Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".

2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их детёныши".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_logopedicheskoy_gruppe.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект занятия в логопедической группе

                         (подготовительная группа)

Тема: «Викторина по сказкам К. И. Чуковского»

Цели: 1.Дополнить и углубить знания детей произведений К.И. Чуковского.

             2.Продолжаем работать по единицам речи: звук, слог, слово.

             3.Продолжать обучение детей звуковому и слоговому анализу и

                 синтезу слов.

              4.Продолжать формирование у детей фонематического слуха.

              5.Формирование слухового и зрительного внимания.

              6.Закрепить умение разгадывать кроссворды, зашифрованные слова,

                 выразительно читать стихи.

Технологии: игровые технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные.  

Оборудование: технические средства, карандаши из бумаги (красные и синие), кассы с кружочками (красные, синие, зелёные), мягкая игрушка бабочка.

Вводная часть.

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

В этом году в апреле (1 апреля 2011 года), если бы он был жив, ему исполнилось бы 129 лет. Корней Чуковский – это псевдоним писателя. Настоящее его имя-Николай Васильевич Корнейчуков.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, Корней Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Сегодня мы с вами проведём необычную литературную викторину и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Делимся на две команды (красного и синего карандаша), логопед рассказывает о правилах викторины.

Основная часть.

1 тур «Вспомни сказку»

Вспомнить какими словами заканчивается строчка, и назвать сказку.  

Команды соревнуются между собой, читая отрывки из произведений, правильные ответы оцениваются жетоном (карандашиками красного или синего цвета, в зависимости от названия команды).

СТИХИ

Веселится народ –                                                      Нет-нет! Соловей

Муха замуж идёт                                                        Не поёт для свиней

За лихого, удалого                                                      Позовите- ка лучше……(ворону)

Молодого ……..(комара)                                             «Телефон»

«Муха – Цокотуха»

Лечит маленьких детей,                                            И мне не надо

Лечит птичек и зверей,                                              Ни мармелада, ни шоколада

Сквозь очки свои глядит                                            А только маленьких,  

Добрый доктор………(Айболит)                                 Ну очень маленьких………(детей)

«Айболит»                                                                      «Бармалей»

Только вдруг из-за кусточка                                     А посуда вперёд и вперёд

Из-за синего лесочка,                                                 По полям, по болотам идёт.

Из далёких из полей                                                    И чайник сказал утюгу

Прилетает………..(воробей)                                          - Я больше идти………..(не могу)

«Тараканище»                                                                «Федорино горе»

А за ним – то народ                                           Что за нос, что за рот

И поёт, и орёт:                                                     И откуда такое…………(чудовище)

-Вот урод, так урод!                                                   «Крокодил»

Солнце по небу гуляло                                      Глянул заинька в окно      

И за тучку забежало                                            Стало заиньке………(темно)

                                                                                 «Краденое солнце»

2 тур       «Аукцион»  (слайд)

(Проводится между двумя командами, за правильные ответы команды получают жетоны)

3 тур     Работа с кассами. Звукослоговой анализ и синтез слов (индивидуальная работа).

                Карточки с изображением героев сказок Корнея Чуковского, на каждого ребёнка.

                (дети сидят за столами)  

4 тур   «Расшифруйте имена сказочных героев»    (слайд)

(Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев)

                               1 команда                                  2 команда

                               БРМЛЙ                               ЦКТХ

                          МЙДДР                               ФДР

                          ЙБЛТ                                    ТРКНЩ

                          КРКДЛ                                  КРКЛ

Игра «Придумай слово». Дети встают в круг, передают друг другу игрушку (бабочка), придумывая слова на последний звук (дом, мак, кот..).

5 тур   «Героический поступок» (слайд)

Соедините героя сказки с поступком, который он совершил.

                  АЙБОЛИТ                     ЗАЖГЛИ МОРЕ

                 ВОРОБЕЙ                       ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ

                  КРОКОДИЛ                   ПОМЫЛА СВОЮ ПОСУДУ

                 КОМАР                           ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО

                 ФЕДОРА                         ПОТУШИЛА МОРЕ

                  МЕДВЕДЬ                     СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ

                 БАБОЧКА                       СЪЕЛ ТАРАКАНА

                 ЛИСИЧКА                       ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ

6 тур   «Найди связь»

- На чём ехали зайчики в сказке «Тараканище»?       (На трамвае)

- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)

- Чем потчевал доктор Айболит больных зверей в Африке? (Гоголем-моголем)

- Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр». «Да здравствует мыло душистое и ……..»

- Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

7 тур  «Конкурс знатоков»

Разгадать кроссворды по произведениям К. Чуковского. (дети работают за столами)

Кроссворд у каждой команды.

1.По вертикали: написано слово «Айболит».

