Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кислякова Оксана Маратовна

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  лечебно-педагогических мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, способствует росту эффективности коррекционно-развивающей логопедической работы.. В качестве иллюстрации данной позиции приведена методическая разработка НОД в старшей группе коспенсирующей направленности ДОУ с элементами инновационной интегративной модели логопедической ритмики-NLGритмика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_transport_aprel_21.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Бабушкина Р.Л. - учитель-логопед группы ГБДОУ №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга;

Кислякова О.М. – музыкальный руководитель ГБДОУ №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Фролова И.А. – педагог-психолог ГБДОУ №11

компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

По мнению ряда исследователей, группа детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) крайне неоднородна не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по его структуре и механизмам возникновения; неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, затрудняет адаптацию и социализацию воспитанников [1, 3, 4].

Педагогический подход к оценке речевого дефекта позволяет определить логопедическую работу как ведущее направление в коррекционно-воспитательном процессе, в котором существенная роль отводится развитию психомоторных функций [4].

Стимуляция двигательной активности, моторного развития и коррекция двигательных нарушений положительно сказываются на преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Большое терапевтическое значение имеют подвижные игры с пением и музыкальным сопровождением. Следовательно, важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений [1, 2, 7].

Наши исследования показали: у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями наряду с вербальными средствами общения обеднены и невербальные (жесты, экспрессия лица, позы, прикосновения, интонационно-ритмические характеристики голоса); паравербальные средства общения, влияющие на смысл высказывания (просодика: интонация, ритм, темп, тембр, высота и громкость голоса; экстралингвистика - это паузы, кашель, вздохи, смех и плач (то есть звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

Трудности распознавания невербальных и паравербальных компонентов коммуникативно-речевого поведения негативно сказываются на содержательной стороне высказываний, их стилистическом и синтаксическом оформлении, тенденции к свертыванию и стереотипности высказываний [5].

Характерные для детей с тяжелыми нарушениями речи снижение концентрации слухового внимания, продуктивности запоминания оказываются препятствием к распознаванию общего информационного поля взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать партнера.

Таким образом, формирование коммуникативно-речевой деятельности у детей с речевой патологией может быть определено как дизонтогенез; следовательно, воспитанники групп компенсирующей направленности нуждаются как в коррекции вербальных средств общения, так и в целенаправленном обучении распознавать и выражать эмоции, ощущения, переживания невербальными, вербальными и паравербальными средствами. Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе лечебно-педагогических мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, способствует росту эффективности коррекционно-развивающей логопедической работы.

В качестве иллюстрации данной позиции, в тексте статьи приведем пример непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ с элементами инновационной интегративной модели логопедической ритмики – NLGритмика (Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова).

Лексическая тема: Транспорт, профессии на транспорте.

Цель: развитие коммуникативно-речевых навыков.  

Задачи:

  1. Развивать общие речевые навыки (удлинять речевой выдох, формировать артикуляционную базу звука «Р», способствовать развитию четкой дикции, голосовых модуляций).
  2. Активизировать протекание психических процессов (способствовать развитию слухового, зрительного внимания; мышления (операции классификации и обобщения)).
  3. Формировать фонематические представления, навыки языкового анализа (познакомить со звуками «Р, «РЬ», уточнить их артикуляцию, учить выделять звуки «Р», «РЬ» из ряда звуков, на фоне слов).
  4. Развивать лексико-грамматический строй речи (активизировать словарь по теме «Транспорт»; учить практическому употреблению конструкций с предлогами: перед, в, за, около, рядом, между).
  5. Развивать связную речь в различных ситуациях речевого общения (учить составлять сложноподчиненные предложения).
  6. Развивать общую и мелкую моторику (способствовать развитию зрительно-пространственного праксиса, координации речи с движениями; графо-моторных навыков).

Ход занятия

  1. Организация начала занятия

Д/и «Приветствие». Дети встают в круг, держась за руки, выставляют вперед сначала правую ногу, затем левую. Вместе с педагогом дети произносят текст, отбивая ногой ритм: «Ножку правую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те! Ножку левую - вперед, что она нам пропоёт? Здрав-ствуй-те!».

Д/и «Тень». Педагог: «Появилась рядом тень, поиграть нам с ней не лень». Дети делятся на пары, встают лицом к лицу. «Хозяин» произносит слова: «Тень, знай своё место!» и выставляет перед собой раскрытые ладони, пальцы смотрят вверх. «Тень» приближает свои ладони к ладоням «Хозяина» и «зеркально» выполняет заданные движения ладоней (вверх, вниз, синхронно, в разные стороны, круговые движения).

Д/и «Чей это звук?». Педагог предлагает детям занять место за учебным столом в соответствии с инструкцией:

«Вот красивый, модный стул, для кого он тут стоит? (педагог называет первый звук имени ребенка, ребенок называет своё имя и садится).

Д/и «Четко повторяй!» Педагог обращается к каждому ребенку по имени: «Роберт тут у нас сидит и красиво говорит (например, ракета – слова для автоматизации звуков подбираются в зависимости от этапа коррекционной работы).

