Логопедическое занятие в клубе "Говорун" для детей старшего возраста.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Аносова Марина Александровна

Автоматизация звука (Р) в слогах, словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kruzhka_govorun_starshaya_gruppa.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие на планету Пикар

Этап: Автоматизация звука (Р) в слогах, словах.

Цели: 1. Закреплять правильное произношение звука (р) в слогах, словах.

           2. Развивать слуховое внимание на основе соотнесения, выделения звука (Р) в словах.

           3.Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: индивидуальные зеркала, лист формата А - 4 с 6-тью точками,  символ звука (Р) - синий прямоугольник с закрученной спиралью и гласных звуков (геометрические фигуры) на каждого ребенка; звукозапись голосов животных, игрушки животных из разного материала; на тарелочках у каждого картинки животных, символы, показывающие место звука в слове, планета – большой круг из ватмана, разделенный на 6 секторов, где нарисованы картинки в зависимости от расположения звука (Р), геометрические танграммы.

                                    Ход занятия:

1.Организационный момент.

Мы с вами сегодня  отправимся в путешествие, для этого нам надо подготовиться к полету.

2. Артикуляционная гимнастика

«Почисти верхние зубки»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Вкусное варенье»

«Индюк»

«Барабанщик»

На моей планете очень хорошо говорят звук (Р), а вы умеете рычать? – дети рычат.

3. Уточнение артикуляции звука (Р)

- Губы открыты,

- Зубы разомкнуты,

- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

- Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
Дайте характеристику звука (Р)- ( согласный, твердый, звонкий).

Каким цветом мы его обозначим? - (синим)Нам нужно пройти некоторые испытания, чтобы отправится в полет.

4. Автоматизация звука (Р) в слогах.

1). Изготовление тренажера с детьми, с ориентировкой на листе бумаги.

На листе стоят по вертикали 6 точек (у каждого).

Почему наши фигуры на тарелочке красным цветом? - (они обозначают гласные звуки)

Положи звук А на верхнюю точку (большой круг).

Положи звук И на нижнюю точку (прямоугольник).

Положи овал на 2 точки ниже от круга (звук О).

Положи звук У под О (маленький круг).

Положи треугольник (Э) между А и О

Положи звук Ы над И (квадрат).

2). Чтение слогов

Звук (Р) ставится слева или справа  от гласных (геометрических фигур).

- Давайте справа к ним будем подставлять звук (Р), что получается, шагаем вниз, читаем:

АР, ЭР, ОР, УР, ЫР, ИР

- Подставьте (Р) слева от (У), затем шагать вверх: РУ, РО, РЭ, РА

Сколько ударов карандашом по столу услышишь, столько раз повтори за мной.

5. Автоматизация в словах

1). Узнавание звуков (звукозапись). Дети слушают запись голосов животных

- Кто издает этот голос? Что она делала?

Собака лаяла, корова мычала, овца блеяла, кошка мяукала, свинья хрюкала.

- Кто издавали голоса?  (животные)

- Какие это животные? (домашние)

      2). Называние игрушек животных (на столе выставлены различные животные из разных материалов) – дети сидят на ковре.

- Смотрите, это настоящие животные? (игрушечные)

- Назовите, кого вы видите? (собаку, корову, жирафа, ежа, медведя, барана, крысу, мышку, слона, рысь)

  1. Хлопните в ладоши, если услышите звук (Р) в названии животного.

(логопед перечисляет животных)

  1. Назовите животных со звуком (Р)
  1. Все ли эти животные домашние? Какие?
  2. Назовите диких животных.
  3. Мои игрушки сделаны из разных материалов, из чего?

Рысь из фарфора – фарфоровая

Собака из стекла – стеклянная

Жираф из бумаги – бумажный

Жираф из картона – картонный

Баран из меха – меховой

Мышка связана - вязанная

Мышка из шерсти – шерстяная

Слон из камня – слон из камня

Корова из резины – резиновая

Крыса из глины – глиняная

Медведь из дерева - деревянный                                               Проговаривание 

Физминутка

Вот теперь мы готовы к полету на мою планету Пикар.

                        Руки в стороны – в полет   (дети бегут на носочках)

                        Отправляем самолет.

                        Правое крыло вперед,  (поворот через правое крыло)

                        Левое крыло вперед,    (поворот через левое крыло)

                         Полетел наш самолет  (бегут, расставив руки в стороны).

    3). Работа с картинками за столами (на тарелочках около родителей)

У родителей  есть картинки животных, отобрать животных со звуком (Р) и положите их перед собой.

Определить место звука (Р) в слове (подставить символ к картинке).

Родители проверяют работу детей, затем логопед (часто сами родители путаются)

Каждому ребенку выдается своя схема слова: звук (Р) в начале слова, в середине, в конце - для полета на планету, чтоб найти нужную страну на планете.

6. Планета Пикар

Дети садятся у планеты, страна планеты соответствует схеме.

  1. называние предметов в данной стране, закрывание их фишками все по очереди.

2) чтобы убрать фишку, назвать предметы во множественном числе Р. п.

-  В твоей стране много чего? кого?

Какие животные живут на планете Пикар? (перечислить животных, которые встретились в их стране)

  1. Составление танграммов.

На планете Пикар очень любят собирать головоломки, вам предлагаю сложить фигуру из кусочков. Дети собирают под звуки спокойной музыки.

  1. Итог занятия.

- Вы сегодня очень старались, чтобы попасть на мою планету. Как она называлась?

- На чем мы добирались на нашу планету?

- Каких животных вы запомнили со звуком (Р).

Домашнее задание проговаривается родителям. Раздается каждому лист с картинками – раскрасками.

  1. Произносить (Р)  в слогах, словах по 5 раз, используя

листы – раскраски.  Раскрасить предметы.

  1. Употреблять предметы с листа (существительные) в Р.п. (много чего? кого?)  
  2. Вспомнить с занятия животных со звуком (Р).
  3. Употреблять прилагательные из чего сделаны предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Занятие - викторина для детей старшего возраста

Занятие - викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у Светофорчика"....

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего возраста с анималистической живописью посредством пластинографии по теме: «Совушка-сова большая голова».

Расширить представления детей о лесной птице-сове, об осо­бенностях внешнего облика, образе жизни посредством,  использования имеющихся умений и навыков работы с пластилином для создания креативн...

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем зна...

Проектная деятельность в логопедической группе ФИТНЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ.(старший возраст)

Фото-отчет по физической культуре в ДОУ (старший возраст) логопедическая группа Проектная деятельность- Детский фитнес....

Конспект логопедического занятия «Зоопарк» для детей старшего возраста с ОНР

Конспект логопедического занятия «Зоопарк» для детейдля детей старшего возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме: «Животные Севера и жарких стран»...