2.По горизонтали отгадываем слова: Его принесли Айболиту такого хромого;

    Им Айболит смазывал ранки;

    Его курица клюнула в нос;

   Помощница Айболита из одноимённого мультфильма;

  А…..- Каракула правым глазом подмигнула;

  Её укусила оса;

  Он вёз по морю Айболита;

(ответы: зайка, йод, Барбос, сова, Акула, лиса, кит)

1.По вертикали: слово «Цокотуха»

2.По горизонтали: «Зубы в самое…………вонзает и кровь у неё выпивает»

      Что купила Муха-Цокотуха на базаре?

      Кого угощала вареньем именинница?

      Кто стал спасителем Мухи-Цокотухи?

      Из какого металла были сделаны застёжки на сапожках?

     Кто был злодеем в этой сказке?

  «Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное……….»

Последнее слово в кроссворде написано «муха».

(ответы: сердце, самовар, бабочка, комар, золото, паук, брюхо)

Подведение итогов викторины.

Считаются «карандашики»-жетоны. Команды награждаются подарками.

 

                                                                               

 

                            Интегрированное занятие в речевой группе

                                      (старшая группа)

Тема: «Путешествие по зимнему лесу» (лексическая тема: «Дикие животные и их детёныши»).

Цели: 1.Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках.

2.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши»

3.Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-енок, ат-ят).

4.Формирование фонематических представлений (определение первого согласного звука в названиях  животных).

5.Формирование зрительного восприятия и внимания, общей и мелкой моторики, навыков ориентировки на плоскости.

6.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: следы диких животных (сделаны из бумаги), разрезные картинки (звери: белка, лиса, медведь, волк, лось, заяц, ёж), «гномики» двух цветов( зелёные и синие), использование мультимедийных средств.

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые технологии, критического мышления.

Вводная часть.

Дети вошли в музыкальный зал.

Логопед: Ребята, давайте мы с вами отправимся в зимний лес. Как вы думаете, на чём нам будет удобно передвигаться по лесу?   (лыжи)

Встаём на лыжи и поехали.

Муз.руководитель исполняет произведение «На лыжи».

Основная часть.

Логопед: Вот, мы с вами и приехали в зимний лес. Здесь очень много чудес и загадок. Посмотрите сколько в лесу разных следов животных. Ребята, давайте мы с вами будем путешествовать по следам животных, а по чьим следам мы пойдем, подскажет музыкальная загадка.

Муз. руководитель: музыкальная загадка «Беленький да маленький под кусточком». (Дети изображают, как прыгает заяц).

Логопед: Мы, с вами пойдём по заячьему следу, куда он нас приведёт?

Находим конверт, в нём разрезные картинки (дикие животные) и гномики двух цветов. Обращаем внимание на волшебный экран.

Слайд. Удивительное животное.   Что перепутал художник?

(дети рассматривают удивительных животных и называют: чья голова , чьё тело, чьи лапы).

Игра «Сложи своего животного» (разрезные картинки).

Дети, называют, какие звери у них получились. Определяют первый согласный звук, и показывают сигналом (гномиком), согласный твёрдый и согласный мягкий звуки.

Муз. руководитель: музыкальная загадка «Волк» (дети изображают, как передвигается волк).

Логопед: Куда же, нас приведут волчьи следы?

Приходим к сугробу. Что это?  Кто может там находиться?

(берлога, медведь) Кто ещё спит зимой? (ёж)

Берлога, нора – это жилище медведя и ежа. Давайте посмотрим какие жилища у других животных.

Слайд. Кто, где живёт?

Волк – логово, заяц – под кустом, лиса, ёж – нора, белка – дупло, лось – в чаще леса, медведь – берлога.

Около волшебного экрана маски диких животных.

Музыкальная игра «Кто позвал?»

Идём по следам лося. Находим корзинку (в корзине книга сказок «Большая путаница»).

Логопед рассказывает сказку, на экране слайд «путаница».

Сказка «Большая путаница».

Давным – давно жили все звери в одном лесу. Утром вставали рано, самых маленьких детёнышей отводили в детский сад, тех кто постарше в школу.

И всё было хорошо, пока не наступил день большой путаницы.

Итак, однажды на рассвете родители отвели своих деток в детский сад. Целый день трудились, вернулись звери поздно. Матери стали ужин готовить, а отцы за малышами отправились. На улице стало темнеть, дети хотели домой поскорее попасть, поэтому папы схватили быстренько, кто кому попался, и по домам разбежались. А дома-то и выяснилось, что произошла большая путаница.

Волк привёл зайчонка. Лось домой ежат принёс, пока нёс, они ему всю спину иголками искололи. А лосят забрал ёж. Заяц привёл волчат.

Вот какая история произошла.

Давайте поможем зверям и найдём каждой маме своего детёныша.

Слайд.  «Мамы и их детёныши».

У волчицы – волчата                                      у ежихи - ежата

У лисицы – лисята                                           у зайчихи - зайчата          

У медведицы – медвежата                           у белки - бельчата  

У лосихи - лосята

Дети называют детёныша, если правильно, то стрелочкой соединяются мама и детёныш.

