Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Иванова-Елена-Владимировна

В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия на этапе постановки звука «р».

Цели:   - Развитие слухового и зрительного внимания;

- развитие движения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) с помощью упражнений артикуляционной гимнастики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие звуко-буквенного анализа.

Оборудование: - Мягкие игрушки, одевающиеся на руку с подвижным языком, индивидуальные зеркала, макеты светофора, интерактивная доска.

  1. Орг.момент.                

На магнитной доске ряд картинок. Дети по очереди подходят и выбирают по одной картинке на звук «р» (картинки не называются).

  1. Сообщение темы занятия.

Выполнение артикуляционных упражнений  в игровой форме.

Логопед:  «Сегодня на занятие к нам пришли друзья. (На руку одеваются куклы). Это мои помощники. Они вместе с нами будут выполнять артикуляционные упражнения.»

Включается музыка. Дети достают индивидуальные зеркала. Под музыку выполняют упражнения артикуляционной гимнастики, смотря на кукол на руке.

Выполняются упражнения:

«Бегемот» - широко раскрываем и затем закрываем рот.

«Часики» -   губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

«Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) Ритмично менять положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок.

«Почистить зубы» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Лошадка» - улыбнуться, показать язык, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.

«Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

«Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот(как растягиваются меха гармошки, так растягивается и подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот т «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения взад-вперёд.

Логопед: «А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и поиграем с вами в игры с пальчиками.»

  1. Самомассаж  пальцев (соединение пальцев, начиная с мизинцев). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз ,

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх).

                Театр пальчиков.

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Дети имитируют ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним.

  1. На опушке большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх

  1. Под деревом растут грибы.

На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки одного пальца.

П р а в а я  р у к а .

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки(безымянный палец)

Грузди и свинушки (средний палец),

Рыжики, волнушки. (указательный палец)

Даже маленький пенёк (большой палец)

Л е в а я  р у к а .

Удивленья скрыть не мог(растирают большой палец).

Выросли опята, (указательный палец)

Скользкие маслята(средний палец).

Бледные поганки(безымянный палец)

Встали на полянке.

«Соберём грибы в корзины».

Пальцы рук переплетены «корзинкой.»

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Светофор»

  1. Дети поднимают светофор, если услышат слог со звуком «р».

- ра-  -ла-  -шо-  -ру- - глы-  -смо-  -тры-  -ошл- - ур-  -ша-  -му-  акр-  ис-  -ар-  -уж-  -мы-  -ра-.

                 2. Дети поднимают светофор, если услышат звук «р» в словах, которые называет педагог:

                  Лама, рама, роза, куст, молоко, урок, стол, солнце, весна, крот, сыр, лампа, школа, ракета.  

3. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «р» в предложении.

Мама пошла в магазин покупать рыбу.

У Ромы болит зуб.

Весной тает снег. Всюду бегут ручьи.

У маленькой Настеньки румяные щёчки.

Папа купил большой торт.

                               Физкультминутка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Повернёмся мы вокруг.

  1. Решаем ребусы:

    (Использование интерактивной доски).

  1.  Итог занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

Примерный план структуры индивидуального логопедического занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах....

Конспект фронтального логопедического занятия « Гласные буквы и звуки»

Содержание проекта"В мире  гласных звуков и букв"Тип проекта: Информационно - творческийПо содержанию: ребенок, семья, ДОУ. По числу участников проекта: групповойПо врем...