Тема: Звук А, буква А.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Говорова Анна Юрьевна

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук А, буква А.

Цель: Уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, фонематического слуха и фонематического восприятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л.: Сядут только девочки, а теперь – мальчики.

     2.  Основная часть

Знакомство со звуком А.

Л.: Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.

Слова: август, аист, адрес, астры, альбом

Л.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!

Даша, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А

Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? А – А – А.

Уточнение артикуляции.

Л.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

Л.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

Л.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.

Л.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

Л.: Ребятки, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.

Среди звуков, среди слогов, среди слов

Физкультминутка

Гриша шел — шел - шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                              (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                           (Наклоны вперед.)
Два - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Три - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                        (Шагаем на месте.)

Работа с демонстрируемым материалом

Логопед выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Антон, девочку зовут Валя.

Л.: Ребятки, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Антону, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Вале.

Знакомство с буквой А.

Л.: Ребятки, посмотрите что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Л.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Л.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

Подведение итога

Л.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква?  Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...


 

Комментарии

Пырлик Татьяна Валерьевна

Спасибо! Очень интересное занятие. Ничего лишнего, всё будет понятно детям с ОНР.