Логопед: Путешествие по зимнему лесу подходит к концу.

Давайте споём песенку о зимней прогулке.

Муз. руководитель: Песня «Мы, сегодня в лес пришли».

Итог занятия.

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Встаём на лыжи и возвращаемся в детский сад.

Звучит музыка «На лыжи».

   

Тема: «У осени в гостях»  (подготовительная группа).

Задачи:

  1. Дополнить и углубить представления детей о времени года – осень. Закрепить понятия: ранняя и поздняя осень.
  2. Продолжаем работать по единицам речи звук, слог, слово.
  3. Способствовать развитию фонематического слуха: определение места звука на фоне слова.
  4. Развивать у детей слуховое и зрительное внимание.
  5. Формировать у детей навык чтения.

Оборудование: группа оформлена: часть группы – ранняя осень, другая часть – поздняя осень, игрушка «лесовичок», карточки с буквами, разрезные буквы, игра «Составь слово», «Будь внимательным» (перелётные птицы).  

Ход занятия

  1. Организационный момент. Загадывание загадки:

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(осень)

Логопед.        Как вы думаете, о каком времени года говориться в этой загадке?

                        Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о прекрасном, красочном времени года, об                        

                        осени.

                         Ой, ветерок осенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик.

                        Посмотрим, что за вести там внутри. О, да здесь письмо! Что в нём написано?

Логопед читает письмо:   «Дорогие дети, приглашаю Вас в сказочный лес, где живёт сейчас осень.»

Лесовичок.

Ну, что отправимся в лес, где сейчас живёт осень? (да) Может и лесовичка встретим на лесной тропинке.

  1. Основная часть.

Логопед.           Вот , мы с вами и в лесу. Посмотрите внимательно вокруг, как вы думаете, какая                                                здесь живёт осень?    Дети: ранняя, золотая.

Задания: 1.Вспомнить и закрепить приметы ранней осени.

  1. Игра в кругу с мячом «От какого дерева листочек?» (деление слов на слоги: лист, ветка, дерево).
  2. Игра «Назови сок из фруктов, ягод, овощей.»
  3. Игра «Съедобный – несъедобный».

2.Под деревом спрятаны карточки с буквами.

Определение места звука на фоне слова, затем показать букву.

Слова: Осень, фруКты, лисТ, Птицы. Определить сначала место звука в слове, затем найти букву на карточке и определить её позицию в слове.

Игра «Сложи слово».

Логопед: посмотрите, здесь Лесовичок каждую букву разделил на две половинки, и все буквы перепутал. Нам надо все буквы правильно сложить.

Физминутка:  игра «Кто позвал?»

3.Логопед: Никто у нас не заблудился можно идти дальше? Мы с вами попрощались с ранней осенью, и попали в лес, где сейчас живёт какая осень? (поздняя).

  1. Вспомнить и закрепить приметы поздней осени.
  2. Повторить осенние месяцы;
  3. Игра «Какая осень?» (подобрать слова – эпитеты).
  4. Вспомнить и закрепить перелётных птиц;

Игра «Четвёртый лишний»

ГОЛУБЬ, лебедь, гусь, ласточка; утка, цапля, СНЕГИРЬ, ЖУРАВЛЬ;  скворец, соловей, ВОРОБЕЙ, грач.

  1. Развитие зрительного внимания: игра: «Скажи, какие перелётные птицы здесь изображены?»
  2. Игра «Составь слово» (индивидуально каждому ребёнку).

Заключительная часть. Логопед: Ну, ребята мы с вами побывали у осени в гостях. Мы много говорили об осени, какая она, а теперь давайте изобразим осень на нашем глобусе.

Детям предлагаются краски, штампы и листы бумаги с изображением глобуса, разделённого на четыре части (осень, зима, весна, лето). Изображаем только осень.

Итог занятия. Найти вместе с детьми Лесовичка с лукошком. В лукошке подарки от Лесовичка для детей.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкальной сказки "Приключения Вити и Маши в зимнем лесу"

Музыкальная сказка "Приключения Вити и Маши в зимнем лесу" может быть использована как досуг, так же эта сказка может быть вставлена в Новогодний праздник....

Конспект занятия-викторины в старшей группе "Зимний лес"

занятие-викторина на тему "Зимний лес" в старшей группе....

Конспект занятия - викторины в подготовительной группе "Знатоки леса".

Закреплять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животных;- Закреплять понятия о классификации животного мира;- Закреплять понятие живая и неживая...

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Спортивное развлечение по сказкам К.И.Чуковского "Путешествие в сказку"

Для закрепления знаний сказок К.И.Чуковского и формирования у детей интереса к спортивным развлечениям провели в игровой форме эстафеты , встретились с персонажами сказок....

Спортивное развлечение по сказкам К. И. Чуковского "Путешествие по сказкам"

Формирование у детей интереса к спортивным развлечениям....