ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
статья по логопедии на тему

Существуют различные виды и приёмы логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_priemy.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ И ПРИЕМЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Различные схемы логопедического массажа предлагают

специалисты, работающие с детьми, страдающими детским

церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание

нервной системы, при котором особенно страдают моз-

говые структуры, ответственные за произвольные дви-

жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы-

ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да-

валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди-

зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре-

чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь

и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда-

ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее

стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо-

го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-

хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос-

вещаются методы логопедического массажа, применяе-

мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар-

шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это:

поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра-

вочниках по массажу можно найти описание этих приемов.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом-

кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про-

изводит движения в различных направлениях (продольно,

поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием

начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи-

вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный.

Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще

1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже

органов с небольшими мышечными группами (в логопе-

дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь-

ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука

не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира-

ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной

полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От-

сюда и названия основных типов растирания: прямолиней-

ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при-

меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется

концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука

выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас-

ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание.

Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание

на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

Растягивание — разновидность разминания. Выполняется

двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность,

несколькими пальцами производят короткие ритмичные

движения, сдвигая ткани друг от друга.

При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап-

парат) передает телу массируемого колебательные движе-

ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис-

пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-

вание концевыми фалангами указательного и среднего

пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения

подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа,

когда локально воздействуют на биологически активные точ-

ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или

стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под-

бираются очень строго индивидуально, так как неправиль-

ное применение этого вида массажа может усложнить кар-

тину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных,

вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото-

рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность

целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар-

тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их

деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит

быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по-

лученными специалистами, которые работают с детьми,

страдающими различными речевыми расстройствами: дис-

лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после-

операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при

умственной полноценности) — полностью. Исправление

звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

 Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.

Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый

массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нѐба с их помощью. Благодаря

своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

Массаж артикуляционных органов укладывается в опре-

деленную схему и строится с учетом постепенного увеличе-

ния нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в ста-

дии разработки), каждый из которых воздействует на опре-

деленную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нѐба.

Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняш-

ний день основные виды логопедического массажа. Однако

автору данной книги хотелось создать свою компактную

схему массажа, доступную для выполнения и специалиста-

ми, и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Массаж должен быть дефференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта, особенности строения артикуляционного аппарата. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эм...

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Мастер - класс для педагогов "Виды и приёмы логопедического массажа"

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств....