1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
материал по логопедии по теме

               1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 

  2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  ДЛЯ  КАРТОЧЕК (ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ).  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie__sluhovogo__vnimaniya.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории  ДОУ № 4 «Сказка» г.Заозерск Мурманской области

    1. РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ

    1. 1.1. «Где позвонили?».

    Цель: Развитие слухового внимания, определение направления звука.

    Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка).

    Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет  направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

    1. 1.2. «Скажи, что ты слышишь».

                Цель: Развитие слухового внимания, накопление словаря.

    Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно прослушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети отвечают целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

    1. 1.3.  «Тихо-громко!».

               Цель: Развитие слухового внимания и чувства ритма.

               Оборудование. Бубен.

      Описание игры.  Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.     Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более  громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

    1.4. «Кто что услышит?».         

                Цель.  Развитие слухового внимания, накопление словаря.

    Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

    Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

    1.5. «Продавец и покупатель».

                Цель. Развитие слухового внимания, развитие словаря.

                Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

    Описание игры: Один ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех – пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Предварительно нужно познакомить детей с продуктами, поместить в коробку,  встряхнуть и дать возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

     1.6. «Найди игрушку».

             Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

             Оборудование. Кукла.

                Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Педагог прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

                                                      Кукла Таня убежала,

                                                       Вова, Вова, поищи,

                                                       Как найдешь ее, то смело

                                                       С нашей Таней попляши.

             Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

        1.7. «Где звенит?».

             Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

             Оборудование. Колокольчик или погремушка.

             Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

         1.8. «Жмурки с колокольчиком».

             Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

             Оборудование. Колокольчик, повязки.

    Описание игры. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дается в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

        1.9. «Жмурки с голосом».

             Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

             Оборудование. Повязки.

    Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из убегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

    1.10. «Встречайте гостей!».

                Цель. Развитие слухового внимания.

    Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

    Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он  выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка – шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка – с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. При повторении игры можно дать гостям другие игрушки.

    1.11. «Скажи, что звучит».

                   Цель. Развитие слухового внимания.

             Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

    Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

    1.12. «Солнце или дождик».

                Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

                Оборудование. Тамбурин или бубен.

    Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

    1.13. «Угадай, что делать».

                Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

                Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

    Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

    1.14. «Узнай по звуку».

                 Цель. Развитие слухового внимания.

                 Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки,    барабан и т.п).

    Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

    Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.

                    Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и  в награду получает фишки или маленькие звездочки.    

           1.15. «Кто это?».

     Цель. Развитие слухового внимания, закрепление понятий по теме «животные и   птицы».

                 Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

                 Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением  животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

            1.16. «Улиточка».

                  Цель. Узнать товарища по голосу.

                  Оборудование. Повязка.

                  Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

                                                        Улиточка, улиточка,

                                                         Высунька-ка рога,

                                                         Дам тебе я сахару,

                                                         Кусочек пирога,

                                                         Угадай, кто я.

              Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

             1.17. «Угадай, кто это».

                 Цель. Узнать товарища по голосу.

                 Оборудование. Повязка.

                 Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

                                                          Вот лягушка по дорожке

                                                          Скачет, вытянувши ножки,

                                                          Увидала комара,

                                                           Закричала…

                  Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква». По голосу  водящий должен определить, кто лягушка.

             

                 1.18. «Угадай, чей голосок».

                  Цель. Определить  товарища по голосу.

                  Описание игры. Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.

                     Дети идут по кругу и говорят:

                                                                  Мы немножко порезвились,

                                                                  По местам все разместились.

                                                                  Ты загадку отгадай,

                                                                   Кто позвал тебя, узнай!

                     Игра повторяется несколько раз.

                 

                 1.19. «Угадай, кто это».

                      Цель. Воспитание слухового внимания.

                      Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

    1. РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ

    1.  Задание

        На столе выставлены знакомые детям игрушки. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время убирается одна игрушка (потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Правильный ответ обязательно поощряется. Если в занятии принимают участие несколько детей, то за правильный ответ каждый получает очко или фишку, по количеству которых определяется победитель.

    2.2. Задание

        На столе выставлены 2-4 знакомые ребенку игрушки (их названия проговариваются). Предлагается ребенку их внимательно рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка. Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась.

    2.3. Задание

        На столе выставлены 2-4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит убранные игрушки.

        Подобную работу можно провести с картинками. Но здесь надо учесть следующее: детям с низким уровнем речевого развития гораздо легче работать с игрушками, так как они больше им нравятся и создают эмоциональный настрой.

    2.4. Задание

         Берется из детского лот о несколько картинок, где изображены знакомые детям предметы (количество этих картинок будет зависеть от возраста ребенка, речевого и психического развития). Ребенок должен сгруппировать их и назвать каждую группу (одежда, посуда …).

    2.5. Задание

               Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом  - 3. Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов зависит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты).

    2.6. Задание

              Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ребенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все ёлочки или только все пирамидки.

               Задание постепенно усложняется – дается большее количество предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометрическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с геометрическими фигурами.

                Предлагается сначала зачеркнуть круги, потом – треугольники.

           

    2.7. Задание

             Для того, чтобы научить ребенка распределять внимание, во время выполнения задания ему задаются вопросы, касающиеся его родителей, близких людей, его самого.

    2.8. Задание

        Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Он должен нарисовать деревья (обычные ёлочки). Когда он нарисует 3-4 ёлочки, предложить нарисовать их наоборот (обратить внимание на то, как быстро ребенок переключается на другое задание).

    2.9. Задание

         Показывается несколько незаконченных рисунков. Берутся несложные рисунки (дом, стул, чайник). Одна деталь у них не дорисована. Ребенок должен догадаться, что забыл нарисовать художник.

    2.10. Задание

          На столе раскладываются счетные палочки. Дается образец фигуры, сначала простой, потом сложной. Ребенок  должен сложить точно такую фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: а) образец оставляется перед глазами ребенка; б) образец убирается. Можно фигуры складывать из кубиков.

    2.11. Задание

               Игра «Ухо-нос». Дети внимательно слушают команду: «Ухо!» - дотрагиваются до уха. «Нос!» - до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с детьми, а затем умышленно допускает ошибки. Дети должны быть предельно внимательны, чтобы правильно справиться с заданием.   

     2.12. Задание

          Дается стопка картинок, на которых изображены одни и те же игрушки (некоторые из них совсем одинаковые, а некоторые отличаются одной деталью). Ребенку предлагается разложить картинки по данному образцу. Например: мишка коричневый в штанишках (три картинки), мишка коричневый в фартучке (три картинки), мишка коричневый без одежды (три картинки).

          Педагог может по своему усмотрению подготовить различные карточки, сохранив принцип подбора картинок.

           Ребенок должен: а) отобрать однотипные картинки; б) разложить все картинки по образцу.

            Во время выполнения задания наблюдают, насколько правильно ребенок выполняет действия, как долго удерживает в своей памяти задание, насколько хорошо различает в одежде похожих мишек. Фиксируется также заинтересованность ребенка.

       2.13. Задание

             Игра «Кто самый внимательный?» Детям раздаются цветные фишки. Затем предлагается внимательно рассмотреть красивую куклу: какого цвета у нее волосы, глаза, бант, платье, фартук, воротничок и т.д. Кукла убирается. Затем ведущий называет только одно слово: волосы (платье, бант), а дети должны поднять фишку соответствующего цвета. При правильном ответе дается кружок – очко. Выигрывает тот, у кого больше всех будет очков.

       2.14. Задание

          Игра «Потерянный домик». На импровизированной поляне появляется несколько домиков. Они отличаются размером и цветом. Из каждого домика выходит хозяин. Например, из высокого пятнистого домика – жираф, из маленького зеленого – кузнечик, из маленького разноцветного – бабочка и т.д. Вдруг раздается шум.

          Ведущий: «Перепутал все на свете

                              Знаю, кто – проказник ветер».

          Дует ветер (ребенок) и домики разлетаются в разные стороны. Дети бегут к одному домику и ищут его жильца (так и с остальными домиками).

     2.15. Задание

          Дети встают в круг, ведущий в центр. Каждый из детей показывает любую позу (присесть, руки вверх, в стороны и т.д.). Ведущий старается запомнить эти движения и спустя 1 минуту повторить их.

      2.16. Задание

           На столе разложены картинки из разных предметных тем («Посуда», «Обувь», «Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам:

    1. что мы едим (по теме «Продукты питания»);
    2. что мы надеваем (по теме «Одежда»);
    3. что растет на огороде (по теме «Овощи»).

            При самом простом варианте работы ребенку дается картинка-образец, которая находится  перед  его глазами при выполнении задания; ребенку нужно подобрать картинки только по двум темам.

            При усложнении задания количество тем увеличивается до 4-5, образец убирается. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

       2.17. Задание

            Раскладывается перед ребенком ряд картинок, где изображены хорошо известные ему предметы, которые можно классифицировать по темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Рыбы», «Насекомые». Сначала выставляются предметы одной темы, к ним прибавляются предметы из другой темы, например:  а) ромашка, роза, одуванчик, курица и т.д.

             Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не подходит к теме задания, объяснить, почему она лишняя.

              Далее задание усложняется: даются картинки из более близких групп, например:

              б) смородина, груша, малина, земляника;

                  морковь, репа, редиска, яблоко;

                  медведь, лиса, ёжик, собака.

               Затем можно предложить и такие картинки:

                   шуба, летнее пальто, зимнее пальто;

                   смородина, земляника, яблоко, черника.

         2.18. Задание

             На столе разложены в беспорядке части одной разрезной картинки. Надо собрать их так, чтобы получился весь предмет. Предметы, изображенные на картинках, должны быть хорошо знакомы детям. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом – разрезанная на три, четыре части. Хорошо использовать и простые кубики.

               Работа с разрезными картинками помогает логопеду выяснить:

                а) как ребенок справляется с комбинированием;

                б) как соотносит части и целое;

              в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же пытается выполнить мыслительную операцию.

           2.19. Задание

            Для складывания предлагается разрезанная на несколько частей двусторонняя картинка, на одной стороне которой нарисована лошадь, на другой – корова.

            2.20. Задание

              Ребенку показывается часть картинки, а он должен угадать весь предмет, изображенный на ней. Здесь можно пользоваться материалом для игр, где даны картинки, разрезанные на две, четыре части, кубики и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Внимание, внимание!"

    Выявляет причины невнимательности и даёт советы, как развивать внимание при момощи игр....

    Консультация для родителей: КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ ВНИМАНИЕ!

    Консультация для родителей:КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТВНИМАНИЕ!Больше всего дети страдают от отсутствия или недоразвития внимания. Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то...

    1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

    В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

    Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

    "Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

    Семинар-практикум "Внимание! Внимание! Внимание!"

    В рамках психолого-педагогического проекта"РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ" на тему "Общение без проблем" мы с коллегой провели семинар для педагогов и родителей " Внимание! Внимание! Внимание!" На этом семинаре пе...

    Важность родительского внимания в воспитании ребёнка! Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять внимание", на самом деле гораздо глубже, чем вы можете себе это пред

    Как важно быть внимательным родителем для своего ребенка? Что означает быть внимательным? Очень просто, - это означает уделять внимание. Не правда ли? Но смысл, кроющийся за словами "уделять вним...