Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

"Жили-были гномы Бим и Бом"  с элементами логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки Б и БЬ.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

конкурсного занятия

по подготовке к обучению грамоте

с элементами логоритмики

 в старшей группе:

 «Жили - были гномы Бим и Бом»

Составила:

 учитель-логопед

 МАДОУ «Детский сад №147»

Каплан Екатерина Валерьевна


Цели:

  1. Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
  2. Учить детей анализировать звуковой ряд.
  3. Учить различать звуки Б и БЬ по твердости –мягкости на слух и в произношении
  4. Закрепить связь звука и буквы Б.
  5. Закрепить умение определять позицию звука в слове и выкладывать на схеме
  6. Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений.

Оборудование:

  1. Проектор, экран;
  2. игрушки на звуки Б, Бь;
  3. чудесный мешочек
  4. 2 стола, 2 скатерти - синяя и зеленая
  5. индивидуальные зеркала,
  6. картон, пластилин, дощечки
  7. Угощение – бублики (баранки)

Ход занятия

  1. Сюрпризный момент – послание от Белоснежки.

Раздается звон колокольчика и происходит волшебство. К нам из сказочного леса пришла Белоснежка. Она сообщает детям, что два гномики ее совсем перестали слушаться, не желают заниматься. Устроили такой беспорядок в домике и не знают, как правильно разложить предметы по своим местам. Она рассердилась на них (покажите мимикой как) и отправила к детям в детский сад.

Появляются гномы БОМ и БИМ. Здравствуйте, гномики. Ребята посмотрите, почему-то у них грустные лица. Покажите мимикой какие у гномиков лица. (Мимические упражнения: показать грусть на лице).

Что же нам делать, ребята, как мы можем им помочь?

Какие звуки слышатся в их именах?

Сегодня мы познакомимся со звуками Б и Бь. И научим гномов их различать.

А для начала они хотят нам рассказать о том, как они живут в сказочном лесу и чем занимаются.

2. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная сказка о Гномиках в стихах (с демонстрацией слайдов).

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Что помогает нам произнести звук?

Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Какой звук Б гласный или согласный?

Давайте пригласим гномиков в звуковой домик. Покажем им, на каком этаже живут их любимые звуки?

Какого цвета шторы на окне? Каким цветом будем обозначать на схеме звук Б? (звукБЬ)

Гномикам очень интересно узнать, для чего на левой половинке домике висит колокольчик. Что он означает?

Расскажите Бому про его звук Б. (Согласный; твердый, звонкий).

Приложите ладонь к шее. Горлышко дрожит, голосок звенит.

Расскажите Биму про его звук Бь: согласный, мягкий, звонкий.

4. Выделение звуков Б и БЬ из ряда других согласных звуков.

Дидактическое упражнение  «Поймай звук».

Давайте поиграем с гномиками, чтобы поднять им настроение.

Научим гномиков ловить звуки.  Закройте глаза, приготовьте ушки и ладошки.

Т   Г   Б   П   В  К БЬ   Н   М   Д   Б   БЬ  Б   П   Х   БЬ

5. Произношение звуков Б, Бь в слогах. Развитие координации движений

Бим и Бом любят играть на барабане?

Какой звук слышится, когда они бьют в барабан?

У гномика Бома большой барабан, он сильно по нему стучит барабанными палочками. А у гнома Бима барабан маленький, он слегка постукивает по нему.

-Давайте изобразим, как играет на барабане и поет свою песенку гномик Бом, а потом Бим.

Дети маршируют по кругу под ритмичную музыку, имитируя игру на барабане. Проговаривают отраженно за логопедом цепочки слогов со звуками Б и БЬ.

ба-бо-бы,   бу –бы –ба,   бо – ба – бу.

Би-бе-бя, бя - би – бе,  бе – бя –би.

6. Выделение  звуков Б и БЬ из начала слова.

Бим и Бом пришли не с пустыми руками, а принесли с собой мешочек с разными предметами. Только они запутались и не знают, как правильно расставить предметы по своим местам. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в мешке? Дети по очереди достают из мешка предметы, называют и определяют, какой звук слышится в начале слова. (Банан отнесем Бому)

(Банан, барабан, бусы, браслет, бык ).

(Бинт, бинокль, белочка, бегемот, берет, бисер).

Какой звук слышится в начале всех слов?

Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

7. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом очень хотят узнать где в словах спрятались их любимые звуки.

Где может стоять звук в слове? (в начале, середине, конце)

Дети определяют место звука Б и БЬ в словах и выкладывают фишку на звуковой линеечке. (предметные картинки появляются на экране)

Ботинки, арбуз, бабочка, билет, рябина, Барби.

8. Физминутка

Бим и Бом приглашают нас поиграть.

Логоритмика с элементами самомассажа.

«Наши гномики проснулись»

 (движения выполняем соответственно тексту)
Жили-были в домике
Маленькие гномики
Утром гномики проснулись,
Ручкой вправо потянулись,
Ручкой влево потянулись,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжали,
Растирать все ручки стали
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота.

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру)

9. Знакомство с буквой Б.

Ребята, мы научили гномиков слышать и произносить звуки Б и БЬ, а теперь они хотят увидеть букву, которой обозначаются эти звуки?

Что вам напоминает эта буква?

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (координация речи с движением)

Прописывание буквы Б пальцем в воздухе.

Перед вами лежат кусочки пластилина, попробуйте правильно и красиво вылепить букву Б.

(во время лепки звучит песенка о букве Б, дети лепят и ее напевают)

Вылепленные буквы дарят гномам.

10. Чтение закрытых и открытых слогов.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать. Посмотрите гном приготовился на старт, он будет бежать, а мы читать слоги.

 На экране слоги-слияния.(читаем по стрелочке)

А---------Б (гномик бежит к букве)

Б---------А

Б---------О

Б---------У

Б---------Ы

11. Организация окончания занятия.

– Ребята, посмотрите на лица гномиков, что изменилось? Правильно гномики улыбаются, у них веселое настроение. Покажите, настроение гномиков (Мимические упражнения: радость).

На экране появляется Белоснежка.

– Спасибо вам дети, что помогли гномам. Вас, гномы, я прощаю и принимаю обратно в сказку, больше так не озорничайте.

Дети наши молодцы потрудились от души, а теперь пора вставать вместе с гномом станцевать. (Звучит песенка о гномиках, дети произвольно выполняют движения по тексту песни)

А детям за добрые дела Белоснежка принесла угощение (раздаются бублики). Почему Белоснежка вас угостила бубликами? (потому, что в слове бублик есть звуки Б).

Спасибо! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

«Весна. Перелетные птицы.» Конспект подгруппового итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Предаставлено итоговое подгрупповое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамте в старшей группе.На занятии используются разнообразние игры и упражнения по лексике, грамматике, фонетике, гр...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Методическая разработка Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация звуков [П]-[Б] разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические ...