Ранняя диагностика отклонений в развитии. Общие теоретические положения
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Воронина Раиса Васильевна.

Диагностика отклонений в развитии основывается на знания общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_diagnostika_otkloneniy_v_razvitii._.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Ранняя диагностика отклонений в развитии  

Диагностика отклонений в развитии основывается на зна нии общих и специфических закономерностей психического раз вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны ми отклонениями в развитии.

Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее про ведении учитываются данные клинической медицины (пе диатрии, детской психоневрологии), а также медицинской ге нетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при пси хологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

Важной задачей диагностики является установление струк туры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов на рушений центральной нервной системы.

Творческое развитие эволюционного учения имело важное значение для обоснования эволюционно-онтогенетического под хода к диагностике нервно-психических заболеваний и откло нений в развитии у детей (Г.Е.Сухарева, 1955, 1959; Г.К.Ушаков, 1966; В.А. Гиляровский, 1973; В.В.Ковалев, 1973; Л.О.Бадалян, 1983, 1985).

Основоположник отечественной детской психиатрии Г.Е.Су харева (1955) отмечала важность нозологического принципа в дифференциальной диагностике нервно-психических заболева ниях у детей.

Все эти данные способствовали разработке современной кон цепции психического дизонтогенеза, т.е. нарушений психическо го развития у детей, возникающих в результате расстройств со зревания структур и функций головного мозга (В.В.Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983, 1985). У детей с отклонениями в развитии име ют место проявления общей или частичной, стойкой или обра тимой ретардации (отставания) созревания отдельных функцио нальных систем, и часто, наиболее поздно формирующихся в постнатальный период развития лобных мозговых структур, а также недостаточность общей интегративной деятельности мозга.

В исследованиях Л.С.Выготского впервые была раскрыта ре гулирующая роль речи, с помощью которой развивается воз можность сличать результаты действия с исходными намере ниями.

Важное значение для нейропсихологического анализа отклоне ний в развитии имеют данные А.Р.Лурия о трех основных функ циональных блоках мозга, участвующих в осуществлении всех видов психической деятельности:

  1. первый блок обеспечивает регуляцию психической ак тивности; /При поражениях функционирования первого блока изменя ется мотивация к деятельности, выявляются выраженные нару шения внимания в сочетании с выраженной психической истощаемостью/
  2. второй — прием, переработку и хранение поступающей ин формации; /При нарушениях функционирования второго блока изменя ется прием, переработка и хранение поступающей информа ции, что проявляется в различных гностических расстройствах и отклонениях памяти/
  3. третий — обеспечивает функцию программирования, регу ляции и контроля психической деятельности./ Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, касаются прежде всего операций программирования и произ вольной регуляции деятельности/.

Большое значение для понимания различных отклонений в развитии у детей имеют исследования, посвященные сравни тельному анализу результатов нейропсихологического исследо вания при поражении головного мозга у детей и взрослых (Э.Г.Симерницкая, 1985).

Современные нейропсихологические исследования детей раз ного возраста подтверждают теоретические концепции Л.С.Вы готского и А.Р.Лурия об изменении в онтогенезе как структуры психических функций, так и их мозговой организации.

Большое значение в организации психических процессов моз га в настоящее время отводится фактору функциональной асим метрии мозга.

Таким образом, все представленные выше подходы состави ли основу для современного изучения проблемы психического дизонтогенеза.

Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психиче ского инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).

Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и лич ностными расстройствами. Особенно он характерен для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями. Кроме того, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых демонтирующих заболеваниях раннего возраста.

Важное значение имеет выявление общих и специфических особенностей различных форм психического дизонтогенеза. Об щие закономерности психического дизонтогенеза были обос нованы В.И.Лубовским. Они включают:

  1. нарушения приема и переработки поступающей информации;
  2. нарушения хранения и использования информации;
  3. нарушения словесной регуляции деятельности.

Диагностика отклонений в развитии всегда носит комплекс ный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные кли нической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, эндокринологии и других дисциплин), а также специальной педагогики и психологии. |

Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследова ние ребенка основывается на следующих основных принципах:

  1. принципе развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;
  2. принципе системного изучения нарушений психического раз вития с определением иерархии в структуре дефекта;
  3. качественного анализа структуры дефекта;
  4. этиопатогенетическом подходе с учетом взаимосвязи гене тических и внешнесредовых факторов.

Процесс диагностики включает:

 Жалобы родителей, педагогов, анализ анамнестических данных,  особенности развития моторики и навыков самообслу живания, общения и развития речи, интересов и познаватель ных способностей, игровой деятельности, поведения.

