Автоматизация звука [с] в словах (презентация)
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Филиппова Екатерина Юрьевна

Конспект инивидуального занятия по автоматизации звуков в словах, с использованием ИКТ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука [ с ] в словах Для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 2

Задачи: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом) - автоматизировать правильное произношение звука в начале слова. - учить изменять слова по падежам (родит. п.) - учить согласовывать числительные и существительные. - развивать логическое мышление. - развивать зрительное внимание.

Слайд 3

Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.

Слайд 4

Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу:ду-ду-ду , ду-ду-ду .

Слайд 5

Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вправо – влево гну щетинки. Не оставлю ни соринки.

Слайд 6

Вот так горка, Что за чудо. Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются .

Слайд 7

Носом – вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик. Поплывет красавец наш, Маме за подарком.

Слайд 9

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - губки улыбаются. между зубами небольшая щель. - язычок выгибается горкой. - воздушная струя холодная . (произносит звук, поднося ладонь ко рту) - звук глухой ( прикладываем к горлышку тыльную сторону ладони) - бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.

Слайд 11

Третий лишний .

Слайд 14

Найди отгадку. Ножек четыре, шляпок – одна. Нужен коль станет обедать семья.

Слайд 15

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Слайд 16

Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа.

Слайд 17

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: Топать, шлепать по болотам.

Слайд 18

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.

Слайд 19

Два колеса, одна доска, Конструкция его легка. Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам.

Слайд 20

Закончи предложение. На завтрак у Сони …

Слайд 21

Весной на улице ярко светит…

Слайд 22

Дети сели обедать за ….

Слайд 23

В руках у мамы ….

Слайд 24

В реке плавает усатый …

Слайд 25

Кого нет?

Слайд 26

Чего нет?

Слайд 27

Кого нет?

Слайд 28

Чего нет?

Слайд 29

Посчитай предметы .

Слайд 32

Посчитай самолеты.

Слайд 33

Посчитай собак.

Слайд 34

Посчитай свитера.



Предварительный просмотр:

Презентация: автоматизация звука [с] в начале слова.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила учитель - логопед Филиппова Е. Ю.

ГБДОУ д/с №16.

Слайд №2.

Задачи:

-  укреплять мышцы артикуляторного аппарата.

- закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом)

- автоматизировать правильное произношение звука в начале слова.

- учить изменять слова по падежам (родит. п.)

- учить согласовывать числительные и существительные.

- развивать логическое мышление.

- развивать зрительное внимание.

Слайд №3 – 6.

Артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляторного аппарата, для закрепления правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука.

Слайд №3: упражнение «Заборчик». Губы улыбаются, зубы открыты. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я ведь тоже так могу,

Вот смотри, сейчас.

Инструкция: «Улыбнись и покажи зубки, как щенок в стихотворении. Представь, что твои зубки превратились в заборчик. Держи заборчик закрытым, пока я буду считать»

Слайд №4: упражнение «Трубочка». Губы вытянуты вперед. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Мои губы трубочка,

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Инструкция: «вытяни губы вперед, чтобы твои губы превратились в трубочку» или «представь, что ты будешь играть на дудочке, для этого тебе нужно сильно вытянуть губы вперед». «Держи трубочку, пока я буду считать»

Слайд №5: упражнение «Чистим зубы». Рот открыт, губы улыбаются. Кончиком языка водить по наружной и внутренней части верхних и нижних зубов (по всей челюстной дуге). Предварительная работа: чтение стихотворения.

Щеткой кухню уберу,

Наведу там чистоту.

Вправо – влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки.

Инструкция: «Представь, что твой язычок это зубная щетка и тебе нужно как следует почистить зубы. Тебе надо водить кончиком языка сначала по верхним, потом по нижним зубам. Слева – направо, а потом справа – налево»

Слайд №6: упражнение «Горка». Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, «тело» языка поднимается вверх. Выполняется в несколько подходов под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Вот так горка, что за чудо.

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Инструкция: «Сильно упри кончик языка в нижние зубки и подними его, представь, что твой язык превратился в горку. Держи ее, пока я буду считать»

Слайд №7-8.

Работа над дыханием. Выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха (вдох носом – выдох ртом). Упражнение «Кораблик».

Слайд №7.

Предварительная работа: чтение стихотворения.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дуем на кораблик.

Поплывет красавец наш,

Маме за подарком.

Инструкция: «Сделай глубокий вдох носом, выдыхай медленно через трубочку. Если ты все сделаешь правильно, наш кораблик поплывет»

Слайд №8.

Ребенок выполняет упражнение, по инструкции. Далее, если он все делает правильно, педагог нажимает на слайд и кораблик начинает медленно двигаться («плыть»). Далее упражнение можно повторить или перейти к следующему слайду.

Слайд №9.

Уточнение характеристик звука [с]. Ребенку предлагается ряд картинок, обозначающих характеристики звука.

Инструкция: «Посмотри на картинки и вспомни чем звук [с] отличается от других. Объясни, что означают эти картинки»

Объяснение:

- губы улыбаются, между зубами небольшая щель (картинка «губы»)

- язык выгибается горкой (картинка «горка»)

- воздух, при произнесении звука холодный (картинка «тучка»). При этом ребенок может себя проверить: произносит звук и подносит ладонь ко рту.

- звук глухой (картинка «колокольчик»). Ребенок произносит звук и прикладывает к горлу тыльную сторону ладони.

- звук бывает твердый и мягкий (картинки «орех» и «вата»)

Слайд №10. Повторение правильного произношения изолированного звука.

