Статья "Учимся, играя: чудесные превращения Буратино".
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Логопедическое занятие "Поможем Буратино стать большим" (содержание и рекомендации к проведению занятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся, играя: Веселые занятия с коварной Бабой-Ягой.

Не секрет, что результаты обучения в большей степени зависят от мотивации обучающихся. В дошкольном возрасте мотивация формируется конечно же с помощью игровой ситуации. В игре положительные эмоции ребенка способствуют более качественному и быстрому усвоению учебного материала.

Дети всегда любят играть, любят чудеса. Учитывая эту тягу детей ко всему чудесному, волшебному, я  разработала систему занятий, позволяющую успешно решать задачи речевого развития ребенка.

 Хочу предложить вниманию читателей одно из таких занятий.

Логопедическое занятие «Поможем Буратино стать большим»

Цели: расширение и активизация словаря по теме «Части тела», развитие навыков образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; коррекция слоговой структуры, развитие фонематического восприятия, слухо-речевой памяти и внимания детей

Оборудование: плоскостное разрезное двустороннее изображение Буратино, магнитная доска, магниты, кукла-марионетка Баба-Яга или ее силуэтное изображение, ширма.

Логопед объясняет детям игровую ситуацию: «Карабас-Барабас решил навредить Буратино, договорился с Бабой-Ягой и она заколдовала Буратино – Буратино стал очень маленьким. Ему очень трудно – его никто не замечает. Давайте поможем Буратино стать большим, расколдуем его».

Вниманию детей представлено плоскостное разрезное изображение маленького Буратино. Оно двустороннее: на обратной стороне изображен тот же Буратино, но уже совсем другой величины. Дети должны правильно назвать часть тела, которую хотят расколдовать. Как усложнение задания предлагается, называя крупную часть тела (руку, ногу, голову), перечислять и ее составляющие. Например, рука: локоть, пальцы, кисть; нога: колено, ступня, пальцы; голова: глаза, брови, нос, рот, губы, зубы, лоб, волосы, уши, шея, затылок и т.п.  Педагог при необходимости уточняет названия частей тела, помогает подобрать нужные слова. Когда выбрана и правильно названа соответствующая часть тела, логопед дает образец «волшебной фразы»: «У Буратино была ручка, а станет рука».  Но при этом предлагается добавить несколько «волшебных слов» (причем каждый раз эти слова  меняются логопедом). Волшебные слова подбираются:

-  с учетом коррекции слоговой структуры, когда стоит задача выделения ударного слога : да-да-ДА, ДА-да-да и т.п.

- с учетом развития фонематического восприятия, когда стоит задача правильно дифференцировать, например, глухие и звонкие звуки: па-ба-па и т.п.

- при необходимости эти две задачи можно объединить в одну: ТА-да-та,  ка-ГА-ха.

Когда дети правильно произносят «волшебную фразу» и «волшебные слова», логопед меняет за ширмой соответствующую часть разрезного изображения Буратино (просто переворачивая картинку обратной стороной, где эта часть тела увеличена), а Баба-Яга шевелится, падает, убегает и т.п.

Подобные игровые ситуации позволяют проводить логопедические занятия весело, эмоционально, каждый ребенок стремится «стать волшебником», высказаться. В задачу логопеда входит отслеживать каждого ребенка, подбирать «волшебные слова» и части тела для «волшебной фразы» с учетом его посильных речевых возможностей. Лучше всего разбить детей на подгруппы, чтобы речевые возможности детей в каждой подгруппе максимально совпадали. А на  индивидуальном занятии можно снова вернуться к этой игре уже с одним ребенком, если педагог чувствует в этом необходимость.


Можно использовать такую же игру при отработке суффикса –ИЩ-, но игровая ситуация будет уже другая: дети должны заколдовать Буратино, чтобы он стал великаном и отомстил Карабасу-Барабасу.  В этом случае волшебная фраза меняется, например: «У Буратино была рука, а станет ручища».

Ставит ли педагог целью формирование лексико-грамматических средств языка или развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза или развитие связной речи – подобные веселые игры можно использовать на любом логопедическом занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения

Конспект занятия по разделу "Ребёнок и окружающий мир" в средней группе...

РИСОВАНИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ « ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ КЛЯКСЫ».

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Использование нетрадиционных приемов рисования....

Дидактическая игра "Чудесный мешок Буратино"

Учить детей правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ....

Конспект НОД с ипользованием логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" для детей старшего дошкольного возраста "Чудесные превращения квадрата"

В методической разработке представлен вариант включения в НОД логико-математической игры "Квадрат Воскобовича" с целью интеллектуального развития и развития познавательных интересов детей с ...

Игра "Чудесные превращения" для развития интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи дошкольников с разными речевыми возможностями

ЦЕЛЬ игры: формирование умения интонировать в речи, т.е. создавать интонационный рисунок – изменять скорость произнесения, уметь поднимать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашив...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи на тему: "Игра: "Чудесный мешочек Буратино". Рассказывание об игрушках".

Конспект НОД в средней группе по развитию речи Тема: "Игра "Чудесный мешочек Буратино". Рассказывание об игрушках" Воспитатель: Беляева А.Н.  Задачи:Связная реч...