Игры в коррекционной работе по устранению ОНР
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

Ирина Владимирская

Проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда через игру и преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_korrekcionnoy_rabote_po_ustraneniyu_onr.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МАДОУ Детского сада

комбинированного вида №13 «Умка» г. Химки

Евсюкова Ирина Валериевна

«Игры в коррекционно-образовательной деятельности логопеда по преодолению ОНР

у дошкольников» (из опыта работы).

 «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко.
 

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Что даёт игра детям?

  1. Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  2. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
  3. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  4. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  5. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  6. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков. 
  7. Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
  8. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.
  9. Игра дает развитие воображения.
  10. Игра дает возможность развить свой ум.
  11. Игра дает радость общения.
  12. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее ак туальных для современной логопедии. Практика показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в послед ние годы выросло. На это влияют экологические, биологи ческие, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слу хом и сохранным интеллектом представляет собой спе цифическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:

  1. Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
  3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными  речевыми расстройствами.
  4. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
  5. Развивать и совершенствовать речевые возможности каждого ребенка, вовлекая его в игровую деятельность.

Предлагаемые игры и задания способствуют решению поставленных задач и отражают основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда: формирование лексико-грамматических представлений и совершенствование  навыков звукового анализа речи.

 «Викторина»

Цель: развитие речевого внимания и памяти детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

«Домашние птицы»:

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще? 
Сколько ног у двух кур?
Сколько голов у трех уток?
Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?
У кого ног больше – у курицы или петуха?
У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?

«Дикие животные»

Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий?

 А кто ниже жирафа?
Чего больше – медведей или медвежьих ушей?
У кого больше лап – у зайца или у волка?
Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?
Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?
Нора справа от дерева. Что слева?
Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

«Мебель»

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).
Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).
Леша и Маша едят манную …(кашу).
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).
Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).
Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).
Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

Звук Ж.

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).
С неба падают зимою и кружатся над землею мягкие пушинки, белые …(снежинки).
Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).

 Звук Д.   Родственные слова.

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил …ДОМ.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал …ДОМИК.
Самый маленький гномишко
Под цветком сложил …ДОМИШКО.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …ДОМИЩЕ.
Был он стар и был он сед
И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …ДОМОВОЙ.
Он калину, зверобой –
Все из леса нес …ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …ДОМ.

«Скажи наоборот»

Цель: практическое употребление предлогов к и от.

Мама подошла к столу.   (Мама отошла от стола)
Заяц прибежал к лисе.
Собака подбежала к хозяину.
К Маше пришли гости.
Ласточка подлетела к дереву.

«Наведи порядок»

Цель: уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.
       Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ
       И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.
На пляже тепленький …ЛЕСОК.
Вдали – березовый  …ПЕСОК.
       Далеко идти мне …ПЕНЬ,
       Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ.
А деревья пилят …ВИЛАМИ.
       Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК
       Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.
Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА.
       Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
       Чтоб раньше  распустились … БОЧКИ.

«Полслова за вами»

Цель:  развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха.

Содержание: логопед произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

«Опиши предмет»

Цель: знакомство с понятиями “свойства и признаки предметов”, формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: логопед или ребенок задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

«Я знаю»

Цели: развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: логопед (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

 - Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

«Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: развитие внимания, наблюдательности, речи, терпения.

Содержание:  желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

«Кто наблюдательнее»

Цель: закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: логопед предлагает текст, где дети находят выбранную им букву.

«Сочини сказку о предмете»

Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса.

Содержание: логопед или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

«День – ночь»

Цель: развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: логопед называет слово, дети - противоположное ему по значению: “День - ночь, сладкий - кислый” и др.

«Молоточки»

Цель: закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Содержание: дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых логопедом, палочкой по столу, выделяя ударный звук.

« Буква заблудилась»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, фонематического слуха.

Содержание: дети должны “исправить” слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

«Колокольчики»

Цель: развитие внимания и фонематического слуха детей.

Содержание: необходимо найти звонкие согласные в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук.

«Слова»

Цель: закрепление знаний о предметах, их признаках и действиях.

Содержание: логопед задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят предметы, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Рассказы – шутки.

Логопед предлагает детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

2. «Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

3. Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске.

Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вылез крокодил и сказал: «Петя, я тебя съем». Петя испугался и хотел закричать: «Мама!», но от испуга все перепутал и закричал: «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть: «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал, и у него получилось: «Мама». Так они стояли и разговаривали. Петя говорил: «Ам – ам», а крокодил - «Мама».

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки.

Речь с движениями.

Цель: накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве. 

1. Это правая рука, это правая нога,
    Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
    Это левая рука, это левая нога,
    Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
    Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
    Мы ногами – топ, топ, топ.
    Кулаками постучим,
    Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

2. (У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая):
    У сосны, у пихты, елки
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Нас уколет можжевельник.

3. Слон сильнее двух коров (руки согнуты в локтях)
    Толще бегемот трех львов (руки в стороны)
    Лошадь быстрее пяти лягушат (бег на месте)
    Выше жираф четырех медвежат (руки вверх)

4. Слоговой анализ слов: отпрыгать или отхлопать количество слогов в словах по картинкам, в названии которых есть заданный звук.
    Мы попрыгаем немножко,
    Пусть слова разделят ножки!
    Мы с картинками играем,
    По слогам их называем.
    Покажи свои ладошки,
    Мы похлопаем немножко.

Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка. Для этого могут быть использованы стихи, которые можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется они и в индивидуальной работе с детьми при постановке звуков.

Звук З.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз.. произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит.

Звук М.

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда … молчанье!

Звук П.

- П, п, п! – пускает пар полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит, из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегает.
Плавно по реке плывет, паром пышет пароход.
- П! – мы губы сложим вместе.
- П! – мы выдохнем порезче!
- П! П! П! – пыхтим мы глухо:
Нету голоса у звука!

Звук Т.

Языком, передним краем,
В десны верхние ударим.
- Т! – и выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Т – не звонкий, Т – глухой,
Т – короткий, Т – взрывной!

Звук О.

- О! – мы губы округляем.
- О! – мы плавно напеваем.
- О! – свободно голос льется.
- О! – так звонко раздается:
Обруч, орден, остров, омут,
Окунь, отмель, осы, овод!

Звук А.

Все со мною вместе пойте – А!
И пошире рот откройте – А!
-   А! – споем мы высоко, 
-  А! – протянем низко.
-  А … - как будто далеко,
-  А … - мы слышим – близко.
-  А,  - шепнем,
-  А! – крикнем звонко.
-  А, - тихонько,
-  А! – так громко!
Все теперь мы будем знать.

Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

Та - та - та - у нас дома чистота.

То - то - то - стали мы играть в лото.

Ать - ать - ать - мы идем гулять.

Ат - ат - ат - берем с собою самокат.

Ча - ча - ча - горит в комнате свеча.

Чу - чу - чу - молоточком я стучу.

Оч - оч - оч - наступила ночь.

Цо - цо - цо - на руке кольцо.

Цы - цы - цы - поспели огурцы.

Ец - ец - ец - очень вкусный огурец.

Роль речи в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов - помочь ему овладеть речью. Вовлекая детей в игру мы формируем их мышление, расширяем познавательные возможности. Они  могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Дети обогащают свой лексический запас, грамматически правильно строят фразу при выражении определенной мысли, что способствует формированию нормальной психической жизни ребенка. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.  

Примечание:

Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).

Используемая литература:

  1. Н.С. Жукова,  Е.М. Мастюкова,   Т.Б. Филичёва «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». – М., 1990.
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы  в  логопедической  группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей "Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении общего недоразвития речи на занятиях по познанию целостной картины мира в старшей группе"

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.Формир...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков

Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – у...

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...