« Логопедический массаж. Использование нетрадиционных методов и приемов»
опыты и эксперименты по теме

Эльдарова Оксана Евгеньевна

Обобщенный опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_massazh.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт работы

« Логопедический массаж.

Использование нетрадиционных методов и приемов»

Подготовила учитель – логопед

Эльдарова Оксана Евгеньевна

Логопедический массаж как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.

        Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Показания к применению массажа

в логопедической практике

        Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Место массажа в комплексной системе

коррекционно – педагогического воздействия

        Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

        При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой.

        При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

        Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

        Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба.

Предварительная диагностика

        Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

        Логопеду следует определить состояние мышц:

                верхней половины туловища,

                шеи,

                мимических,

                артикуляционных.

        Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

        Осмотр. При осмотре ребенка следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженой глазной щели, а также наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения.

        Далее необходимо провести осмотр кожных покровов. Массаж в первую очередь оказывает воздействие на кожу, поэтому от ее состояния в определенной степени будет зависеть выбор и особенно дозировка массажных приемов.

        Пальпация. Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса.

        Особенности состояния движений (общих и артикуляционных) оцениваются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

        При обследовании состояния артикуляционного аппарата как в покое, так и при двигательной нагрузке следует обратить внимание на ряд диагностических критериев (см. таблицу).

        Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушениях звукопроизношения.

        

На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

Виды массажа, используемые

в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме того, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Противопоказания к назначению массажа

Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий.

Общие рекомендации к проведению массажа

Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух – трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 – 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более.

Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. начальная длительность процедуры обычно составляет 5 – 7 мин, а конечная – 20 – 25 мин.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь.

Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, является решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Положение тела при массаже

Перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу – позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

  1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой – небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.
  2. Поза – полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.
  3. Положение массируемого аналогично указанному положению в пункте 1. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверхности.

        

Основные приемы массажа

  1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.
  2. Растирание.
  3. Разминание.
  4. Вибрация и поколачивание.
  5. Плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

В логопедическом массаже применяются в основном три приема поглаживания. Это поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема граблеобразное поглаживание.

2. Растирание. Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

3. Разминание. Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышц. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе.

4. Вибрация и поколачивание. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц. А легкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть).

5. Плотное нажатие. Как правило, этот  прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическое состояние мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе. Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легкими поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 6 – 8 раз.

Родителям раздаются распечатки  и проводится консультация с показом на ребенке по правильному проведению логопедического массажа.

(см. «Расслабляющий массаж»)

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляются путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4 – 5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8 – 10 раз.

Родителям раздаются распечатки  и проводится консультация с показом на ребенке по правильному проведению логопедического массажа.

(см. «Стимулирующий массаж»)

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий, в последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом. При спастичности языка (она отмечается значительно чаще, чем гипотония) для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (по одной ч. л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л кипятка).

Цели массажа языка:

а) нормализация мышечного тонуса;

б) включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц;

в) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

г) уменьшение слюнотечения.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  1. зондовый массаж (используются зонды Е.В. Новиковой);
  2. пальцевый массаж (производится в напальчнике или через марлевую салфетку);
  3. массаж деревянным или металлическим шпателем;
  4. массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости, щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Нетрадиционные методы и приемы.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

 В своей работе по логопедическому массажу я использую пластмассовые зонды – «Игольчатый» и «Шарик». 

«Игольчатый» зонд предназначен для легкого поверхностного точечного обкалывания лица и языка. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. При обколах используются короткие, частые, легкие движения. Для более интенсивного воздействия применяется обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивают его вправо, влево, назад в течение 4 – 6 секунд.

 «Шарик» предназначен для точечного массажа. Может быть использован при постановке звука Р. С другой стороны – это «Вертушка», которая используются в упражнениях на дыхание.

Благодаря их яркому, красочному виду дети с удовольствием идут на массаж.

         Для массажа языка использую аппликатор Ляпко («Малыш») и лицевой валик Ляпко, что повышает в 2 – 3 раза эффективность массажа.

        Аппликаторы стимулируют ткани, вызывая в них усиленный кровоток, который в свою очередь оздоравливает клетку, выводя из нее токсины и прочий «мусор». Кроме того на кончиках игл возникает электрический разряд, который благоприятно воздействует на ткани и равнозначен назначенному в больнице физиолечению.

Как устроен аппликатор Ляпко

Изготавливается аппликатор в виде эластичных резиновых пластин и валиков с оригинально закрепленными в них иглами из необходимых для организма металлов (цинка, меди, железа, никеля и серебра).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования.

План работы с детьми по художественно-эстетическому развитию посредством использования нетрадиционных методов и приемов рисования....

Конспект ООД по изодеятельности: «Подводный мир» с использованием нетрадиционных методов и приемов рисования во второй младшей группе

Цель: закрепить умение рисовать пальцем.Задачи: 1       Развивать  художественно - творческие способности  детей младшего дошкольного возраста.2...

использование нетрадиционных методов и приемов в коррекционной работе с детми , страдающими дисграфией

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении ...

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"

мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....

Использование нетрадиционных методов и приемов в работе учителя-логопеда

Проводя традиционные занятия с детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в пам...