Примечание: произнесение может быть длительным или кратковременным.

Инструкция: «Произноси звук [с], пока сыпется песок в часах» или «Произноси звук, пока песок в часах пересыпается сверху – вниз. Потом начинай сначала»

Слайд №11 – 34. Непосредственная автоматизация звука в начале слова.

Слайд №11 – 13. Игра: «Третий лишний»

Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. При этом при правильном выборе картинки, педагог предлагает ребенку нажать на нее. Картинка начинает мигать.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи: что (кто) здесь лишнее (лишний). Проверь себя, нажми на картинку. Если она мигает, значит ты прав»

Слайд №11.

Описание: картинки – помидор, огурец, Слива.

Примерный ответ ребенка: лишняя слива, потому что это фрукт, а помидор и огурец – овощи.

Слайд №12.

Описание: картинки – медведь, собака, заяц.

Примерный ответ ребенка: лишняя собака, это домашнее животное, а заяц и медведь – дикие животные.

Слайд №13.

Описание: картинки – комбинезон, шуба, сарафан.

Примерный ответ ребенка: лишний сарафан, потому что это летняя одежда, а шуба и комбинезон – зимняя.

Слайд № 14 -19. Игра «Найди отгадку».

Ребенку предлагается несколько слайдов с картинками, среди которых есть ответы на загадки, читаемые педагогом. Слайды показываются без текста. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагается нажать на картинку, которая начинает вращаться.

Слайд №14.

Описание:

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен коль станет обедать семья (Ответ: стол)

Слайд №15.

Описание:

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет, что же это (Ответ: самолет)

Слайд №16.

Описание:

Поднимает великан груз тяжелый к облакам,

А если станет душно, себя польет из душа (Ответ: слон)

Слайд №17.

Описание:

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь у нас работа: топать, шлепать по болотам (Ответ: сапоги)

Слайд №18.

Описание:

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (Ответ: стул)

Слайд №19.

Описание:

Два колеса, одна доска, конструкция его легка.

Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам (Ответ: самокат)

Слайд №20-24. Игра закончи предложение.

Педагог читает ребенку начало предложения, которое он заканчивает, используя предложенные на слайдах картинки.

Слайд №20.

Описание: на завтрак у Сони … (картинка «сыр»)

Слайд №21.

Описание: весной на улице ярко светит … (картинка «солнце»)

Слайд №22.

Описание: дети сели обедать за … (картинка «стол»)

Слайд №23.

Описание: в руках у мамы … (картинка «сумка»)

Слайд №24.

Описание: в реке плавает усатый … (картинка «сом»)

Слайд №25 – 28. Игра «Чего (кого) нет?»

Ребенку предлагается ряд слайдов, на который расположены четыре картинки. Педагог или ребенок нажимает на слайд, после чего одна картинка исчезает. Ребенок должен ответь на вопрос: «Чего (кого) не стало?» или «Чего (кого) нет?». Подбор картинок может осуществляться с учетом лексической темы.

Примечание: задание  может выполнятся в двух вариантах.

1. Ребенка просят запомнить все картинки, после чего закрыть глаза. Педагог самостоятельно убирает одну картинку и просит ребенка назвать ее по памяти.

2. Ребенок сам нажимает на экран, после чего картинка убирается и ребенок отвечает на вопрос «чего (кого) нет?»

Слайд №25.

Описание: картинки – сом, свинья, слон.

Выполняется по второму варианту. Ребенку предлагается сначала назвать все предложенные картинки, затем нажимать по очереди на каждую картинку и отвечать на вопрос: «Кого нет?»

Слайд №26.

Описание: стул, диван, кресло, шкаф. Лексическая тема: мебель.

Слайд №27.

Описание: коза, овца, кошка собака. Лексическая тема: домашние животные.

Слайд №28.

Описание: машина, самолет, трамвай, поезд. Лексическая тема: транспорт.

Слайд №29 – 31. Игра «Посчитай предметы (от одного до пяти)».

Ребенку предлагается ряд слайдов с изображением одинаковых предметов (животных), которые ему необходимо посчитать.

Слайд №29.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем стульев, вот так один стул, два стула …»

Слайд №30.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем столов»

Слайд №31.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем собак»

Слайд № 32 – 34. Игра «Считаем, не пропускаем»

Ребенку предлагается посчитать определенные предметы (объекты) из ряда предложенных.

Слайд №32.

Инструкция: «Посчитай только самолеты, которые есть на картинке»

Слайд №33.

Инструкция: «Посчитай всех собак»

Слайд №34.

Инструкция: «Посчитай только свитера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Автоматизация звука Ш в словах"

Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала и поэтому у детей быстро наступает усталость и пресыщение от этой утомительной д...

Электронная презентация "Автоматизация звука З в словах, предложениях "

Автоматизация звука З в словах, предложениях через использование лексико-грамматических упражнений...

Презентация "Автоматизация звука "С" в словах со слогом "СО" и предложениях с этими словами".

Презентация предназначена для детей дошкольного возраста с трудностями автоматизации завука "С" в сочетании с гласным "О"....

Автоматизация звука [р] в словах (презентация)

Компютерные презентации - дополнительный и очень удобный источник информации и наглядности. Применение презентаций на индивидуальных занятиях позволяют не только автоматизировать\дифференцировать звук...

Автоматизация звука Р в словах, где звук в начале слова

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию по автоматизации звука Р...

Конспект ООД для детей средней группы с недостатками слухового восприятия по теме: "Автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация".

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ  (с недостатками слухового восприятия) и студентам специальности "Специальное дошкольное образо...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...