Дизартрия
статья по логопедии по теме

Попова Анна Семеновна

 

Дизартрия – это такое речевое расстройство, при котором нарушена произносительная (фонетическая) и просодическая сторона речи.

Может быть у дошкольников, школьников и взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disartriya.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Дизартрия

        Дизартрия – это такое речевое расстройство, при котором нарушена произносительная (фонетическая) и просодическая сторона речи.

Может быть у дошкольников, школьников и взрослых.

 

     Причины.

1. Внутриутробные: тяжелый токсикоз беременности, травмы матери, вдыхание ядов, паров, облучение.

2. Натальные: природовые травмы(асфиксия синяя, белая), длительное оживление дает неблагоприятный прогноз, число дизартриков увеличивается в результате увеличения случает благоприятного оживления.

3. Постнатальные: на почве менингитов, энцефалитов, менинго-энцефалитов, тяжелых гриппозных инфекций и их осложнений. У взрослых – нарушение мозгового кровообращения, опухоли и травмы мозга.

    Механизм дизартрии.

          При дизартрии происходит поражение проводящих путей. Поражение пирамидальных, кортико - бульбарных, кортико – нуклеонарных путей, приводит к нарушению иннервации органов артикуляции (языка, шеи, гортани с голосовыми связками) и вызывает парезы и параличи; отсюда  -смазанность и невнятность речи.

        Паралич лицевого нерва вызывает амимию лица;

 языкоглоточного нерва – нарушение функций спинки и корня языка;

верхней ветви блуждающего нерва – затрагивает мягкое небо, возникает носовой оттенок;

нижней ветви блуждающего  нерва – вызывает возникновение афонии и дисфонии;

подъязычного нерва – вызывает нарушение функций передней части спинки и кончика языка; нарушается произношение почти всех звуков речи.

        Механизм дизартрии можно представить как нарушение иннервации артикуляционного аппарата. Это не самостоятельное нарушение, это симптомы детского церебрального паралича.

Детский церебральный паралич выступает в нескольких формах по тяжести и степени:

1. Двойная спастическая диплегия (самая тяжелая форма). Поражены и руки, и ноги, руки чаще, это грозит полным обездвиживанием.

2. Параплегия – поражение или рук, или ног.

3. Гемиплегия – поражение или право-, или левостороннее (рука и нога). Чаще бывает левосторонняя гемиплегия.

4. Гемипарезы – наиболее легкие поражения ( либо одна рука, либо одна нога).

        Поражение рук сильнее всего влияет на речь, так как аналитически и функционально центр речи связан с рукой.

        Проекционное поле рук в коре головного мозга почти в 2 раза больше проекционного поля ног.

        Речь ребенка развивается в процессе его предметной деятельности, у него формируется понятия, на этой базе формируется речь и психика. Если ребенок обездвижен, не может держать предмет, у него не формируется понятие,  возникает задержка речевого и психического развития. Это и определяет то, что дизартрия формируется на фоне двигательный нарушений.

Формы диразртрии.

1. Псевдо – бульбарная, или спастико – паретическая (нарушение проводящего пути).

2. Бульбарная. Чаще бывает у взрослых (поражено ядро мозга ).

3. Гиперкинетическая (подкорковая).

4. Мозжечковая (атактическая).

5. Корковая.

6. Стертая.

Наиболее часто встречается псевдо – бульбарная (спастико – паретическая) дизартрия. Основной синдром – спастический парез, как в общей, так и в речевой моторике. При данной форме дизартрии наблюдается слабость, вялость движения рук, ног, или наоборот – напряженность мускулатуры в общей моторике. В артикуляционной моторике – парез мышц артикуляционного аппарата  вследствие  нарушения иннервации мышц. В речедвигательном аппарате - парезы, параличи, спастичность.

         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дизартрия. Стертая дизартрия.

Даннай материал предназначен для учителей - логопедов....

Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом...