ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного аппарата. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение “Управление дошкольного образования”  исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

подготовила

учитель-логопед

 Нигматуллина Лейсан Рафаэлевна

г. Нижнекамск

2012

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не доразвитием лексико-грамматического строя речи.

   Наиболее характерными для детей, страдающих дизартрией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту (боковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располагается между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р ) или отсутствие звуков  р и л.

Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

   В настоящее время распространены стертые формы дизартрии  ,когда страдает какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л, с.

   При исправлении этого нарушения педагоги встречаются с большими трудностями.

Известны работы, освещающие приемы логопедического массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой, Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой освещаются методы логопедического массажа, применяемые к детям с ОНРв доречевом периоде и к более старшим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  1. классический ручной;
  2. точечный;
  3. аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В справочниках по массажу можно найти описание этих приемов.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1—2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга. При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый. Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

   Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дислалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в стадии разработки), каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

   Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняшний день основные виды логопедического массажа, доступны для выполнения,как специалистами,так и родителями.

       УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

 При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать следующие определенные условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

Положение ребенка

   При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидящего ребенка.

 Правила проведения массажа

Массаж должен быть дифференцированным: необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов артикуляции;

Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разра ботавших специальные массажные комплексы;

в Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

■        Приемы массажа не должны вызывать болезненных
ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

Литература

1. Красикова И.С .Детский массаж. М.2006.

2.Краузе Р.А .Логопедический массаж С.Пб.2007.

3.Новикова Е.В .Зондовый массаж:Коррекция звукопроизношения. М.: Просвещение, 2005.

4.Фомичева Т.Б. Воспитание правильного звукопроизношения.М. :Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Существуют различные виды и приёмы логопедического массажа...

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Мастер - класс для педагогов "Виды и приёмы логопедического массажа"

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств....