Логопедические игры и упражнения с дошкольниками для профилактики дисграфии
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме
С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать "глупых" ошибок на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_igr_i_uprazhneiy_dlya_profilaktiki_disgrafii4.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки игр и упражнений для профилактики дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР
- Обучение грамоте на русском языке в школе осуществляется по так называемому звуковому аналитико - синтетическому методу, поэтому для её овладения ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуко-слоговом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Он должен чётко различать звук и букву, слово и предложение
- Только при условии свободной ориентировки в звуко-слоговом составе слова и структуре предложения школьник сможет записать слово и предложение правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка "туманной", то её искажение на письме будет неизбежно: пропуски, опускание, перестановки букв или добавление лишних букв. Возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. Нарушается и структура предложения.
- Для предупреждения этого вида дисграфиии необходимо уже в средней группе начинать работу с дошкольниками, имеющими ОНР. У таких воспитанников часто нарушена мотивация. Поэтому все дидактические коррекционные упражнения надо проводить в игре. Можно использовать на своих занятиях несколько интересных пособий. Условные обозначения звуков традиционные (гласный – красный; твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).
1. «Развесели грустного человечка»
Описание: Обычная игрушка-каталка со штырьками для колец; у человечка можно поменять грустное лицо на весёлое; кольца красного, зелёного и синего цветов, картинки анализируемых слов.
Цель: Учить малышей звуковому анализу слов. Развивать фонематическое восприятие. Дать представление детям о гласном и согласном звуках, об их различиях. Дать представление о твёрдости – мягкости согласных. Учить выделять пройденные согласные из слов. Чётко определять порядок звуков.
Использование игрушки «Развесели человечка»: Человечек в жёлтой одежде (символ «слова») с грустным лицом не знает, из каких звуков состоит его слово (их 2-х, 3-х, 4-х звуков). Надо ему помочь. Если ребёнок справляется с заданием правильно, то грустное лицо человечка меняется на весёлое. Пример: Сколько звуков ты слышишь в слове «АУ». Какой 1-й звук? «А» - он гласный. Одень красное колечко на 1-й штырёк. Какой 2-й? «У» - он тоже гласный. Какое колечко оденем на 2-й штырёк? Выложи слово «ЭХО», самое лучшее слова на свете «МАМА» (папа, пума, мука, нота, кума, мак, мок, ком, кит, ком, кок, уха; звукокомплексы УА, ИА и т.д.)
2. «Гусеница»
Описание: Голова гусеницы с хвостиком - резинкой и 10 колёсиков красного, синего и зелёного цвета (для хвостика гусеницы), картинки анализируемых слов.
Цель: Учить малышей звуковому анализу слов. Дать представление детям о гласном и согласном звуках, об их различиях. Дать представление о твёрдости – мягкости согласных. Учить выделять пройденные согласные из слов. Чётко определять порядок звуков. В более сложном варианте упражнять в выкладывании йотированных гласных (Я, Ё, Е, Ю) в начале слов. Использование игрушки «Гусеница»: Поможем гусенице собрать её хвостик. Ребёнок рассматривает предложенную картинку и, назвав слово, нанизывает на резинку колёсики нужного цвета. Выполнив задание, переворачиваем картинку и проверяем правильность выполнения.
3. «Ёжик с прищепками»
Описание: Вырезанное из ткани или картона тело ёжика без иголок; прищепки красного, синего, зелёного цвета; картинки анализируемых слов.
Цель: Продолжать учить воспитанников звуковому анализу слов. Учить дифференцировать понятия гласный, согласный; твёрдый – мягкий согласный; звук – слог. Развивать мелкую моторику рук. Использование пособия «Ёжик с прищепками»: Помоги ёжику собрать его иголки (разноцветные прищепки). Ребёнок рассматривает предложенную картинку и, назвав слово, собирает прищепки нужного цвета по слогам; между слогами – небольшие пробелы, чтобы посчитать слоги и сравнить их количество с количеством гласных. Сколько гласных столько и слогов.
4. «Фонетические счёты»
Описание: Обычные детские счёты с красными, синими, зелёными и оранжевыми костяшками. Цель: Учить детей определять количество гласных и согласных, закреплять представление о твёрдости – мягкости согласных, определять количество слогов. Дать представление детям о гласных звуках, как о слогообразующих.
Учить правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». Использование пособия «Фонетические счёты»: Ребёнок должен сначала слово прохлопать (простучать, протопать, попрыгать, посчитать сколько раз откроется при произношении этого слова рот). И отложить на счётах столько оранжевых костяшек, сколько в слове слогов; столько красных костяшек, сколько гласных; столько синих, сколько твёрдых согласных услышал в слове; столько зелёных, сколько услышал в слове мягких согласных. Сравнить количество гласных и слогов. Их поровну. Более простой вариант: откладывать только слоги и гласные.
5. «Пароходики»
Описание: Пароходик жёлтого цвета (слово – предмет) с 3-мя синими окошками и пароходик с 3-мя зелёными окошками для определения позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Труба слева у зелёного - это начало слова, российский флаг слева у синего - это начало слова. ( На начальных этапах обучения уточняются представления ребёнка о значении слов «начало» и ««конец», « читаем» пальчиком полоски слева направо.) Картинки с парными по твёрдости-мягкости согласными в разной позиции в слове.
Цель: Учить детей определять позицию заданного звука в слове. Продолжать учить дифференцировать согласные по твёрдости – мягкости. Использование пособия «Пароходики»: У детей на столах лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с заданным звуком (твёрдый и мягкий вариант). На раз картинки переворачивают, на два смотрят, на три определяют, где спрятался заданный звук; твёрдый он или мягкий. « В какой каюте поедет твоя картинка?» Магнитом каждый ребёнок прикрепляет свою картинку к нужной каюте, и мы отправляем свои картинки в морское путешествие на пароходиках.
6. «Волшебный экран»
Описание: Набор состоит из магнитов: красного, зелёного и синего цвета (магниты легко прикреплять к металлической поверхности экрана, легко исправлять ошибки, магниты не рассыпаются); картинки анализируемых слов, с другой стороны которых схема этого слова; сам столик со стульчиком и экраном.
Цель: Продолжать учить детей звуко – слоговому анализу; определять количество согласных и гласных звуков в составе слова. Их последовательность и место по отношению к другим звукам этого слова. Учить подбирать к схеме подходящую картинку.
Использование « Волшебного экрана»: 1. Дети, рассмотрев картинку, выкладывают схему к слову магнитами соответствующего цвета. По окончании работы карточка переворачивается и проверяется. 2. Логопед выкладывает схему из разноцветных магнитов, дети подбирают к ней подходящую картинку. Переворачиваем – проверяем. Пример: определи количество гласных звуков в слове "Марина". Покажи где «а», сколько в этом слове «а»? Покажи где «и». Определи количество согласных звуков в слове "мак". Назови звуки по порядку. Покажи где «к», покажи где «м». Какой звук слышится между первым и третьем в слове «лампа»; какой звук в слове «рука» слышится перед вторым звуком (и т. п.)
7. «Динозаврики»
Описание: Набор состоит из пластмассовых динозавриков красного, синего и зелёного цвета; шнурок; картинки анализируемых слов.
Цель: Продолжать учить детей звуковому анализу; определять количество согласных и гласных звуков в составе слова. Их последовательность и место по отношению к другим звукам этого слова. Учить подбирать к схеме подходящую картинку
Использование пособия «Динозаврики»: Динозавриков можно нанизывать на шнурок, как бусы соответственно звуковому составу слова или выкладывать из них звуковые схемы.
8. «Фонетическая мозаика»
Описание: Деревянная основа из набора «Pertra» с дырочками. Деревянные бусины красного (гласный), синего (твёрдый согласный) и зелёного (мягкий согласный) цветов; оранжевые бусины (слоги); меняющиеся карточки с картинками. Эта дидактическая игра подходит для индивидуальных занятий.
Цель: тренировать фонематический анализ и синтез слов у детей. Учиться определять:
- какие именно звуки, входят в состав слова;
- какова последовательность звуков в слове:
- каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
- сколько гласных столько и слогов
- соотнесение слова с подходящей схемой.
Использование пособия «Фонетическая мозаика»: Дети, рассмотрев картинку, выкладывают подходящую схему к слову, и ставят соответствующие по цвету бусины в дырочки основы рядом с картинкой. После того как ребёнок выполнил задание, карточка переворачивается и проверяется.
9. «33 богатыря»
Описание: Пластмассовые «комнатки» для 33 букв и схем звукового анализа (по количеству детей). Я изготовила и использую наглядное моделирование для тренировки фонематического анализа и синтеза слов: звуки - красные, синие, зелёные кружки; слоги – оранжевые полоски; слова – предметы - жёлтые полоски; слова – действия - зелёные полоски; предлоги - коричневые квадраты. Цель: Тренировать в выкладывании простых и сложных слов, в их звуко – слоговом анализе и синтезе, в выкладывании простых предложений. Учить, что в конце предложения ставится точка. Подводить к осознанию ребёнком, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов, что есть короткие слова и длинные, слова можно поделить на слоги, а слоги на звуки. Звуки мы произносим и слышим; буквы видим, пишем и читаем. В этом ребёнку помогают 33 богатыря – буквы родного русского языка.
Мои воспитанники выкладывают простые предложения уже в старшей группе.
Использование пособия «33и богатыря»: Детям раздаются коробки с настольной игрой. По картинке предлагается придумать предложение с заданным количеством слов (логопед подбираем картинки, чтобы в предложениях были все знакомые буквы, и дети все эти звуки правильно артикулировали). Например, «У сома усы». Скажите, мы придумали слово или предложение? Выложите схему этого предложения. Сколько слов в этом предложении? Назовите 1-е слово. Покажите пальчиком (ребёнок «читает» слова слева направо). Назовите 3-е слово. Покажите. Назовите 2- е слово. Покажите. Далее дети выкладывают фонетические схемы каждого слова. В конце предложения мы ставим точку.
Ожидаемые результаты Натренированные таким образом дети, имеющие общее недоразвитие речи, смогут свободно ориентироваться в звуковом составе слова.
И в школе смогут записать его правильно: не пропуская и не вставляя букв и слогов, не меняя их местами.
Кроме того, будущий ученик будет сохранять структуру предложения на письме, не будет испытывать первоначальных затруднений в делении предложений на слова.
Реальные результаты: Использование этих пособий дало очень хороший результат в коррекционной работе с моими воспитанниками, имеющими ОНР.
Мои два предыдущих выпуска (2005 года и 2008года) играли в эти игры и по результатам обследования перед школой показали высокие результаты по звуковому анализу и синтезу, по обучению грамоте.
Заключение: Эти игры и упражнения можно использовать как для индивидуальной работы, так и при работе в парах, группах и на фронтальных занятиях.
Работа с ними даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу обучения.
Они могут использоваться не только в логопедических, но и в массовых группах детского сада и дома.
С уважением Александрова Елена Борисовна, учитель – логопед высшей категории Москва 2010 Список использованной и рекомендуемой литературы
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. М., 2003
- Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СП., 2001.
- Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов. СП., 2001.
- Правдина О.В. Логопедия / Учебное пособие для дефектологов. М., 1969.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М., 1989.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе д/сада для детей с общим недоразвитием речи. М.,2008.
- Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста
//Вопросы психологии, 1963.
- Новоторцева Н. В. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников. СП, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...
Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...
Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов.
Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов....
Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата
Игры и упражнения для детей,для профилактики нарушенийопорно – двигательного аппарата...
Игры и упражнения по коррекции и профилактике тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
игры...
Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников.
Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников....
Коррегирующие упражнения для дошкольников по профилактике плоскостопия
Коррегирующие упражнения для дошкольников по профилактике плоскостопия...
Комментарии
С обычными играми и игрушками