

Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)

Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....