  1. Основная часть

Д/и «Загадки». Педагог предлагает отгадать загадки: «Ни рельсы, ни шпалы, ни провода не пригодятся ему никогда» (автобус). «Поезд мчится под землей, мчится быстро под землей и убедитесь сами вы – всегда по расписанию» (метро). «Из кузова песку – обвал, то машина… (самосвал)». Дети отгадывают, педагог прикрепляет картинку-отгадку на доску.

Д/и «4-й лишний» На доске представлены 4 картинки с изображением различного транспорта. Ребенку предлагается назвать, что лишнее и объяснить своё решение полным (сложноподчиненным) предложением.

Самолет, грузовик, автобус, троллейбус. Экскаватор, бетономешалка, каток, полицейская машина.

Д/и «Посмотри и запомни, чего не стало». Педагог предлагает детям рассмотреть, назвать все картинки, затем закрыть глаза (в это время одна картинка убирается). Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало (ряд до 9 картинок).

Педагог просит назвать все увиденные картинки одним словом (транспорт).

Д/и «Запоминай-ка!» Педагог предлагает детям рассказать игрушечной обезьяне Мартыну о профессиях людей, работающих на том или ином транспорте. Педагог показывает картинку-подсказку. Дети передают Мартына друг другу, называя профессию: машинист, капитан, стюардесса, шофер, пилот, кондуктор.

Д/и «Машинка». На схеме (на доске) изображены варианты движения машины: горизонтальная непрерывная линия, горизонтальна пунктирная линия, стрелка, направленная вверх (на гору), стрелка, направленная вниз (с горы). По вокальному образцу педагога участники «озвучивают» движение машинки по маршруту, опираясь на схему. Варианты звуков: «кучерское «Р», «Тр-р-р».

Д/и «Назови общий звук в словах». Педагог называет ряд слов и предлагает детям угадать, о каком звуке дальше пойдет рассказ: «рыба, мороженое, рак, ракета, тигр».

Д/и «Лошадка». Педагог предлагает детям поцокать языком, разъясняет правильную артикуляцию звука «Р», задает уточняющие вопросы: гласный это звук или согласный, звонкий или глухой.

Д/и «Поймай звук». Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, услышав «Р» в ряду других звуков (Р, Л, Д, Р, Ш, З, Р, Ж, Г, Р).

Д/и «Разложи картинки Роме и Рите». Педагог предлагает детям подобрать картинки со звуками «Р», «РЬ» в начале слова (роза, рак, ромашка, редис, репка, речка).

Д/и «Я еду на машине» (речь с движениями). Дети врассыпную двигаются по кабинету топающим шагом, проговариваю слова на распев, «крутят руль»:

 «Я еду на машине, туда, куда хочу. Я еду на машине, руль весело кручу. И вот я подъезжаю (педагог называет имя ребенка) к Ване наконец, а Ваня говорит мне: Делайте, как я!». Ребенок показывает движение, остальные в точности выполняют.

Д/и «Палочки». Педагог предлагает детям составить фигуру из 7 счетных палочек по образцу (образец начерчен на доске), затем убрать 2 палочки, чтобы получилась буква «Р».

Д/и «Внимательные глазки». Работа с распечаткой. Педагог предлагает выполнить задания: а) подчеркнуть 2 правильно написанные буквы «Р» среди ошибочно написанных букв; б) найти и обвести буквы «Р» в ряду других букв.

  1. Организация окончания занятия

Д/и «На дороге». Педагог отмечает активность каждого из детей, просит назвать игру, в которую ребенок хотел бы поиграть еще раз на следующем занятии; предлагает расположить на столе игрушечный транспорт по инструкции: перед, в, за, около, рядом, между самолетами, за трактором и т.п. Ребенок выполняет задание (расставляет игрушечный транспорт, оречевляет свое действие с использованием предлогов) и выходит из кабинета.

        В данный конспект включены следующие компоненты модели NLGритмики: музицирование, речедвигательные игры и упражнения, танцевально-ритмические упражнения и эмоционально-коммуникативный тренинг.

Д/и «Приветствие» - музицирование (вокальное музицирование) с элементами танцевально-ритмического упражнения (игрогимнастика).

Д/и «Тень» - эмоционально-коммуникативный тренинг (коммуникативное упражнение).

Д/и «Машинка» - речедвигательное упражнение (дыхательно-артикуляционный тренинг).

Д/и «Я еду на машине» - речедвигательное упражнение (ролевое стихотворение) с элементами танцевально-ритмического упражнения (игрогимнастика) и эмоционально-коммуникативного тренинга (коммуникативное упражнение).

Список литературы:

  1. Бабушкина, Р.Л., Кислякова, О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи /Под ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2002.
  3. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 
  4. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: АРД ЛТД, 1998.
  5. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003.
  6. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. // Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008 – 272с. – с. 72- 117.
  7. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ      Пояснительная запискаЦели и задачи программыПринципы формирования программыПланируемые результаты освоения программы 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа логопедического сопровождения по преодолению тяжелых нарушений речи в старшей группе (5-6 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2019-2021 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей  С ОНР на 2019-2021 уебный год....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей  С ОНР на 2021-2022 учебный год....

ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа  для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов  родителей...