Психопатологическое исследование

Психопатологическое исследование направлено на выявле ние ведущего психопатологического синдрома, вторичных и ос ложняющих нарушений, составляющих в своей совокупности качественную структуру аномального развития.

Важное значение имеет диагностика резидуально-органических нервно-психических расстройств,дифференциаль ная диагностика различных вариантов психического дизонтогенеза, нозологически специфические формы умственной отсталости, сенсорные, двигательные и сложные дефекты, диагностика нев рологических и психических заболеваний, которые на началь ных своих этапах могут проявляться в виде различных форм психического дизонтогенеза, диагно стика психогенно обусловленных поведенческих и личностных нарушений, а также невротическим и неврозоподобным реак циям.

Таким образом, клиническая диагностика позволяет не только дифференцировать детей с различными формами психического дизонтогенеза, но и с привлечением этиопатогенетических и параклинических данных определять причину, механизм, рас пространенность и локализацию поражения или дисфункции мозга и, таким образом, научно обосновывать индивидуальные программы лечебно-педагогической коррекции, школьный и со циальный прогноз.

 Психолого-педагогическая диагностика

 На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем — определяется зона ближайшего развития. Важное значение имеют методы диагностики развития в обу чении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е. Л .Яковлева, 1992).

Основные методы педагогической диагностики

  1. Изучение анамнеза
  2.  Наблюдение за ребенком / свободная,  игровая деятельность/.
  3. Метод «педагогической оценки» в диагностике отклонений в развитии, при котором ведущее значение придается ка чественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснению причин, определяющих трудность его выполнения.Подобный метод является особенно эффективным, если он сочетается с динамическим медицинским наблюдением ребен ка в процессе занятий и лечения.

4.Констатирующий эксперимент/ Оценка восприятия, памяти, функции активного вни мания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, ре чевых функций, а также эмоционально-поведенческой и лич ностной сферы.

5.Обучающий эксперимент

В обучающем эксперименте проверя ется предварительное предположение о специфике интеллекту альной недостаточности у ребенка.

6. Нейропсихологическое и логопедическое обследование

 Нейропсихологическое обследование включает сле дующие основные задания:

  1. зрительное узнавание предметов и их изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных; выделение фигуры из фона и т.п.;
  2. слуховое узнавание (слуховой гнозис): узнавание слов, сход ных по звучанию, различение ритмических последовательно стей;
  3. складывание фигур из палочек;
  4. выполнение заданий с кубиками Кооса;
  5. воспроизведение графического образца;
  6. оценка уровня развития речи;
  7. оценка возможности рассказа по картинке и серии сюжет ных картинок;
  8. оценка кинестетического, моторного и речевого праксиса: воспроизведение позы пальцев и артикуляционного уклада;
  9. оценка памяти (заучивание слов);
  10. оценка готовности к письму, чтению, счетным операциям.

7.Логопедическое обследование включает оценку сформирован ности связной речи, ее коммуникативной функции, возможно сти изменения формы существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важ ное значение имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ — описание).

8. Диагностика развития мышления

В практике диагностики все задания на обследование мыш ления условно разделены на две группы:

  1. первая группа методик направлена на оценку состояния на глядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного);
  2. вторая группа методик направлена на обследование вербаль ных (словесных) форм мышления. Учитывается зона ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).  

9.Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения

При исследовании импрессивной речи обращается вни мание на понимание ребенком конкретных инструкций, зна чений слов, обозначающих предметы и действия. При обследовании речи чрезвычайно важно хорошо знать закономерности разви тия нормальной детской речи, которые являются для обследо вателя своеобразным условным эталоном нормы[1].

При обследовании экспрессивной речи выделяют три основных уров ня речевого развития:

1.понимание речи, активный словарь ре бенка, возможность речевого подражания, особенности звуко произношения, оценивается также состояние артикуляционного аппарата.

2.На втором уровне развития также обследуется понимание речи, грамматическая структура и объем предложе ния, слоговая структура слов.

3.На третьем уровне оценивается объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжет ных картинок, использование предлогов, возможность словооб разования, звукопроизношение и фонематическое восприятие.


[1] Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недораз вития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"

В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и пред...

Ранняя диагностика отклонений в развитии

Материал представлен в форме просвещения родителей и педагогов о ранней диагностики и раннего выявления отклонений в развитии детей....

Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный...

Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников

Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников....

Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"

Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...

«Рекомендации родителям по профилактике и диагностике отклонений в развитии дошкольника»

                          «Норма и отклонения в развитии ребенка» Мечта всех родителей иметь здоровых и счастли...